microbik.ru
1 2 3 4
Тема номера: УСН на основе патента.
Оглавление

1. Введение

2. Условия применения УСН на основе патента

3. Определяем, оплачиваем, уменьшаем…

4. Налоговый учет

5. Утрата права на применение УСН на основе патента

6. Вместо послесловия

7. Авторские и экспертные материалы

8. Формы документов

9. Советы от Дежурной службы


ВВЕДЕНИЕ.

Владельцу малого и среднего бизнеса зачастую непросто разобраться в налоговом законодательстве и выбрать оптимальную форму налогообложения.

Этот номер бюллетеня «Вектор права» будет интересен тем, кто начинает свой бизнес и ещё только принимает решение о том, какую систему налогообложения выбрать. Также этот выпуск бюллетеня поможет сделать правильный выбор и оптимизировать налоговый учёт тем предпринимателям, кто уже работает в сфере малого и среднего бизнеса.

Для большинства представителей малого и среднего бизнеса ведение бухгалтерского и налогового учёта представляет определённые сложности. Поэтому для облегчения и упрощения ведения отчетности в России уже не первый год существуют специальные налоговые режимы. Они предусмотрены разделом VIII.1 Налогового кодекса РФ и на сегодняшний день их четыре:

  1. единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ);

  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

  3. система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

  4. упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ).

Вот о последнем специальном режиме в этом бюллетене «Вектор права» и пойдет речь. И даже не о самой упрощенной системе, а если можно так сказать, о ее подвиде. А именно об упрощенной системе налогообложения на основе патента. Несколько слов о том, как возникла эта система налогообложения.

Статья 346.25.1 НК РФ, регулирующая вопрос получения патента и дальнейшее его применение, появилась в Налоговом кодексе РФ с 01 января 2006 года. Хотя многие эксперты отмечали, что, по сути «все вернулось на круги своя», ведь подобная система действовала до 2003 года. Ранее порядок ее применения был установлен федеральным законом от 29.12.1995 № 222-ФЗ. Но «все течет, все изменяется» и статья 346.25.1 НК РФ была разработана законодателями с учетом реалий дня сегодняшнего.

Что такое патент? Кто может использовать эту систему налогообложения? Какие обязанности налагает закон на налогоплательщиков, использующих данный налоговый режим? На эти и другие вопросы можно найти вопрос в данном выпуске бюллетеня.

Обращаем внимание читателей на то, что данный номер бюллетеня «Вектор права» особенный. Он подготовлен в соавторстве с Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю.

Специалисты УФНС РФ по Приморскому краю проанализировали и систематизировали нормативные правовые акты и разъясняющие письма контролирующих органов по данной теме (по состоянию на 01.01.2011 г.).

В свою очередь редакционный коллектив бюллетеня сделал анализ судебной практики по данному вопросу, систематизировал и представил читателям дополнительную информацию, которая поможет сориентироваться в этой теме.

Редакционный коллектив бюллетеня «Вектор права» и компания «Базис» выражает благодарность специалистам Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также лично руководителю пресс-службы Табаковой Ирине Юрьевне за предоставленные материалы и помощь при подготовке данного номера бюллетеня.


УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УСН НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА


Для начала выясним, кто имеет право применять упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее - УСН на основе патента). В налоговом законодательстве четко установлено, что УСН на основе патента может применяться исключительно индивидуальными предпринимателями. Поэтому необходимо сказать несколько слов о том, как стать индивидуальным предпринимателем.

Регистрируемся.

Для того, чтобы стать индивидуальным предпринимателем гражданину следует пройти процедуру регистрации в налоговых органах по месту жительства (регистрации).


СПРАВКА.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).

Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законом порядке (федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ)


Порядок и сроки регистрации индивидуальных предпринимателей регламентированы федеральным законом от 08.08.2001 № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Согласно п.1 ст. 22.1 Закона № 129 - ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП) в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по следующим формам:

  • для ИП - заявление по форме Р21001 (утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439);

  • для главы крестьянского (фермерского) хозяйства - заявление по форме Р21002 (утверждена приказом МНС РФ от 03.12.2003 № БГ-3-09/664).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Такое требование установлено в п. 1 ст. 9 закона № 129-ФЗ.

