microbik.ru
1 2 3 4
МОУ «Атняшинская основная общеобразовательная школа»

Учитель биологи и химии Бибикова Нина Леонидовна

Предпрофильный курс по биологии для учащихся 9 класса

Тема : «Решение генетических задач»

Пояснительная записка:

Сохранение и укрепление здоровья человека – самая актуальная проблема современности. Здоровье зависит от работы генетического аппарата человека. Наука генетика является фундаментом медицины. Она создает базу знаний для диагностики, лечения и профилактики наследственных заболеваний человека.

Кроме этого генетические знания имеют практическое значения для селекционной работы и охраны природы.

Решение задач развивает умение анализировать и логически мыслить.

Данный курс предназначен для учащихся девятого класса, проявляющих интерес к генетике. Он углубляет и расширяет знания курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение курса может помочь выбору учащихся профиля дальнейшего обучения, направлено на личностную ориентацию и мотивацию учебного процесса.

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии в 5-9 классах. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися навыков решения различных генетических задач , возникновение интереса к одной из перспективных и современных биологических наук – генетике.

Курс рассчитан на 9 часов. Он включает в себя теоретическую часть занятий и практическую часть - решение задач.

Цель:

создание условий для умения применять и пополнять свои знания, полученные в курсе биологии ,

формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи:

образовательные:

формировать умения и навыки решения генетических задач;

отрабатывать навыки применения генетических законов;

добиваться понимания практического значения генетических знаний для
развития медицины, селекции и охраны природы;

обеспечивать большую степень готовности учащихся к ГИА;

формировать интерес учащихся к биологии вообще и генетикой в частности;

развивающие:

развивать логическое мышление учащихся и их способность к анализу;

воспитательные:

формировать здоровый образ жизни и нравственные основы при вступлении в брак;

помочь определиться с будущим выбором профессии, связанной с биологией.

Учебно-тематический план:



Тема

Методы организации деятельности

Количество часов

1

Введение.

Фронтальная беседа.

1 час

2

Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип.

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

2часа

3

Дигибридное скрещивание.

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

1час

4

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

1 час

5

Наследование признаков, сцепленных с полом

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

2 часа

6

Решение задач всех видов.

Индивидуальная работа по решению задач. Собеседование и проверка родословной.

Зачет.

2 часа




Итого:




9 часов

Программа:

Общее количество часов – 9.

1. Введение. -2 часа.

Теоретическая часть. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание - 1 час.

Теоретическая часть. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании. Фенотип и генотип Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание.

Практическая часть. Решение прямых и обратных задач на моногибридное скрещивание. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание - 1 час.

Теоретическая часть. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

Практическая часть. Решение прямых и обратных задач на дигибридное скрещивание. 4.

4. Сцепленное наследование генов – 1 час

Теоретическая часть . Закономерности сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования.

Практическая часть. Решение задач на сцепленное наследование.

5. Наследование, сцепленное с полом – 2 часа.

Теоретическая часть. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Практическая часть. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х- и У-хромосомами.

6. Итоговое занятие- 2 часа.

Практическая часть. Совместное решение генетических задач всех видов. Защита своей родословной. Зачетное решение задач.

Методическое обеспечение программы.

Учебники и учебные пособия:

- Учебник для учащихся 9 класса «Основы общей биологии» под редакцией И.Н.Понамаревой,О.А.Корниловой, Н.М.Черновой.

-распечатанный материал с содержанием теоретической части и алгоритмами решения задач.

Оснащение курса:

-справочные таблицы с доминантными и рецессивными признаками живых организмов.

-таблицы с демонстрацией процессов моногибридного и дигибридного скрещивания, процессов, происходящих в случае сцепленного наследования генов и наследования, сцепленного с полом.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Форма организации - учебное занятие, построенное от менее сложного к более сложному.

Методы и приемы

А)словесные : лекция, беседа.

Б)наглядные: таблицы, слайды

В)практические: решение задач

Прогнозируемые результаты:

1.Повышение интереса учащихся к биологии вообще и к генетике в частности.

2.Самоопределение в профильном обучении в 10 - 11 классах и в будущей профессии.

3.Повышение уровня информированности учащихся по теме «Генетика».

