microbik.ru
1
Технологическая карта урока

Тема урока: «Плотность вещества».

Дата проведения:

№ урока по календарно-тематическому плану: 19

Цели урока:

  • Знать определение плотности вещества, формулу.

  • Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать представление о плотности вещества, рассмотреть ее характеристики (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

  • Развивающие: развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы).

  • Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: рычажные весы с разновесами, алюминиевый и стальной цилиндры, измерительный цилиндр (мензурка), брусок, линейка, стекло, стальной шарик, пробковый шарик, чеснок, растительное масло, карточки с заданиями для самостоятельной работы; презентация «Плотность вещества»; компьютер; проектор; интерактивная доска.

Литература:

  1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/А. В. Пёрышкин. – 14-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 192 с.:ил.

  2. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика 7 класс»/ Р. Д. Минькова, В. В. Иванова.-2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 142, [2] с.

  3. Чеботарева А. В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ 3-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.-159 с.

  4. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 класс: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – 2-е изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2004.-127, [1] с.: ил.

Ход урока

Этап

Задача этапа

Содержание

Методы,

приемы работы

Время

1.Организационный этап

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление изученного материала

5.Озвучивание домашнего задания

6.Рефлексия

Подготовка к уроку, мотивация учебной деятельности

Проверка знаний по пройденным темам

Дать определение плотности, формулу, по которой она находится, единицы измерения

Закрепить полученные на уроке знания


Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, сообщение цели урока.

Вызывается один ученик к доске.

- Что такое масса тела? (мера инертности тел)

- Какой буквой обозначают массу? (m)

- В какой основной единице измеряется масса в СИ? (в кг)

- Какие еще единицы массы вам известны? (тонна, центнер, миллиграмм, грамм). Выразите следующие единицы массы в кг: 1 т, 1 ц, 1 мг, 1 г (1000 кг, 100 кг, 0,0001 кг, 0,001 кг)

(выставляется оценка)

- Двое учащихся (оглашаются фамилии) выполняют экспериментальные задания, которые понадобятся нам при изучении новой темы. Вам отводится 5 минут.

Задания:

  1. Определить массы двух цилиндров равного объема с точностью до мг.

  2. Определить объем двух цилиндров.

- Остальные учащиеся решают самостоятельно задачи на листочках. Записываем число, самостоятельная работа и номер варианта.

1 вариант:

Лодку подтягивают канатом к большому теплоходу. Почему движение теплохода в направлении лодки незаметно?

2 вариант:

У берега находится тяжелогруженая лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?

3 вариант:

Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в противоположные стороны со скоростями 5 м/с и 3 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз?

4 вариант:

Мальчик прыгает с лодки на берег. Как будут различаться скорости мальчика и лодки, если масса лодки 90 кг, а мальчика 45 кг?

- Как определить массу бруска с помощью линейки? (варианты учащихся)

- Давайте сделаем вывод: от чего зависит масса тела? (от объема и вещества)

- Есть характеристика, которая одинакова у тел, состоящих из одного вещества. Её называют плотностью.

- Записываем в тетрадях тему урока «Плотность вещества».

- Для выяснения и определения формулы плотности вернемся к экспериментальным заданиям, которые проводили…(фамилии)

- Проанализируем полученный результат: чем больше масса тела в одинаковом объеме, тем плотность….(больше)

- Рассмотрим пример. Оконное стекло имеет объем 2 м3, а его масса равна 5000 кг. Определите массу оконного стекла в 1 м3.

- Нам известно, что стекло объемом 2 м3 имеет массу 5000 кг. Значит масса стекла объемом 1 м3 равна…(2500 кг). Таким образом, мы рассчитали плотность оконного стекла. Она равна 2500 кг на 1 м3.

- откройте стр. 50 учебника и найдите по таблице, чему равна плотность оконного стекла.

- Значит, как можно рассчитать плотность, зная массу и объем? (варианты учащихся)

- Формулируем определение плотности: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Обозначается греческой буквой ρ (ро). Записываем определение и формулу в тетрадь.

- Давайте вместе выведем единицы измерения плотности из формулы.

