microbik.ru
1

V межрегиональная краеведческая конференция

« Историко- культурное и природное наследие Сибири»

Тема : Оценка качества питьевой воды на территории д. Верхняя Иреть.

Работу выполнил: Распутин Вячеслав Игоревич

обучающийся 9 класса

МОУ ООШ д. Верхняя Иреть

Черемховского района

Иркутской области

Руководители : Распутина Алена Николаевна

учитель географии,

Алферова Лариса Ивановна

учитель химии

2012 г

«Вода самый важный минерал на Земле,

без которого нет жизни»

А.Е. Ферсман

Введение

В 2010 г. в Российской Федерации была разработана государственная программа «Чистая вода», основой её стали следующие слова: «Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни»

Цель моей работы: исследование и оценка качества питьевой воды из различных источников водопользования на территории, прилегающей к д. В- Иреть

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить литературу по теме

    2. Провести социологический опрос среди жителей нашей местности

    3. Собрать пробы воды из различных водных источников для изучения и оценки их качества

    4. Провести анализ данных проб, используя реактивы школьного кабинета химии

    5. Провести сравнительный анализ полученных результатов

    6. Установить возможную степень антропогенного воздействия на качество воды

    7. Сформулировать выводы и предложить практические рекомендации по улучшению качества воды.

Проблема: В своей исследовательской работе я хотел бы сравнить и соотнести лабораторные данные качества воды с имеющимися представлениями о качестве воды среди местных жителей.

Объект исследования: источники водопользования на территории, прилегающей к д. В- Иреть ( р. Иреть, р. Илотка, подземные воды: скважинные, колодезные)

Время исследования: февраль 2010- январь 2011гг.

Методы исследования:

На начальном этапе своей работы мною был проведен социологический опрос среди жителей ( Приложение 1) , результатами которого стали следующие данные:

Территория населенного пункта Верхняя Иреть с прилегающими к ней деревнями Елоты, Полежаева, участок Мандагай, заимка Труженик находится в Черемховском районе и занимает площадь около 9 кв.км. На данной территории проживает 390 человек. Поселения протянулись вдоль р. Иреть и впадающей в неё р. Илотка ( Приложение 2 ) . В связи с этим большая часть населения пользуются водами этих рек. Небольшая часть жителей, живущих удаленно от рек (до 500 м.) для удобства используют подземные воды нашей местности через скважины и колодцы.( Приложение 3. Диаграмма 1). Население считает, что вода в реках Иреть, Илотка «вкусная, холодная, прозрачная – поэтому качественная». За исключением некоторых моментов, когда в период весеннего таяния снегов, талые воды с полей бегут в реку, тогда вода становится практически непригодной для питья. ( Приложение 3. Диаграмма 2.)

При проведении практических работ использовал методику из школьного практикума по географии – автор Новенко Д.В. Я определял следующие показатели : (Приложение 4 )


  1. Температура. От температуры воды зависят многие параметры состояния водоемов содержание в воде растворенного кислорода, скорость протекания биологических и физико-химических процессов и в конечном итоге, видовое разнообразие.

  2. Запах ( Приложение 5. Фото2)

  3. Прозрачность. Прозрачность – это светопропускание. Светопропускание воды зависит от мутности и цветности. Для определения прозрачности я использовал стеклянный сосуд – цилиндр под дно, которого подложил типографский шрифт, хорошо освещенный. Сосуд наполнил пробной водой до такой высоты, что бы буквы, рассматриваемые сверху, стали плохо различимы.

  4. Окисляемость. Данный показатель дает возможность судить о количестве органических веществ в воде. Органика окисляется в воде, в результате вода обедняется кислородом, кроме того, на субстрате начинают развиваться сине-зеленые и красно-коричневые водоросли. Для определения окисляемости я налил в пробирку 10 мл каждого образца. Добавил 0,5 мл 30%-ной серной кислоты и 1 мл 0,01%-ного раствора перманганата калия (марганцовки). Смесь перемешал и оставил на 20 минут. ( Приложение 5. Фото3-5 ). О количестве органических веществ можно было судить по цвету жидкости, чем светлее жидкость, тем органических веществ больше.

  5. Экспресс-метод определения сульфатов. Для определения сульфатов в воде я налил в пробирку 5 мл исследуемой воды, добавил 3 капли 10% -ного раствора хлорида бария и 3 капли 25%-ного раствора соляной кислоты . По выпавшему осадку оценил содержание сульфатов. ( Приложение 5. Фото 6 ).

  6. Экспресс-метод определения хлоридов в воде. Для определения хлоридов я к 5 мл воды добавил 2 капли 30%-ной азотной кислоты и 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. ( Приложение 5. Фото 7)

Наличие сульфатов и хлоридов в воде обусловлено естественным выщелачиванием горных пород.

Так же одним из показателей качества воды является жесткость. Используя простейший способ – намыливание, можно определить, что воды нашей местности – мягкие.

