microbik.ru
1
Тематический чат

«Какое электронное пособие необходимо мне как учителю?»

(аналитический отчет)

В рамках проекта «Информатизация системы образования» (программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов») проектная группа специалистов государственного учреждения «Региональный центр развития образования», провела 28 июня 2007 года тематический чат «Какое электронное пособие необходимо мне как учителю?».

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • Какие электронные пособия Вы используете в учебном процессе? Достоинства и недостатки этих пособий.

  • Какие требования предъявляет Вы, как учитель, к электронному пособию?

Для обсуждения проблемы «Какое электронное пособие необходимо мне как учителю?» были приглашены учителя-предметники и учителя информатики, активно участвующие в различных образовательных проектах.

На этапе обсуждения выявлено, что педагогов школ интересует решение следующих проблем:

  • Удобство электронного пособия в использовании. Удобство как для учителя, так и для ученика

  • Использование электронных учебных пособий на уроках с использованием интерактивной доски в школе

  • Достоинства информационного интегрированного продукта КМ-Школа

  • Правила разработки и методы применения электронных пособий на уроке

  • Особенности систематического использования электронных УМК при самообразовании

  • Использование электронных учебных пособий при самостоятельной подготовке к ЕГЭ

  • Разработка собственного электронного (возможно дистанционного) учебного курса

Педагоги поделились своим опытом применения электронных пособий и предлагают обратить внимание на опыт коллег по применению электронных учебных пособий в учебном процессе:

        1. Из пособий, которые вызвали восторг у преподавателей нашей школы, могу отметить пособие по истории России (из 4 дисков), которое поставлено в медиатеке в 2001 г. Также пособие по истории из КМ-школы, огромное спасибо учителя говорят за КМ-энциклопедию (Е.В. Куркина, Михайловская СОШ, Бугурусланский район)

        2. Хотелось бы обратить ваше внимание на информационный интегрированный продукт КМ-Школа, в котором учтены потребности всех участников учебного процесса (Г.Р. Мустафина, методист - тьютор Регионального центра развития образования Оренбургской области)

        3. Мы получили прекрасный результат при обучении детей по программе «УЧИМСЯ С ИНТЕЛ» с использованием электронного пособия, по свидетельству педагогов, классы, прошедшие обучение по этой программе, легко можно отличить от тех, кто не получил такой возможности (С.А. Юртаева, директор ГИРЦ г. Сорочинска)

        4. Электронные учебные пособия 1С репетитор по различным предметам помогают учащимся самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и к экзаменам в новой форме итоговой аттестации за курс основной школы (Л.И. Сизова зам.директора по УВР МОУ "СОШ№2" г. Сорочинска)

        5. Я знаю, что в РЦРО имеются три тьютора по программе Microsoft «Партнерство в образовании». Видела пособие для учителя, пособие для учащегося. Считаю, идею очень перспективной и надеюсь, что в скором времени мы сможем воспользоваться этими замечательными пособиями (С.А. Юртаева, директор ГИРЦ г. Сорочинска)

        6. Из используемых в нашей школе могу отметить 1С репетиторы по различным предметам. А также пособия серии Живая геометрия и Живая физика (Е.В. Куркина, Михайловская СОШ, Бугурусланский район)

        7. "Уроки по Flash", "Изучаем PageMaker", ребята готовились в этом году к экзамену по информатике по электронным учебникам "Информатика" (Е.А. Бикеева, учитель информатики МОУ "СОШ № 10" г.Бузулука)

        8. Различные варианты использования образовательных средств ИКТ - на сайте «Планирование уроков с использованием средств ИКТ»: http://buryatia.fio.ru/work/16/TzybikowaMG/index.htm

        9. Как разработать методы применения электронных пособий на уроке? На каких темах и этапах урока будет использовать компьютер. Примеры тематического планирования уроков алгебры: http://www.websib.ru/ites/2003/02b-01.htm

        10. О том, как разрабатываются электронные учебные материалы, кто выделяет деньги и оценивает их качество: http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=7392

        11. АЛХИМИК - помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. Он даст вам полезный совет, ответит на вопрос, удивит экспонатами химической Кунсткамеры. Здесь Вы найдете задачник и вопросник неорганической химии и главы из учебника (электронные пособия) по неорганике - "Строение вещества", "Демонстрационные опыты по химии элементов", "Комплексные соединения" и "Протолитические равновесия", а также полезные статьи в рубрике ЦУ - Ценные указания . Всем химикам понравится удобный для использования и тщательно выверенный справочник : http://www.alhimik.ru

        12. Электронное пособие для учителя «Уроки физики»: http://www.nios.ru/documents/msword/000030.doc

        13. Учебный план, программа и методические рекомендации к курсу «Человек. Природа. Техника» предпрофильного обучения для учащихся 9 класса. Курс подкреплен учебным пособием на CD-ROMе, что позволяет широко использовать самостоятельную работу, в том числе с использованием компьютерной техники. : http://edu.tomsk.ru/y/teacher.htm.