Свидетельствование подписи на заявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

  1. Копию документа, удостоверяющего личность. Это могут быть:

  • копия паспорта гражданина РФ, если физическое лицо, является гражданином Российской федерации;

  • копия документа, установленного законодательством, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

  • копия документа, установленного законодательством, удостоверяющего личность лица без гражданства;

  • копия свидетельства о рождении или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о дате и месте рождения.

  1. Если физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, то в этом случае необходимо предоставить копию документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Такими документами могут быть, к примеру, вид на жительство, либо разрешение на временное проживание.

  2. Подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе.

  3. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности, или копию свидетельства о браке, или копию решения органа опеки и попечительства, или копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства, является несовершеннолетним.

6. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 800 рублей (пп. 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

7. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя. Этот документ предоставляется в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Получить такую справку можно в информационном центре УВД по Приморскому краю.

Когда необходимый пакет документов собран, физическое лицо может лично предоставить эти документы в регистрирующий орган или направить почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1 ст.8 Закона 129–ФЗ). При этом в соответствии со ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение данного срока начинается со следующего дня после даты получения регистрирующим органом документов на регистрацию.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает или направляет по указанному заявителем адресу свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Это свидетельство подтверждает факт внесения записи о регистрации в государственный реестр (п.3 ст.11 Закона 129–ФЗ).

Помимо государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя еще нужно встать на учет в налоговом органе. Однако для этого физическому лицу никуда не надо идти. Ведь постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется непосредственно самим налоговым органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в виде выписки из ЕГРИП. Датой постановки на учет физического лица является дата внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме этого, регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей (п. 3.1 ст.11 Закона 129–ФЗ).

ВЫВОД:

Применять упрощенную систему налогообложения могут только индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном федеральным законом от 08.08.2001 № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Определяем вид деятельности и величину доходов.

Получить статус индивидуального предпринимателя недостаточно для применения УСН на основе патента. Необходимо соответствовать еще одному условию. А именно осуществлять только тот вид деятельности, который определен законом. Важно отметить, что перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно претендовать на применение УСН на основе патента, определен в статье 346.25.1 НК РФ.

Для применения УСН на основе патента важно знать и еще один показатель, который понадобится в дальнейшем, в частности для определения стоимости патента. Это размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, который устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности. В Приморском крае эта величина определена законом от 02.11.2005 № 292-КЗ. Для удобства читателей виды предпринимательской деятельности, осуществление которых позволяет применять УСН на основе патента, а также размер годового дохода приведен в таблице № 1.

Таблица № 1.

№ п/п

Виды предпринимательской деятельности

Размер годового дохода, рублей

1

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

120 000

2

ремонт, окраска и пошив обуви;

120 000

3

изготовление валяной обуви;

120 000

4

изготовление текстильной галантереи;

120 000

5

изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

120 000

6

изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;

120 000

7

изготовление оград, памятников, венков из металла;

120 000

8

изготовление и ремонт мебели;

120 000

9

производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

120 000

10

ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

120 000

11

производство инвентаря для спортивного рыболовства;

120 000

12

чеканка и гравировка ювелирных изделий;

120 000

13

производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр;

120 000

14

изготовление изделий народных художественных промыслов;

120 000

15

изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

120 000

16

производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней;

120 000

17

выделка и крашение шкур животных;

120 000

18

выделка и крашение меха;

120 000

19

переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу;

120 000

20

расчес шерсти;

120 000

21

стрижка домашних животных;

120 000

22

защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;

120 000

23

изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика;

120 000

24

ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий;

120 000

25

изготовление и ремонт деревянных лодок;

120 000

26

ремонт туристского снаряжения и инвентаря;

120 000

27

распиловка древесины;

120 000

28

граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике;

192 000

29

изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов;

192 000

30

копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;

120 000

31

чистка обуви;

120 000

32

деятельность в области фотографии;

120 000

33

производство, монтаж, прокат и показ фильмов;

120 000

34

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

192 000

35

предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка);

192 000

36

оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов;

120 000

37

предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;

120 000

38

автотранспортные услуги по перевозке грузов;

96 000




автотранспортные услуги по перевозке пассажиров;

45 000

39

предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу;

120 000

40

техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;

120 000

41

монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

120 000

42

услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

120 000

43

услуги по уборке жилых помещений;

120 000

44

услуги по ведению домашнего хозяйства;

120 000

45

ремонт и строительство жилья и других построек;

120 000

46

производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

192 000

47

услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

120 000

48

услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;

