microbik.ru
1
Тема «Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства»
Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о химических свойствах металлов;

  2. Продолжить формирование мировоззренческих взглядов (умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать переход количественных изменений в качественные);

  3. Добавить и обобщить знания об электрохимическом ряде напряжения металлов;

  4. Изучить основные правила электрохимического ряда напряжения металлов и научиться применять эти знания при решении конкретных задач;

  5. Прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.

Тип урока: урок усвоения и углубления ранее полученных знаний.

Методы: словесный, наглядный, демонстрационный, проблемно-поисковый, контроль знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация, химический эксперимент.

Учебник: О.С. Габриелян «Химия 11 класс» (базовый уровень)
Ход урока


  1. Актуализация знаний

Выполнение теста по теме «ОВР. Электролиз». Решение задачи части С5 у доски.

  1. Постановка целей и задач урока.


На доске эпиграф «Земные недра раздираю

Металл блестящий извлекаю

На украшение твое…»

А.Н. Радищев

Учитель: Обратите внимание на эпиграф. Какое ключевое слово в нем можно увидеть? (металлы).

Обратите внимание на слайд. Из чего сделана эта скульптура? (слайд № 2) (из металла)

Внимательно оглядитесь вокруг, что в классе сделано из металлов? Какие металлы находятся у вас дома? В ваших школьных аксессуарах?

Где бы вы ни были – дома или в транспорте – вы увидите какое множество металлов трудятся вокруг нас и для нас.

Учитель: Какие физические свойства отображены на этих иллюстрациях? Перечислите . (слайд № 3). Все ли вы перечислили физические свойства? Обратите внимание на слайд (слайд № 4). Вспомните чем они обусловлены? (учащиеся перечисляют чем обусловлен металлический блеск, электро- и теплопроводность и т.д.)

Учитель: Какое положение занимают металлы в таблице Д.И.Менделеева?

(Металлы находятся в начале периодов и в конце групп. Занимают левый нижний угол по диагонали водород - астат)

Вспомните, какое строение атомов характерно для металлов?

Обратите внимание на слайд №5. Запишите в тетрадь.

Учитель: Как будут изменяться свойства металлов в периодах и группах?

(в периодах слева направо металлические свойства уменьшаются, так как увеличивается заряд ядра и число электронов на внешнем слое, а в группах сверху вниз – увеличиваться, так как увеличивается радиус атома)

Посмотрите на слайд № 6. Запишите в тетрадь.

Учитель: Строение атомов металла определяют их химические свойства и способы получения. Назовите основной способ получения металлов из их соединений. (электролиз). Что такое электролиз?

Остановимся на химических свойствах металлов. Обратите внимание на схему (слайд № 7). С какими химическими элементами реагируют металлы как простые вещества?

Откройте учебник на с. 164. Найдите реакции взаимодействия металлов с неметаллами. С какими неметаллами реагируют металлы? (учащиеся перечисляют из параграфа)

Какие особенности протекания реакций характерны для сурьмы? Найдите в тексте учебника на с.164. При каких условиях протекает данная реакция?

Запишем эти реакции и покажем переход электронов (слайд №8). У доски один ученик записывает эти реакции в ОВР виде.

Учитель: При взаимодействии металлов с неметаллами надо обратить внимание вот на что, если у металла переменная степень окисления, то продукт его взаимодействия с неметаллом будет зависеть от окислительных свойств последнего.

Например:

Fe + S = FeS

2Fe + 3CL2 = 2FeCL3

Учитель: при взаимодействии металлов с кислородом образуются оксиды и пероксиды, в зависимости от активности металла. Это можно отобразить следующей схемой:
Ме + О2 →оксид Ме = основный и амфотерный

\

Пероксид Ме

- Какие металлы будут образовывать пероксиды? (щелочные). Назовите щелочной металл который будет реагировать с кислородом при обычных условиях (литий). Еще раз обратите внимание на схему, запишите ее в тетрадь.

Какой общий вывод можно сделать из рассмотренных реакций взаимодействия металлов с неметаллами? (слайд №9). Запишите вывод в тетрадь.

Учитель: Как будут реагировать металлы с водой? Какие из металлов будут реагировать с водой наиболее активно? Обратите внимание на таблицу Менделеева (Это щелочные и щелочноземельные металлы).

В какой группе находятся щелочные металлы? Как будет изменяться плотность металлов от лития до франция? Вспомните, как хранят литий, натрий и калий? Почему натрий хранят под слоем керосина? (потому что он очень активный металл).

Запишите реакцию взаимодействия натрия и кальция с водой (у доски). (Слайд № 10)

Демонстрация опыта – взаимодействие натрия с водой с добавлением индикатора фенолфталеина.

Обратите внимание на р.118 на с.167. какой способ собирания водорода на нем изображен?

От чего зависит скорость химической реакции щелочных металлов с водой? Найдите ответ на с.167.

Учитель: способность металлов взаимодействовать с растворами кислот и следующие свойства металлов вытекают из положения в электрохимическом ряду напряжения металлов. На с. 167 найдите информацию о том, как реагируют металлы с кислотами, при каких условиях?