        14. Введение в Интернет с электронным пособием по созданию Web-страниц (+ CD-ROM) {Интернет-магазин}: http://www.bookland.ru/book2479526.htm

        15. Ресурсы - Входит в серию "Библиотека электронных наглядных пособий" и предназначено для применения в учебном процессе, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д. Работа выполнена в рамках проекта "Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности"по программе "Информационные технологии в деятельности учителя - предметника": http://ikt.oblcit.ru/33/elcova/resursy.htm

        16. Обзор программ, компакт-дисков и компьютерных книг: www.homepc.ru/2003/84/27372/page2.html

        17. Планирование уроков с использованием средств ИКТ: http://buryatia.fio.ru/work/16/TzybikowaMG/index.htm

    • Задачи использования средств ИКТ в учебном процессе

    • Классификация средств ИКТ

    • Конструирование урока с использованием средств ИКТ

    • Варианты использования образовательных средств ИКТ

    • Примеры уроков  с использованием средств ИКТ:

В ходе общения по вопросам применения электронных пособий разговор неизбежно выходит на проблемы организации применения электронных пособий на уроке.

Используемые методы применения электронных пособий участниками Чата:

Педагоги выделяют - консультации специалистов, мастер-классы, экскурсии, тренинги, ИКТ-технологии, практикумы, творческие проекты и пр:

  • Электронные пособия использую на уроках информатики, чаще на факультативных занятиях и кружках. Это, как правило, электронный учебник по какой-нибудь программе (Е.А. Бикеева, учитель информатики МОУ "СОШ № 10" г.Бузулука)

  • Обучение учащихся, основанное на систематическом использовании учебно-методического комплекса, включающего в себя электронный учебник, направлено на то, что бы учащиеся систематически работали с учебником самостоятельно, без помощи преподавателя, так как очень жаль расходовать драгоценные минуты урока, предназначенные в первую очередь для живого общения с учителем. (С.А. Юртаева, директор ГИРЦ г. Сорочинска.)

  • Существуют различные варианты использования образовательных средств ИКТ. Традиционный тип урока с использованием ИКТ. Вариант 1 - учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. Электронные материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль) Комбинированный тип урока с участием учителя-тьютора. Вариант 2 - проведения занятий предполагает, что традиционные уроки сохраняются в объеме 50-70% учебного времени. Оставшиеся 30-50% времени отводятся на внеурочную работу учащихся в компьютерном классе под руководством учителя–тьютора (выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта). Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами. Вариант 3 - предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами (50% учебного времени), групповыми тьюторами и консультациями (по 25% времени) (Е.Л. Калиберда, методист - тьютор Регионального центра развития образования Оренбургской области)

  • В КМ-Школа есть возможности участия родителей в процессе обучения ребенка не выходя «из дома» (Г.Р. Мустафина, методист - тьютор Регионального центра развития образования Оренбургской области)

  • КМ-Школа для ученика: - обучение по индивидуальным траекториям и в индивидуальном темпе в рамках классно-урочной системы; широкое использование Базы знаний продукта КМ-Школа в самостоятельной работе и дополнительном образовании; эффективная подготовка к поступлению в ВУЗ с использованием репетиторов по ЕГЭ (Г.Р. Мустафина, методист - тьютор Регионального центра развития образования Оренбургской области)

  • В КМ-Школа уже учтены потребности учителей в быстрой качественной подготовке к урокам, на что раньше тратилось много времени и все уже систематизировано (Г.Р. Мустафина, методист - тьютор Регионального центра развития образования Оренбургской области)

По второму вопросу - Какие требования предъявляет Вы, как учитель, к электронному пособию? – участники Чата актуализировали следующие проблемы:

  • Считаю, что электронное пособие должно обязательно иметь сетевую версию (С.А. Юртаева, директор ГИРЦ г. Сорочинска)

  • Электронное пособие должно быть предназначено для разных моделей обучения - самостоятельно или в группе под руководством педагога. В этих случаях к пособию предъявляются различные требования. В случае, если работает педагог, то пособие призвано лишь поддерживать его работу, то есть содержать набор демонстрационного материала и методику его предъявления. А в случае самообразования пособие должно быть хорошо структурировано, иметь понятный интерфейс, быть достаточным по объему учебного материала (Е.В. Куркина, Михайловская СОШ, Бугурусланский район)

  • Одно из требований, на мой взгляд, важного для учителя - это универсальность учебного пособия. Важно, чтобы ученик по всем предметам имел универсальное пособие и не раздумывал над проблемой управления на этапе изучения (В.И. Нефедова, заместитель директора ГУ "Региональный центр развития образования", Оренбург)

