microbik.ru
1
Тема «Освещение. Свет и тень»

Цели: Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета;

познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»;

расширить представления о свете как средстве организации композиции в картине;

учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением;

развивать приёмы работы карандашом;

воспитывать наблюдательность;

углублять межпредметные связи.

Оборудование: геометрические тела (конус, куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр),

подсветка, образец педагогического рисунка (см. рис. 1-4)


рис. 1-4
Словарь: рисунок, светотень, композиция.

ХОД УРОКА.

I Организационный момент.

1 Приветствие.

2 Проверка готовности учащихся к уроку.

3 Обобщение пройденного на предыдущем уроке материала:

- С какими приёмами штриховки карандашом вы знакомы?

(нажимом (см. рис. 5), накладыванием штрихов (см. рис. 6))

- Что такое перспектива? Ракурс?

- С какими геометрическими телами вы знакомы? (см. рис. 7,8)

- Каковы правила их построения?


рис. 5 рис. 6



рис. 7,8
II Сообщение темы урока.

Хотя на прошлом уроке вы и научились строить объёмное изображение различных тел, но ваши рисунки ещё не выглядят выразительными и объёмными. В современной реалистической живописи и графике освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, воплотить художнические замыслы.

III Изучение нового материала.

1 Сообщение теоретических сведений.

Роль характера и распределения теней в изображении многообразна: они передают рельеф предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Чтобы умело пользоваться в своём творчестве тенями и свободно предавать с их помощью свои замыслы, надо, прежде всего, знать законы их образования.

Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному. Главное отличие определяется тем, что солнце – источник естественного освещения – находится на таком неизмеримо далёком расстоянии от нас, что его лучи практически параллельны.

Искусственный же источник света по отношению к освещаемым предметам располагается недалеко, и его лучи воспринимаются нами как радикально расходящиеся.

По отношению к зрителю и картине солнце может занимать 3 основных положения, которые определяют положение теней:

- солнце находится против наблюдателя по другую сторону картины, падающие тени от предметов идут на наблюдателя;

- солнце находится сбоку от наблюдателя, и тени идут параллельно картине;

- солнце находится позади наблюдателя, падающие тени идут от зрителя в глубь картины

2 Передача формы предмета.

На плоском листе художник создаёт изображение, в котором зритель

видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось,

он должен научиться воспринимать всё видимое пространственно и

объёмно. Видимые нами объёмные формы выявляются для нас падающим

на них светом- светотенью.Светотень распадается на несколько фаз,

получивших у художников определённые наименования.

Рассмотрите градации светотени на рисунке (см. рис. 9).



рис. 9
На наиболее освещённой поверхности располагается свет, а самая яркая

точка называется бликом. На поверхности, освещённой скользящим

светом, располагается полутон, а на самой затенённой поверхности-

собственная тень. Последняя всегда в той или иной степени подсвечена

светом, отражённым от других предметов- рефлексом. Наконец, предмет

отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень, которая

обычно бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего- найти правильное соотношение этих светлотных фаз,

уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет

ощущать весь объём тела в целом.

3 Ознакомление со словарём по искусству.

Рисунок- изображение, начертание на плоскости с помощью контурных

линий, штрихов, светотеневых пятен.

Светотень- сочетание светлого и тёмного, распределение различных по

яркости цветов или оттенков цвета для выявления объёмности

изображаемого предмета. Градации светотени- свет, тень, полутень,

рефлекс, блик.

Композиция- способ расположения, построения художественного

произведения, взаимосвязь элементов произведения, от которой зависит

весь его смысл и строй.

IV Актуализация знаний.

Сегодня мы выполним рисунок объёмных геометрических тел с боковым

освещением. В процессе создания изображения нельзя изменять положение

источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите

расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными

по освещённости поверхностями.

V Практическая работа.

Задание. Выполните рисунок объёмных геометрических тел (конус, куб и т.д.)

с боковым освещением (работа карандашом).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения

правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

VI Итог урока.

1 Выставка работ. Рисунки учащихся (см. рис. 10,11).

рис. 10,11
2 Заключительное слово.

Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том , что правильная передача

светотеневых отношений позволяет выявить на рисунке объёмную форму

предмета. В ваших рисунках передано распределение освещённости на

различных частях поверхности предмета.

Домашнее задание: подобрать материал по изученной теме. Ознакомиться подробнее

с понятиями, рассмотренными на уроке, в словарях по изобразительному искусству.