microbik.ru
1 2 3 4


Научное общество учащихся

Районная конференция юных исследователей «Интеллектуалы ХХl века»

Тема исследовательской работы:



Выполнила: Иванова Яна,

учащаяся 9 класса

МОУ Увельская СОШ № 2

Руководитель:

Киселева Юлия Александровна,

учитель биологии 2 категории


пос. Увельский, 2009.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы влияния естественной освещенности на развитие миопии у детей школьного возраста

1.1. Создание благоприятных условий естественного освещения в учебных кабинетах общеобразовательных учреждений…………………………………………………. 4

1.2. Санитарно-гигиенические требования к естественному освещению учебных кабинетов общеобразовательных школ………………………………………………………….. 6

1.3. Причины развития близорукости у детей школьного возраста……………………. 8

Глава 2. Экспериментальная часть исследования влияния естественной освещенности на развитие миопии

    1. Изучение естественной освещенности учебных кабинетов………………………...9

МОУ Увельская СОШ №2

    1. Исследование освещенности рабочего места учащегося методом люксметрии…………………………………………………………………………...12

    2. Динамика развития общей заболеваемости учащихся и миопии в сравнении с другими заболеваниями……………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………………………………. 24

Литература………………………………………………………………………………….. 25


Введение
На человека постоянно действует непрерывный поток внешних раздражителей и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Принять эту информацию и правильно отреагировать на большое число происходящих вокруг событий позволяют человеку органы чувств. Органы чувств преобразуют сигналы внешнего мира в сигналы нервной системы – нервные импульсы.

Среди раздражителей внешней среды для человека особенно большое значение имеют зрительные. Большая часть наших сведений о внешнем мире связана со зрением. Благодаря зрению мы различаем окружающие нас предметы, движение живых и неживых тел, графические и световые сигналы. Зрение важно для всех видов трудовой деятельности. Известно, какая долгая и упорная работа нужна для того, чтобы дать возможность слепому приобщиться к труду.

В течение многих тысячелетий человечество накапливает опыт, который передается последующим поколениям через книги, через письменную речь, воспринимаемую нами с помощью зрения.

Для сохранения нормального зрения большое значение имеют благоприятные гигиенические условия. В этом отношении очень важно правильное и достаточное освещение. Особое внимание следует обращать на гигиену зрения у детей. С этой целью разработаны нормы зрительной работы для детей. Направленной учебной деятельностью ребенок начинает заниматься, придя в школу, поэтому темой нашей работы и стало изучение влияния естественного освещения учебного кабинета на развитие заболеваний глаз.

Актуальность работы мы видим в развитии здоровьесберегающих технологий образовательного процесса, изучении уровня соответствия естественной освещенности школьных кабинетов санитарно-гигиеническим требованиями его влияния на зрение учащихся нашей школы.

Цель работы: Изучить динамику развития миопии и ее зависимость от естественной освещенности учебных кабинетов.

Задачи:

  1. Обзор литературных источников по проблеме развития близорукости, гигиене зрения, санитарных нормах, относящихся к образовательным учреждениям;

  2. Исследование естественной освещенности учебных кабинетов и рабочих мест методом люксметрии;

  3. Изучение динамики развития миопии у учащихся с 1 по 11 класс МОУ Увельская СОШ №2 за последние 5 лет.

Глава 1. Теоретические основы влияния естественной освещенности на развитие миопии детей школьного возраста

1.1. Создание благоприятных условий естественного освещения в учебных кабинетах общеобразовательных учреждений

Важным вопросом проектирования и строительства школьных зданий является рациональное устройство системы освещения, потому что свет обладает весьма высоким биологическим действием, способствуя росту и развитию ребенка, а также и потому, что ежедневная, длительная, с годами увеличивающаяся учебная деятельность учащихся предъявляет большие требования к органу зрения. Вопросы охраны зрения школьников приобретают особенно большое значение, так как именно в детском возрасте формируется рефракция, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность на все последующие годы жизни.

Длительный процесс роста и развития глаза, формирования зрительного анализатора, который происходит в условиях большой учебной нагрузки, длительной зрительной работы ,на близком расстоянии, определяет высокую чувствительность детей к возможным неблагоприятным условиям световой среды. На большом статистическом материале доказано, что среди учащихся, занимающихся при неблагоприятных условиях освещения, процент близорукости больше, чем среди школьников, занимающихся в условиях хорошей освещенности.

Основные гигиенические требования к условиям освещения заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и ярких контрастов в помещении, а также в отсутствии прямой и отраженной блескости. Наилучшие условия для зрительных функций и высокой зрительной работоспособности могут быть созданы при достаточном естественном освещении, так как именно к естественному свету привык наш глаз в процессе эволюции.