96 000

49

нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла;

120 000

50

услуги по остеклению балконов и лоджий;

120 000

51

услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов;

120 000

52

услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству;

120 000

53

тренерские услуги;

120 000

54

услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

96 000

55

производство хлеба и кондитерских изделий;

120 000

56

передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках;

120 000

57

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

96 000

58

ветеринарные услуги;

120 000

59

услуги платных туалетов;

96 000

60

ритуальные услуги;

120 000

61

услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;

96 000

62

услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей;

30 000




услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей;

120 000

63

услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов);

120 000

64

услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

40 000

65

оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

120 000

66

выпас скота;

40 000

67

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

120 000

68

занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

192 000

69

осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию.

192 000

Есть еще один немаловажный момент, который необходимо учитывать при определении потенциально возможного годового дохода. Это дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями. Так, п. 4 ст. 1 закона Приморского края от 02.11.2005 N 292-КЗ, предусмотрены такие коэффициенты, которые учитывают особенности места ведения деятельности. Для удобства читателей информация по коэффициентам, применяемым на территории Приморского края, представлена в таблице № 2.

Таблица № 2.

№ п/п

Населенные пункты

коэффициент

1

г. Арсеньев

0,7

2

г. Артем

1,0

3

г. Большой камень

0,8

4

г. Владивосток

1,0

5

г. Дальнегорск

0,7

6

г. Дальнереченск

0,8

7

г. Находка

1,0

8

г. Спасск-Дальний

0,7

9

г. Уссурийск

1,0

10

г.Фокино

0,8

11

Надеждинский район

0,9

12

Остальные населенные пункты (включая обособленные территории городов), имеющие население:







10 тыс. человек и более

0,6




от 5,0 (включительно) до 10,0 тыс. человек

0,5




от 1,0 (включительно) до 5,0 тыс. человек

0,4




от 0,5 (включительно) до 1,0 тыс. человек

0,3




менее 0,5 тыс. человек

0,1

В Приморском крае для расчёта потенциально возможного дохода законом Приморского края от 02.11.2005 N 292-КЗ установлены и используются только вышеуказанные коэффициенты. Однако если предприниматель планирует или ведёт деятельность, предполагающую использование УСНО на основе патента на территории другого субъекта Федерации, нужно учитывать следующий момент.

На практике встречаются ситуации, когда законодательные органы того или иного субъекта Российской Федерации устанавливают размер потенциально возможного годового дохода не только с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности, как это предусмотрено Налоговым кодексом РФ, но и с учётом других параметров. Как правило, это приводит к увеличению стоимости самого патента. Однако сами предприниматели рассчитывают стоимость патента без учета таких, не совсем законных, показателей. Соответственно, налоговые органы вынуждены отказывать в выдаче патента предпринимателям, так как стоимость его рассчитана не в соответствии с принятым законом. Предприниматели в таких случаях обращаются в суд для оспаривания решений налогового органа. Хотя в данной ситуации налоговый орган действует в соответствии с действующим в данном субъекте Федерации законом. В таких случаях суды обычно встают на сторону предпринимателей. В подтверждение данной позиции существует немало судебных решений. Вот одно из них.

Постановление ФАС Уральского округа от 02.11.2010 № Ф09-8633/10-С2.

Предприниматель отправил в инспекцию заявление на получение патента на право применения УСН в отношении вида деятельности «оказание автотранспортных услуг».

Налоговая инспекция ему отказала, потому что предприниматель не представил сведения о количестве посадочных мест, в связи с чем невозможно рассчитать стоимость патента. При этом налоговый орган сослался на закон Оренбургской области, которым установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на 2010 год по виду деятельности «автотранспортные услуги» в расчете на посадочное место.

Индивидуальный предприниматель обратился в суд, который посчитал отказ в выдаче патента незаконным по следующим основаниям.

Согласно статье 346.25.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи, в том числе автотранспортные услуги, вправе перейти на УСН на основе патента.

Решение о возможности применения УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами субъектов РФ.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер потенциально возможного дохода устанавливается на календарный год законами субъектов РФ. При этом допускается дифференциация годового дохода только с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Как отметил суд, Налоговым кодексом РФ предусмотрено только два случая, при которых возможно произвести дифференциацию потенциально возможного годового дохода предпринимателей, если имеются особенности в ведении предпринимателями их деятельности в рамках одного вида, а также в зависимости от места осуществления деятельности. Однако количество посадочных мест не определяет особенность ведения предпринимательской деятельности. К таким особенностям возможно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и другие, а к местам ведения предпринимательской деятельности - городские округа, городские поселения, сельские поселения. Таким образом, установление размера потенциально возможного дохода в зависимости от количества посадочных мест противоречит статье 346.25.1 НК РФ.


