microbik.ru
1
Тема 5. Управление запасами в логистических системах.

Понятие запаса. Функции товарных запасов. Уровни запасов. Виды запасов. Системы управления запасами.

Сравнение основных моделей управления запасами. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа. Модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

Системы управления запасами. Функции товарных запасов. Уровни запасов. Сравнение основных систем управления запасами. Метод АВС контроля. Метод XYZ контроля. Объединение подходов АВС и XYZ контроля. Метод Парето.

Организация и управление запасами на производственном предприятии. Организация и управление запасами на предприятии оптово-розничной торговли.

Менеджмент запасов.

Общепринятые формулировки понятия запасов сводятся к следующим определениям: Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления (А.М.Гаджинский).

Запасы – материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте (Б.А.Аникин).

Норма запаса - расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров (А.Стерлигова).

Запасы (stocks) – это поставляемые товары и материалы, хранящиеся в организации. Они образуются каждый раз, когда входящие или исходящие ресурсы в организации не используются, хотя доступны (д.Уотерс).

Управление запасами представляет собой интегрированный процесс, обеспечивающий совместимость операций с запасами как внутри организации, так и вне ее, на всем протяжении стоимостной цепи. Интегрированная стратегия управления запасами определяет политику и процессы принятия решений о том, где и в каком количестве размещать запасы, когда производить поставки для их пополнения. В процессе выработки стратегии управления запасами можно выделить три основных этапа.

1 этап. Классификация по приоритетности продуктов/рынков с целью выявления групп продуктов или рынков со схожими характеристиками.

2 этап. Определение стратегии управления запасами для каждой группы (или сегмента) продуктов/рынков.

3 этап. Выработка оперативной политики и критериев деятельности, путем подробного определения управленческих процедур и критериев деятельности.

Формирование и поддержание запасов всегда сопряжено с расходами. То же можно сказать и про потери из-за отсутствия запасов. Потери от простоев производства, необходимость закупать мелкие партии товара по завышенным ценам, невозможность удовлетворить растущий спрос. не имея необходимых запасов – это только некоторые из возможных потерь, связанных с неэффективной системой организации и управления запасами. Поэтому, несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с затратами, предприятия вынуждены их создавать, т.к. отсутствие их (запасов) может привести к еще большим потерям.

Основные мотивы, которыми следует руководствоваться, создавая материальные запасы, составляют достаточно внушительный список.

1. Возможность сбалансировано осуществлять операции по производству и распределению товарно-материальных ценностей. Наличие запасов готовой продукции позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов обеспечивает равномерность процесса производства.

2. Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия сырья, материалов, запасных частей. Это особенно важно для предприятий с непрерывным производственным процессом.

3. Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас (страховой или гарантийный) необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс.

4. Сезонные колебания производства некоторых видов товаров требуют создания сезонных запасов. Это касается продукции сельского, лесного хозяйства, некоторых других отраслей, связанных со спецификой технологического процесса.

5. Возможность приобрести со скидкой крупную партию товара.

6. Возможное колебание спроса как на закупаемые товарно-материальные ценности, так и на готовую продукцию на рынке.

6. Высокие издержки, связанные с оформлением заказа. Снизить эти затраты можно увеличив объем запаса и , следовательно, сократив количество заказов и издержек, связанных с ними (командировочные расходы, расходы на междугороднюю и международную связь, поиск поставщика, и т.п.), что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, увеличению запаса.

8. Построение производственного процесса на основе возможность немедленного обслуживания покупателей.
Меры по оптимизации запасов.

Меры по оптимизации запасов предусматривают снижение затрат, связанных с их созданием и хранением, сокращение времени поставок, более четкого соблюдения сроков поставки, увеличение гибкости производства, его приспособленности к рыночным условиям, повышение качества изделий, увеличение производительности. В зависимости от этих мер формируется характер и структура запасов на предприятии.