Условия естественного освещения учебных помещений школьных зданий определяются световым климатом и архитектурно-планировочными факторами: конфигурацией здания и его расположением на участке, величиной, формой, расположением светопроемов, ориентацией их по сторонам горизонта. Наилучшей конфигурацией здания является прямой корпус, вытянутый экваториально. На величину освещенности помещения большое влияние оказывает форма и расположение окон, а также их площадь. Увеличение площади окна приводит к увеличению уровня освещенности в помещении. Световая активность окна зависит от его расположения по высоте помещения. Высокорасположенное окно создает в глубине помещения более высокие уровни освещенности и способствует более равномерному распределению светового потока, поступающего извне. При вертикальной форме окна наблюдается наиболее благоприятное распределение освещенности по глубине помещения, в то же время имеет место значительная неравномерность освещения по длине помещения вследствие затеняющего действия простенков. Наличие простенков на светонесущей стороне создает неравномерность освещения, особенно вблизи окон.

Для улучшения равномерности естественного освещения учебных помещений школьных зданий широко проектируется система ленточного остекления, то есть создание светонесущей стены без простенков. При наличии такого остекления и большой глубины заложения учебных кабинетов проектируется правосторонний подсвет, который представляет собой различную по размеру и площади полосу верхнего остекления со стороны реакреации или коридора.

Боковое левостороннее освещение необходимо с психологической точки зрения для связи с наружным пространством. Это создает определенные условия для отдыха аккомодационного аппарата глаза учащихся, необходимого потому, что их работа в основном осуществляется на близком расстоянии, что ведет к напряжению аккомодации и при неблагоприятных условиях может способствовать развитию близорукости.

Важным фактором, определяющим условия естественного освещения, является ориентация окон учебных помещений по сторонам света. При оптимальной ориентации окон обеспечивается максимальное использование положительного влияния инсоляции и максимально ограничивается отрицательное влияние.

Проведенными физиологическими исследованиями зрительной работоспособности учащихся было выявлено, что относительно благоприятные величины функций зрительного анализатора и работоспособности наблюдались при уровне освещенности 600 Лк, а наилучшие показатели функционального состояния организма учащихся 1200 лк.

На условия естественного освещения большое влияние оказывает цветовая гамма учебного интерьера. Изучение влияния цветовой окраски учебного оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и показатели работоспособности выше при зеленой гамме цветов, чем при других изучаемых цветовых окрасках (белая, черная, коричневая). При гигиеническом обосновании рациональной цветовой окраски ученических столов наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при светло-зеленом цвете и цвете натурального дерева. Результаты исследования по цветовой окраске классной доски показали, что наиболее благоприятные физиологические реакции были обнаружены у учащихся при коричневой и темно-зеленой окрасках.

Как показывают данные натурных измерений естественной освещенности в учебных помещениях, уровни освещенности в первом ряду парт в 3-4 раза выше, во втором – в 1,5 – 2 раза выше, чем в третьем ряду. Подобная закономерность определения показателей естественной освещенности по учебному помещению наблюдается для всех светоклиматических поясов.

В настоящее время в учебном процессе учащихся широко используются визуальные технические средства обучения. Их использование изменяет характер зрительной деятельности учащихся, как бы усложняя его. Сложность зрительной работы зависит от размера объекта восприятия, светотехнических особенностей этих средств и их применения в учебных помещениях.
2.1. Санитарно-гигиенические требования к естественному освещению учебных кабинетов общеобразовательных школ

2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение без естественного освещения допускается пректировать6 снарядные, умывальные, душевые, уборные персонала, кладовые и складские помещения, радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища, бойлерные, насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционированные узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным оборудованием зданий, помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 метров обязательно наличие правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное.

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечивается нормирование коэффициента естественной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент освещения должен быть 1,5 %.

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий не должна превышать 3:1.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, также помещение кухни, ориентация кабинета информатики – на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы нужно размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения для стен 0,5-0,6, для пола 0,3 – 0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

  • - для стен – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого.

  • - для мебели – цвета натурального дерева или светло-зеленый.

  • - для классных досок – темно-зеленый, коричневый.

  • - для дверей, оконных рам – белый.


Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

    • Сажать деревья не ближе 15 метров, кустарник – не ближе 5 метров от здания школы;

    • Не закрашивать оконные стекла;

    • Не расставлять на подоконники цветы. Их размещают в переносных цветочницах или подвесных кашпо в простенках окон;

    • Очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

В учебных кабинетах, аудиториях лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:

- на рабочих столах – 300лк;

- на классной доске – 500 лк;

- в кабинетах технологии, черчения и рисования – 500лк;

- в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк;

- в актовых и спортивных залах на полу – 200 лк;

- в реакреациях на полу – 150 лк.

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записей в тетради – освещенность на столах обучающихся должна быть – 300 лк.