СПРАВКА.

Аналогичный подход изложен в определении Верховного суда РФ от 02.06.2010 № 7-Г10-5, а также в письме Министерства финансов РФ от 14.01.2010 № 03-11-03/1/01.


Кроме коэффициента, учитывающего особенность и место осуществления предпринимательской деятельности, размер потенциально возможного к получению годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор. Такое правило установлено в пункте 7 статьи 346.25.1 НК РФ. Однако действие данной нормы приостановлено до 01 января 2013 года (ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Вместо этого положения Налогового кодекса в указанный период времени действует п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ, отличие которого лишь в том, что он не предусматривает индексацию потенциально возможного дохода на коэффициент-дефлятор. Таким образом, размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности на территории Приморского края на 2011 год установлен законом N 292-КЗ, и пересчитывать его размер с учетом коэффициента – дефлятора пока не следует.

ВЫВОД:

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых возможно применение УСН на основе патента, установлен в статье 346.25.1 НК РФ. Размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности на территории Приморского края на 2011 год установлен законом от 02.11.2005 N 292-КЗ и в настоящий момент не подлежит перерасчету с учетом коэффициента-дефлятора.
Считаем работников.

Рассмотрим третье условие, при выполнении которого индивидуальный предприниматель сможет применять УСН на основе патента. Согласно п.2.1 ст.346.25.1 НК РФ при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек.

Порядок определения среднесписочной численности работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. На сегодняшний день это приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 12.11.2008 N 278.

Что касается сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, то они представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года. Указанные сведения представляются по форме «Сведения о среднесписочной численности за прошедший календарный год», утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174. Рекомендации по заполнению указанной формы установлены все в том же приказе Минэкономразвития и Росстата от 12.11.2008 № 278. Особое внимание следует уделить заполнению строки «среднесписочная численность по состоянию на», в которой отражается среднесписочная численность работников индивидуального предпринимателя по состоянию на 1 января текущего года, за предшествующий календарный год.

На практике нередко встречаются ситуации, когда коммерсанты, осуществляющие несколько видов деятельности, совмещают применение упрощенной системы налогообложения на основе патента с "вмененкой" или общей системой налогообложения. Нормы Налогового кодекса РФ не содержат запрета на одновременное применение этих режимов налогообложения. Подобный вывод приведен в Письмах Минфина России от 20.02.2009 № 03-11-11/25 и от 25.12.2009 № 03-11-09/417.

При совмещении УСН на основе патента и других режимов налогообложения у индивидуальных предпринимателей возникает вопрос: как определять среднесписочную численность работников? Об этом – письмо Минфина РФ от 02.03.2010 N 03-11-11/41. В нем сказано, что ИП, совмещающие УСН на основе патента и систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе иметь наемных работников, среднесписочная численность которых не превышает за налоговый период 100 человек. При этом среднесписочная численность привлекаемых сотрудников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках патентной УСН, за налоговый период не должна быть более пяти человек. Так как продолжительность налогового периода, за который определяется ограничение в виде среднесписочной численности работников для патентной "упрощенки" и "вмененки", может быть разной, налогоплательщик, совмещающий эти спецрежимы, должен вести раздельный учет среднесписочной численности работников.

Еще один важный момент, на который обратил внимание Минфин России. Независимо от количества выданных индивидуальному предпринимателю патентов общая среднесписочная численность привлекаемых наемных работников по всем видам деятельности, облагаемым в рамках упрощенной системы налогообложения на основе патента, не должна превышать за налоговый период пять человек. Подобный вывод содержится в письме Минфина России от 05.02.2010 N 03-11-11/25.

ВЫВОД:

Если индивидуальный предприниматель хочет применять УСН на основе патента среднесписочная численность его наемных работников за налоговый период не должна превышать 5 человек. Пересчитывать нужно всех работников, в том числе и тех, кот работает по договорам гражданско-правового характера. Помощь при расчете среднесписочной численности работников окажет приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 12.11.2008 N 278.



следующая страница >>