  • Думаю, что электронные учебники позволяют сократить время на добывание знаний и делают этот процесс более интересным и радостным. Они обращаются к личностным свойствам и особенностям ученика, к его желаниям и стремлениям в присущем ему темпе, настроении (Е.А. Бикеева, учитель информатики МОУ "СОШ № 10" г.Бузулука)

  • Продукт для администрации школы, должен решать много задач, в том числе и систематизацию электронных пособий (В.И. Нефедова, заместитель директора ГУ "Региональный центр развития образования", Оренбург)

  • Установка и использование не должны вызывать трудностей у неподготовленных пользователей (Е.В. Куркина, Михайловская СОШ, Бугурусланский район)

  • Пособие должно быть доступно. Иногда сталкиваемся с проблемами при установке диска. Требуют пароль, который нигде не указан (Н.В. Герцева)

  • Пособие должно помогать решить учителю главную задачу - мотивацию к серьезному изучении своего предмета (В.И. Нефедова, заместитель директора ГУ "Региональный центр развития образования", Оренбург)

В Чате приняли активное участие 12 представителей из различных образовательных учреждений. Небольшое количество участников объясняется неудачно выбранным временем проведения чата 15:30 и техническим сбоем на этапе регистрации. В день проведения чата на сайте http://www.orenedu.ru/ было более 210 посетителей - представителей педагогического сообщества, которых заинтересовала проблема электронных пособий.

Географическая картина участников показывает, что в Чате приняли участие представители следующих муниципалитетов: г. Сорочинск, г. Бузулук, г. Оренбург, Бугурусланский район.

Большая часть участников выбрала пассивную роль (не прошли этап регистрации, поэтому только следили за ходом обсуждения вопросов; прошли регистрацию, но вопросов не задавали и в дискуссии не принимали участие). Это выявлено в ходе чата, об этом свидетельствует общение с участниками после чата. Причинами пассивного участия в чате считаем неуверенность в своей позиции по обсуждаемой теме, отсутствие опыта работы с электронными пособиями. Анализ ситуации пассивного общения учителей позволяет сделать вывод об острой необходимости учебно-методических мероприятий позволяющих учителям понимать принципы системного использования электронных учебных пособий, накапливать методический багаж по использованию электронных УМК в учебно-воспитательном процессе.

Одним из решений стал учебно-методический семинар по использованию интерактивной доски. Учитывая ситуацию, что интерактивные доски закуплены в школы Оренбуржья или планируется их приобретение, но не в каждой школе есть подготовленные специалисты к эксплуатации этого оборудования, на базе государственного учреждения «Региональный центр развития образования» специалисты компьютерного магазина "Хард" (г. Оренбург) и их партнеры из Башкирии – компания «Полимедиа» (г. Уфа) 5 июля 2007 года провели однодневный учебный семинар для педагогического сообщества Оренбуржья. Семинар объединил около 130 специалистов из общеобразовательных учреждений, органов управления образованием, министерства образования Оренбургской области, Оренбургского государственного педагогического университета, Регионального центра развития образования, компании «Хард» (Оренбург), компании «Полимедиа» (Уфа). (Подробнее в новостях на сайте ГУ «РЦРО» http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=444&Itemid=208&mosmsg

Следующим шагом приобщения педагогов к использованию электронных учебно-методических комплексов является подготовка и проведение регионального семинара «Адаптация в практике работы педагогов ресурсов сети Интернет: технологический аспект». Цель семинара познакомить педагогов

  • с некоторыми теоретическими и технологическими подходами по использованию образовательных ресурсов по всем предметным областям, доступных педагогам через Интернет-канал (А.Е. Шухман, к.п.н., заведующий кафедрой информационных систем Оренбургского государственного университета)

  • эффективными в практическом использовании образовательными ресурсами, в том числе ЦОРами, доступными любому образовательному учреждению (В.И. Нефедова, к.п.н., заместитель директора ГУ «Региональный центр развития образования»)

  • особенностями организации материально-технических и коммуникативных условий для учебного процесса образовательного учреждения любого типа (А.Н. Говоров, директор компании ХАРД).

Организаторы Чата «Какое электронное пособие необходимо мне как учителю?» благодарят всех участников Чата и ждут всех, кого волнует проблема, на Педагогическом Форуме для педагогического сообщества на сайте Регионального центра развития образования http://www.orenedu.ru/ для продолжения обсуждения поднятых проблем: http://forum.orenedu.ru/index.php. Надеемся, что в канун нового учебного года эта проблема станет еще более актуальной для значимой части педагогов Оренбургской области.

Организаторы чата:

по организационно-содержательной части –

Калиберда Е.Л, Мустафина Г.Р.

по технической части – Тимченко Л.А.