    1. Причины развития близорукости у детей школьного возраста

Близоруость – нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка его глазное яблоко увеличивается и к 9-12 годам приобретает сферическую форму. Однако иногда оно несколько удлиняется в переднезаднем направлении, в результате чего увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких глазах изображение отдаленных предметов фокусируются не на сетчатке, а впереди нее, эти предметы человек видит неотчетливо, неясно, развивается близорукость. В большинстве случаев при близорукости изменение формы глазного яблока бывает незначительным. Однако, если глазное яблоко продолжает удлиняться, с степень близорукости увеличивается. Ее прогрессирование может привести к серьезным изменениям в глазу и значительной потере зрения.

На развитие близорукости влияет состояние аккомодации. Близорукость обычно возникает у лиц с ослабленной аккомодацией при длительной и беспорядочной зрительной работе на близком расстоянии. Развитию близорукости способствует недостаточная освещенность рабочего места, неправильная посадка при чтении или письме, в ряде случаев играет роль наследственное предрасположение.

Очень важно заметить первые признаки близорукости, чтобы приостановить или замедлить ее дальнейшее развитие. Школьник говорит, что стал плохо видеть написанное на классной доске, просит пересадить его на первую парту, прищуривается, когда рассматривает предметы. Читая, он приближает книгу к глазам, сильно наклоняет голову к столу во время письма, в кино или театре стремится занять место поближе к экрану или сцене. Это сигнал для родителей и педагогов!

Для предупреждения прогрессирования близорукости особенно важно тщательно соблюдать гигиенические требования к зрительной работе. Зрительную нагрузку, не связанную с обучением в школе, следует уменьшить в разумных пределах. При близорукости высокой степени и прогрессировании ее необходимо зрительную работу чередовать с отдыхом.

Лицам с близорукостью высокой степени противопоказана работа, связанная с подъемом тяжестей, рассматриванием мелких деталей, длительном пребывании в согнутом положении с наклоном головы вниз. Нельзя заниматься также видами спорта, требующими резкого перемещения и сотрясения тела (тяжелая атлетика, гимнастика, акробатика, прыжки в воду).

Лица с близорукостью высокой степени должны особенно тщательно выполнять все рекомендации врача, так как несоблюдение их может привести к тяжелым осложнениям.
Глава 2. Экспериментальная часть исследования влияния естественной освещенности на развитие миопии у детей школьного возраста

2.1.Изучение естественной освещенности учебных кабинетов МОУ Увельская СОШ №2

Методика исследования:

Цель работы:

Расчетным путем определить уровень естественной освещенности классной комнаты, сравнить полученные данные с санитарно-гигиеническими нормами.

Оборудование:

Рулетка, калькулятор.

Ход работы:

1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.

2. Рассчитайте общую площадь окон.

3. Рассчитайте площадь застекленной части окон S (10% общей поверхности приходится на их переплеты).

4. Измерив длину и ширину класса, рассчитайте площадь пола.

5. Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле:

СК=S/S1

6. Определите коэффициент заглубления К, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.

7. Полученные результаты занесите в таблицу

8. Сделайте вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам, учитывая следующую информацию:

а) световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6 площади пола или 0,17;

б) коэффициент заглубления – не менее 1/2.


Проводя эксперимент и соблюдая все правила методики, мы исследовали восемь учебных кабинетов: кабинет технологии для девочек, кабинеты истории, математики, русского языка и литературы, биологии, химии, информатики и кабинет иностранного языка. Сделав все необходимые измерения и подсчеты, получили следующие результаты:
Обработка результатов:

кабинета

Высота окна

Ширина окна

Общая

площадь окон

Площадь застекленной части

Ширина кабинета

Длина кабинета

Площадь пола

Световой коэффициент

Высота угла окна до пола

Коэффициент заглубления

6

2,2

1,9

12,6

11,3

6

8,4

50,4

0,22

3

1/2


9

2,2

1,9

12,6

11,3

6

8

48

0,24

3

2


10

2,2

1,9

14,1

13,4

5,8

10,6

61,9

0,22

3,2

2


11

2,2

1,9

12,6

11,3

5,9

11,4

67,2

0,17

3,2

2


12

2,2

1,9

12,6

11,3

6

9,5

57

0,2

3,3

2


14

2,2

1,9

17,2

15,5

6,2

7,9

49

0,32

3,2

2


18

2,2

1,9

16,8

15,1

6

8,1

48,8

0,31

3,2

2


31

1,45

1,8

4,6

4,1

4,4

5,2

22,9

0,18

2,4

2






Диаграмма 1. Световые коэффициенты учебных кабинетов

МОУ Увельская СОШ №2

Диаграмма 2. Коэффициенты заглубления учебных кабинетов
Вывод: На диаграмме 1 можно увидеть, что световой коэффициент всех исследуемых кабинетов равен или более 0,17 или 1/6, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

На диаграмме 2 показано, что коэффициент заглубления в 6 кабинете равен ½, в остальных учебных кабинетах, в которых проводился эксперимент, коэффициент заглубления равен 2, что также не противоречит санитарно-гигиеническим нормам.




следующая страница >>