Ученик должен знать-

  • Основные понятия и термины генетики ;

  • Некоторые генетические законы;

  • Значение генетических знаний для медицины, биотехнологии.

Ученик должен уметь –

  • Оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

  • Решать типичные генетические ;

  • Применять генетические законы при решении задач;

  • Объяснять механизмы передачи признаков от родителей к потомству;

  • Строить прогнозы в передаче по наследству генетических нарушений;

  • Составлять родословные;

  • самостоятельно работать с научной, научно-популярной, справочной и учебной литературой;

Литература:

  1. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Филичкина Н.М., Захаров В.Б. Учимся решать задачи по генетике.//Биология для школьников №1, 2003.

  3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями (методическое пособие для школьников, абитуриентов и учителей). – Саратов: «Лицей», 1998

  4. Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. - Казанский университет, 1988.


Занятие 1

Задачи:

1)объяснить цель и задачи данного курса

2)повторить и закрепить основные термины и понятия генетики

3) формировать умение владеть данными понятиями.

1.Повторить §§17,18, 19,с.60-67

2.Основные понятия:

Аллели или аллельные гены называют парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака (например, цвета волос, глаз, формы уха и т. д.). Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: A, a, B, b, C, c и т.д.

Альтернативный признак – это гены, несущие противоположные качества одного признака.

Генотип – совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей.

Гетерозигота – это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), т.е. несущая альтернативные признаки.

Гибридами называют организмы, полученные от скрещивания двух генотипически разных организмов.

Гибридологический метод – это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков у потомства.

Гомозигота – это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа).

Гомологичные хромосомы – хромосомы, содержащие одинаковый набор генов, сходных по морфологическим признакам, конъюгирующие в профазе митоза.

Доминантный признак (ген) – господствующий, преобладающий признак, проявляется всегда как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Доминантный признак обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д.

Изменчивость – это способность организма изменяться в процессе индивидуального развития под воздействием факторов среды.

Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), характерных для того или иного вида.

Локус – гены располагаются в определённых участках хромосом.

Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свою способность организма сохранять и передавать свою генетическую информацию, признаки и особенности развития потомству.

Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии. В гетерозиготном состоянии рецессивный признак может полностью или частично подавляться доминантным. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, в, с и т.д.

Решётка Пеннета – для удобства расчёта результатов скрещивания принято использовать схему, предложенную учёным Пеннетом. В ней по вертикали указываются гаметы женской особи, а по горизонтали – мужской. В местах пересечений записывают генотипы зигот, полученных в результате случайного оплодотворения.

Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития организма.

Чистая линия – это организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам, полученные от одной самоопыляемой или самооплодотворяемой особи и не дающих в потомстве проявления альтернативного признака.

Алгоритм решения прямой задачи

В прямой задаче известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом или во втором поколениях.

Шаги при решении задачи

Демонстрация на конкретном примере

1. Прочитать условие задачи

Задача. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткие, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

  1. 1.Сколько типов гамет образуется у женщины?

  2. 2.Сколько типов гамет образуется у мужчины?

  3. 3.Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (в % ) ?

  4. 4.Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

  5. 5.Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

2. Ввести буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака и записать дано

Признак длинные ресницы – доминантный (А), короткие – рецессивный признак (а).

3. Определить фенотипы и генотипы родителей и записать схему 1-ого скрещивания (или 2-го)

Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит его генотип аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один ген от отца, другой от матери, значит, генотип женщины – Аа. Генотип ее супруга аа, так как он с короткими ресницами.

Р: (фенотип) длинные Х короткие

(генотип) Аа аа

4. Записать гаметы, которые образуются у родителей

G: (гаметы) А, а а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5. Определить генотипы и фенотипы потомства F1 (F2)

F1: (генотип) Аа : аа

(фенотип) длинные короткие

Расщ. по генотипу: 1\2 Аа : 1\2 аа, или 1Аа : 1 аа, или 1:1

Расщепление по фенотипу: 50% длинные: 50% короткие

6. Записать ответ

  1. 2 типа гамет

  2. 1 тип гамет

  3. 50%

  4. 2 (гетерозиготы и гомозиготы)

  5. 2 (с короткими и длинными ресницами)


следующая страница >>