В своей работе я так же использовал данные лаборатории филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Черемховском районе проб вод в р. Иреть от 12.10.10 . Данные лаборатории представлены в таблице . (Приложение 6)

Данных о наличии в воде йода и фтора у меня нет, но анализируя данные медицинского осмотра учащихся школы, я могу сделать выводы, что этих элементов в воде недостаточно. Выявлено много учащихся с кариесом и нарушениями функции щитовидной железы. ( Приложение 3 . Диаграмма 3)

Заключение

Анализируя полученные результаты моей практической работы, я пришел к выводу, что основные показатели качества воды на территории нашей местности близки к норме. Не зря население считает, что вода у нас чистая и вкусная. Но это не значит, что вода сохранит эти показатели качества в будущем. Как отмечают сами опрошенные - население, которое « любит нашу реку и воду» является источником её загрязнения: полощут белье, моют машины, загрязняют берега, а иногда и саму реку бытовым мусором, размещают скотные дворы на берегах реки. ( Приложение 3. Диаграмма 4 ) В последнее время участились вырубки леса по берегам реки. Все эти действия человека не сегодня так в ближайшее время негативно отразятся как на количестве воды в реке, так и на её качестве.

Что касается сравнительного анализа различных источников водоснабжения, то «качественнее» вода в р. Илотка. Неплохая вода в реке Иреть и в колодце. Ну а на последнем месте по качеству - вода из скважины – с ощутимым запахом и привкусом, мутноватая, с достаточным содержанием в ней сульфатов и хлоридов.

Если говорить о том, какие меры можно принять по охране и защите вод нашей местности - это может быть:

  • Пропаганда среди населения бережного отношения к водам местности ( акции, публикации в СМИ)

  • Расчистка русла рек, уборка мусора по берегам.

  • Прекращение вырубки леса в водоохраной зоне

  • Снижение антропогенного воздействие на воды (полоскание белья, водопои для скота)

Есть замечательное выражение « Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят». Я считаю, что пока каждый не задумается о том, что чистая питьевая вода – это наше здоровье и здоровье будущих поколений, проблема качества воды всегда будет актуальна.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации

  2. Дидактические материалы к учебнику Л.С. Гузея, В.В. Сорокина «Химия 8 кл.»/ Р.П. Суровцева, М.И. Виноградова.- Дрофа, 2003

  3. Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности.6-9 кл.- М.: Дрофа,1997 .

  4. ru.wikipedia.ru

  5. www.agrovodcom.ru


Приложение 1

Социологический опрос

« Мое отношение к водам нашей местности»

Станьте участниками социологического опроса. Укажите, пожалуйста: свой возраст -

род занятий-

  1. Откуда вы берете воду для бытовых и хозяйственных нужд?

-Река Иреть

-Р. Илотка

-Скважина

-Колодец

-другое

  1. Устраивает ли вас качество воды?

- да (почему)

- не всегда (почему)

- нет (почему)

3. Считаете ли вы, что каким- либо образом загрязняете воды нашей местности. Если да то, каким образом именно?

- да

- нет

4.На ваш взгляд воды нашей местности нуждаются в какой-либо защите и охране? Если да, то в какой именно?

5. Что вы лично можете сделать для улучшения качества вод нашей местности

Приложение 2

Карта- схема размещения водных источников, в которых взяты пробы воды

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\2011-01-11\копия (2) image0061.jpg

р. Илотка Скважина Колодец р. Иреть

Приложение 3

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Данные медицинских осмотров школьников.

Диаграмма 4

Приложение 4

Результаты практических работ


№ п.п

Определяемые показатели

р. Иреть

р. Илотка

Скважина

Колодец

1.

Температура, ⁰С

3.5

2

5

3

2

Прозрачность

Прозрачна

Прозрачна

Слабая муть

Слабая муть

3

Запах, балл

2

0

2

0

4

Привкус, балл

0

0

1

0

5

Окисляемость, мг/л

8

6

12

4

6

Сульфаты, мг/л

100-150

1-10

10-100

1-10

7

Хлориды, мг/л

1-10

1-10

10-50

10-50


Приложение 5


c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1338.jpg

Фото 1. Образцы проб питьевой воды

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1340.jpg

Фото 2. Определение запаха воды

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1342.jpg

Фото 3. Определение окисляемости воды.

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1347.jpg

Фото 4. Определение окисляемости воды.

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1349.jpg

Фото 5. Определение окисляемости воды.

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1352.jpg

Фото 6. Экспресс- анализ определение сульфатов в воде

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\изображение\ученик года 2010\img_1356.jpg

Фото 7. Экспресс- анализ определение хлоридов в воде

Приложение 6

Данные лаборатории филиала ФГУЗ

« Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Черемховском районе



№ п.п

Определяемые показатели

Результаты

исследований

Гигиенический

норматив

1

Запах

0

2

2

Привкус

0

2

3

Цветность

2,2

20(35)

4

Мутность

м. 0,5

2,5(3,5)

5

Нитриты

М. 0,003

3.0

6

Нитраты

0,74

45,0

7

Аммоний

м.0,05

2.0

8

Хлориды

3,4

350

9

Окисляемость

0,33

5,0

10

Железо общее

0,26

0,3

11

РН

6,9

6-9