Обратите внимание на слайд №11 - все ли условия я указала? Почему должна образоваться растворимая соль? (учащиеся находят ответы на вопросы из параграфа).

Давайте рассмотрим реакцию взаимодействия цинка с кислотой (реакция Кавендиша).

Демонстрация опыта

Zn + HCL = ZnCL2 + H2

Уравняйте и запишите в ионном виде (у доски). Где применяют эту реакцию?

А теперь проделаем эту реакцию с уксусной кислотой.

Демонстрация опыта

Есть ли внешние отличия между этими двумя реакциями? В чем они заключаются? (с соляной кислотой цинк реагирует бурно, а с уксусной нет, потому что она очень слабая кислота)

Запишите реакцию в молекулярном ионном виде.

2CH3COOH+ Zn = (CH3COO)2Zn + H2

Учитель: И последнее, что нам осталось с вами разобрать – это реакции взаимодействие металлов с растворами солей.

И в этих реакциях соблюдаются условия. Найдите их в параграфе на с. 169. Обратите внимание на слайд №12. Запишите условия в тетрадь.

Например, вы знаете, что процесс ржавления железа в природе это долгий процесс, но в лаборатории его можно ускорить.

Демонстрация опыта

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

Посмотрите внимательно на гвоздь, какие изменения вы увидели. Какой тип реакции? (замещения).

Напишите уравнения реакции взаимодействия железа с сульфатом меди (II) в ионном и ОВР виде.

Учитель: Мы с вами рассмотрели химические свойства металлов, давайте подведем итог.

На каких особенностях строения атомов основываются химические свойства металлов?

Посмотрите на слайд №13. Запишите вывод в тетрадь.

Давайте сейчас закрепим полученные знания, проделав следующие упражнения.

Обратите внимание на слайд №14.

Домашнее задание: §20 с. 164 – 169, на слайде изображены генетические ряды, вам дома надо решить цепочки превращений.

Приложение 1

Тест по теме «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз».

Часть А. Из предложенных вариантов ответов выберите ОДИН верный.

А1. Какая из перечисленных ниже реакций относится к окислительно-восстановительной:

  1. AL2O3 + HCL = ALCL3 + H2O;

  2. Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4;

  3. Ca(OH)2 = CaO + H2O;

  4. CO2 + CaO = CaCO3.

А2. Элементы, отдающие электроны называются:

  1. Восстановителями;

  2. Окислителями;

  3. Катализаторами;

  4. Ингибиторами.

А3. Условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что он состоит только из простых ионов, называется:

  1. Степень диссоциации;

  2. Степень окисления;

  3. Степень полимеризации;

  4. Валентность.

А4. Элементы, принимающие электроны называются:

  1. Восстановителями;

  2. Окислителями;

  3. Катализаторами;

  4. Ингибиторами.

А5. В каком ряду правильно перечислены сильные восстановители:

  1. Металлы, водород, азотная кислота, кислород, озон;

  2. Фтор, кислород, озон, галогены, азотная и серная кислоты, перманганат калия;

  3. Металлы, водород, оксид углерода (II), углерод, сероводород, аммиак.

  4. Металлы, водород, азотная кислота, кислород, аммиак, оксид углерода (IV).

А6. Электролиз – это:

  1. Распад электролитов на катионы и анионы;

  2. Необратимый процесс, происходящий на электродах;

  3. Окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита;

  4. Реакции, протекающие под действием электрического тока, без изменения степеней окисления.

А7. При электролизе водного раствора бромида калия на аноде выделяется:

  1. Бромоводород;

  2. Водород;

  3. Бром;

  4. Кислород.

А8. При электролизе водного раствора фторида натрия на аноде выделяется:

  1. Водород;

  2. Фтороводород;

  3. Фтор;

  4. Кислород.

А9. Какой процесс изображен в следующей схеме:

С-4 – 8 е ---------→ С +4

  1. Окисление;

  2. Восстановление;

А10. Какой ученый впервые использовал электролиз:

  1. Ч. Холл;

  2. Г. Дэви;

  3. П. Эру;

  4. Д.И. Менделеев.


Часть В. На соответствие. В задании В1 – В3 установите соответствие.
В1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, выделяющимся на аноде при электролизе его водного раствора.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ НА АНОДЕ

А) NaCL; 1) CL2;

Б) NaCLO4; 2) CL2, O2;

В) NaOH; 3) O2;

Г) NaBr 4) H2, Br2;

5) O2, Br2;

6) Br2.



А

Б

В

Г














В2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, выделяющимся при электролизе его водного раствора на инертном аноде.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ НА АНОДЕ

А) HgSO4; 1) F2;

Б) KF; 2) O2;

В) HgCL2; 3) Hg;

Г) RbOH. 4) H2;

5) CL2;

6) H2, O2.

А

Б

В

Г














В3. Установите соответствие между названием металла и способом его электрического получения.

МЕТАЛЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

А) натрий; 1) электролиз водного раствора солей;

Б) алюминий; 2) электролиз водного раствора гидрооксида;

В) серебро; 3) электролиз расплава поваренной соли;

Г) медь. 4) электролиз расплавленного оксида;

5) электролиз раствора оксида в расплавленном криолите;

6) электролиз расплавленного нитрата.

А

Б

В

Г