Запасы принято делить по месту их использования (производственные, в оптовой торговле, в розничной торговле) и зависимости от целевого назначения (технологические, текущие, страховые, сезонные). Наиболее употребляемая классификация запасов представлена на рисунке 3.2.1.* Иногда приведенную картинку называют «логистической пилой». Она наглядно демонстрирует различные виды запасов**.

Подготовительные запасы – часть запасов продукции, наличие которых вызвано необходимостью подготовки продукции к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации.

Производственные запасы – запасы, предназначенные для производственного потребления.

Сезонные запасы – запасы, образующиеся при сезонном характере производства продукции или при сезонном характере потребления и транспортировки. Их назначение - обеспечить стабильное функционирование предприятия и бесперебойность снабжения производства на время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.

Резервные запасы – постоянно поддерживаемые запасы продукции на случай непредвиденных заказов и резких колебаний спроса.

Страховые (гарантийные) запасы – предназначены для обеспечения непрерывного (бесперебойного) снабжения предприятия в случае возникновения непредвиденных обстоятельств: задержка продукции в пути, невыполнение плана поставщиком, отклонение в периодичности и/или величине партии поставок от плановой или предусмотренной в договоре, резкое возрастание спроса.

Текущие запасы – обеспечивают непрерывность снабжения предприятия между двумя очередными поставками и рассчитываются исходя из интервала поставки.

Запасы готовой продукции – продукция произведенная, но не отправленная потребителям.

Запасы незавершенного производства – продукция, которая находится в процессе производства и обработка которой еще не закончена.

Технологические запасы – запасы обусловленные необходимостью технологического перерыва в производственном цикле.



Сравнение основных систем управления запасами.

Понятие запасов имеет самое непосредственное отношение к закупкам. Собственно сам процесс закупок является процессом создания запасов. Своеобразным «мостиком» между закупками и запасами является – заказ.

Совершенный заказ – это

  • полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;

  • доставка в требуемый потребителем срок с допустимыми отклонениями;

  • полное и аккуратное ведение документации по заказу включая квитанции, накладные, счета и т.п.;

  • полное соблюдение оговоренных условий поставки (комплектация, отсутствие повреждений и т.п.)

Затраты на поставку включают в себя следующие составляющие: стоимость транспортировки заказа; затраты на разработку условий поставки; стоимость контроля исполнения заказа; стоимость разработки и ведения документации.

Управление запасами заключается в решении двух основных задач: определению размера необходимого запаса или нормы запаса и созданию системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленными нормативами. В связи с этим, на практике сложилось две основных системы управления запасами (табл. 3.2.1.). Каждая из этих систем имеет сои преимущества и недостатки, поэтому выбор той или иной системы происходит путем взвешивания

Сравнение основных систем управления запасами

Таблица 3.2.1.

Система

Преимущества

Недостатки

С фиксированным размером заказа

  • Меньший уровень max желательного запаса

  • Экономия затрат на содержание запасов (сокращение площадей)

  • Ведение постоянного контроля наличия запасов на складе

С фиксированным интервалом времени между заказами

  • Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе

  • Высокий уровень max желательного запаса

  • Повышение затрат на содержание запасов (увеличение площадей)


Система управления запасами с фиксированным размером заказа предусматривает постоянную величину заказа., при этом интервалы времени, через которое происходит его пополнение, могут быть различными. Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. На рисунке 3.2.2. показано, что после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар поступает не сразу, а через промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия графика резко пойдет вниз - участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t>1 - участок В графика), то начнет работать страховой запас. В этом случае следует принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку.





Рисунок 3.2.2. Система управления запасами с фиксированным объемом заказа.

Система управления запасами с фиксированным объемом заказа чаще применяется, когда на предприятии возможны большие финансовые потери в результате отсутствия запаса; присутствуют высокие издержки по хранению запасов; высокая стоимость заказываемого товара; высокая степень неопределенности спроса; наличие существенной скидки с цены в зависимости от величины заказа.

Данная система требует постоянного контроля за наличия запасов на складе и учета остатков запасов, что требует существенных затрат на необходимость использования информационных систем и технологий автоматизированной идентификации товарно-материальных ценностей.

Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами характеризуется отсутствием постоянного контроля за наличием запасов на складе. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени путем проведения инвентаризации остатков, по результатам которой составляется заказ на поставку новой партии товара.

Графически модель системы контроля за состоянием запаса с фиксированными интервалами времени между заказами выглядит следующим образом (см.рис. 3.2.3). Интенсивность спроса является величиной переменной (угол наклона различных участков ломаной линии неодинаков). Поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах будет различна.

Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами применяется, когда имеется возможность заказывать партии различные по величине. Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Особенностью описываемой системы является также и то, что она допускает возникновение дефицита. Как видно из графика, если спрос резко усилится (то есть график круто уйдет вниз – участок А), то запас закончится до наступления срока подачи заявки.



Условные обозначения:

Т - интервал времени, через который повторяется заказ (в нашем случае - 3 дня) - для данной системы величина постоянная;

t - время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере - 1 день);

P1, Р2....Рi, - величина отдельного, i-го заказа;

Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;

Зф - фактический запас на момент проверки;

Зt - запас, расходуемый за время t, необходимое для размещения и выполнения заказа;

А - период времени с интенсивным спросом;

В - период времени с нулевым запасом.

Рисунок 3.2.3. Система управления за состоянием запаса с фиксированными интервалами между заказами.
Взаимосвязь и различия АВС и XYZ – анализа.

Одним из видов используемых на практике классификаций запасов является классификация запасов по их стоимости. В ее основу положен принцип Парето. Практика ведения запасов показала, что все запасы можно распределить на три группы, основываясь на том, что номенклатурных позиций самой дорогостоящей группы меньше, чем средней, а средней меньше, чем самой дешевой группы. Метод получил название - АВС-метод (распределение)

Приведем определение АВС анализа, данное в терминологическом словаре*.

Метод АВС контроля и управления запасами – это способ формирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент товаров по степени вклада в намеченный результат.

Классификация и управление запасами на основе АВС анализа

  • Класс А – элементы высшей значимости (20% товаров составляют 80% потребления)

  • Класс В – элементы средней значимости (30% товаров составляют 15% потребления)

  • Класс С – элементы незначительной важности (50% товаров составляют 5% потребления)

Альтернативным к методу АВС можно считать метод, основанный учете характера потребления и прогнозировании изменений потребления. Метод получил название – XYZ-метода (анализа). Приведем определение по тому же источнику.

XYZ анализ - ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции.

Классификация и управление запасами на основе XYZ анализа

  • Группа Х - товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу хорошо предсказуем.

  • Группа Y - товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.

  • Группа Z - товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z – сложно.



Контрольные вопросы

  1. Как меры по оптимизации запасов могут сочетаться с выбором системы управления запасами?

  2. Чем отличается классификация по стоимости запасов от классификации по характеру потребления запасов?

  3. Из чего складывается время между определением потребности и пополнением запасов?

  4. Какие отклонения запланированных и фактических показателей системы управления запасами возможны при сбоях в поставках?

  5. Сравните основные системы управления запасами, приведенные в табл.3.2.1.. Как можно использовать ту или иную систему управления в различных ситуациях? Приведите примеры.

  6. Дайте рекомендации, как можно объединить модели управления запасами в конкретных случаях. Какой из методов распределения АВС и XYZ вы бы порекомендовали использовать в практических ситуациях из данного курса.

Литература для дополнительного чтения по теме 5.

  1. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008

  2. Радионов А., Радионов Р. Логистика: Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия. М.:Дело, 2002.

  3. Линдерс Майкл, Фирон Харольд. Управление снабжением и запасами. Логистика – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002.

* Родников А., Резер С. Логистика. Словарь терминов. -М.: ВИНИТИ РАН, 2007.

** Миротин Л., Ташбаев Ы. Логистика для предпринимателя: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М. 2002.

* Родников А., Резер С. Логистика. Словарь терминов. -М.: ВИНИТИ РАН, 2007.