- В какой основной единице измеряется масса? (в кг)

- а объем? (м3)

- Значит единица измерения плотности – кг/м3

- Кто скажет, что показывает плотность, каков ее физический смысл?

- Физический смысл плотности следующий: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или 1 см3)

- Например, плотность редкого металла осмия равна 22 600 кг/м3. Что это означает? (масса вещества осмия, взятого в 1 м3, равна 22 600 кг )

- Итак, с какой величиной вы познакомились сегодня на уроке?

- Что такое плотность? (плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему).

- В каких единицах измеряется плотность? (кг/м3, г/см3)

- Каков физический смысл плотности? (плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или 1 см3))

- Откройте стр. 41 в рабочей тетради, задание 2 (Один учащийся решает у доски)

- Откройте стр. 50-51 учебника и найдите в таблице плотность льда, воды, и водяного пара в кг/м3. Сравните плотности. Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна? (на 1 м3 приходится разная масса вещества)

Занимательный опыт:

- Нальем в измерительный стакан воду, опустим туда стальной шарик, пробковый шарик и чеснок. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность? Добавим растительное масло. Объясните, почему чеснок находится между водой и маслом?

- На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики? (ρ1 < ρ2).

- § 21, рабочая тетрадь, стр. 41, упр. 2 и упр. 3

- Перед вами кружочки красного, желтого, зеленого цветов. Те из вас, кто понял тему урока, поднимают зеленый кружочек; те, кто понял частично – желтый; те, кто совсем ничего не понял – красный.


Метод контроля (фронтальная и письменная работа)

Метод словесной передачи информации, слухового и зрительного восприятия информации (беседа, презентация

Метод контроля


1 мин

11 мин

19 мин

7 мин

1 мин

1 мин

Дополнительные задачи:

  1. Стр. 52 учебника, №4 (стр. 42 в рабочей тетради), №5 (стр. 43 в рабочей тетради)

  2. Найти в таблице плотности твердых тел плотность бетона в кг/м3. Охарактеризовать плотность данного вещества.




Задание 1. Определить массы двух цилиндров равного объема с точностью до мг.

Задание 2. Определить объем двух цилиндров.

Масса латунного цилиндра -

Масса стального цилиндра -

Объём латунного и стального цилиндров -

1 вариант:

Лодку подтягивают канатом к большому теплоходу. Почему движение теплохода в направлении лодки незаметно?

2 вариант:

У берега находится тяжелогруженая лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?

3 вариант:

Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в противоположные стороны со скоростями 5 м/с и 3 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз?

4 вариант:

Мальчик прыгает с лодки на берег. Как будут различаться скорости мальчика и лодки, если масса лодки 90 кг, а мальчика 45 кг?

1 вариант:

Лодку подтягивают канатом к большому теплоходу. Почему движение теплохода в направлении лодки незаметно?

2 вариант:

У берега находится тяжелогруженая лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?

3 вариант:

Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в противоположные стороны со скоростями 5 м/с и 3 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз?

4 вариант:

Мальчик прыгает с лодки на берег. Как будут различаться скорости мальчика и лодки, если масса лодки 90 кг, а мальчика 45 кг?

1 вариант:

Лодку подтягивают канатом к большому теплоходу. Почему движение теплохода в направлении лодки незаметно?

2 вариант:

У берега находится тяжелогруженая лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?

3 вариант:

Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в противоположные стороны со скоростями 5 м/с и 3 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз?

4 вариант:

Мальчик прыгает с лодки на берег. Как будут различаться скорости мальчика и лодки, если масса лодки 90 кг, а мальчика 45 кг?

1 вариант:

Лодку подтягивают канатом к большому теплоходу. Почему движение теплохода в направлении лодки незаметно?

2 вариант:

У берега находится тяжелогруженая лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?

3 вариант:

Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в противоположные стороны со скоростями 5 м/с и 3 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз?

4 вариант:

Мальчик прыгает с лодки на берег. Как будут различаться скорости мальчика и лодки, если масса лодки 90 кг, а мальчика 45 кг?

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

«Оренбургское президентское кадетское училище»

Разработка урока по физике

Плотность вещества

(7 класс)

Преподаватель: Сулейманова Д.С.