microbik.ru
1
Литературное чтение. 2 класс.

Учитель: Русых В.Б.

Тема урока:

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цели урока:

  • познакомить с творчеством Е.И. Чарушина;

  • совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения;

  • развивать речь, обогащать словарный запас;

  • воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование:

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

  1. Проверка домашнего задания.

- А сейчас я послушаю, как вы дома подготовили пересказ произведения М.Пришвина «Ребята утята».

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?

- А как называют человека, который пишет картины?

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.


Слайд 2


  1. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией Чарушина.

- Прочитайте:

«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»

- А какое у него было детство? Об этом нам расскажут наши биографы:

1. Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.

2. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.

3. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали свистели птицы. Это были друзья мальчика.

- И кем же должен быть стать человек, с детства любивший рисование и природу?


Слайд 3

Слайд 4
- Свою деятельность в литературе Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей.

- Ребята, как вы думаете, о ком были написаны его рассказы?

2. Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».

1. Подготовительная беседа.

- Отгадайте загадку.


Слайд 5


- Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем он питается?

- А сейчас наши информаторы сделают небольшое сообщение о еже.

1.Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.

2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.

4. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.

Физкультминутка.

2. Знакомство с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».

- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?


Слайд 6
- А вы испытывали когда – нибудь страх?

3.Словарная работа.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем)

- Что вы испытывали, слушая это произведение?

4. Анализ художественного произведения.

а) Чтение рассказа самими учащимися.

- Ребята, понравился вам рассказ? Кто главные герои рассказа?

б) Выборочное чтение:

- Где находилась дача? Прочитайте.

- Что напугало ребят? Прочитайте.

- Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.


Слайд 7


в)Работа с иллюстрацией с.137

- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.

г) Чтение по ролям.

- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?

- Прочитайте диалог по ролям в парах.

- А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.

(Чтение вслух)

5.Иллюстрирование.(при наличии времени)

- А теперь вы превратитесь в художников – аниматоров и нарисуете ёжика из «Страшного рассказа»


Слайд 8


  1. Итог урока.

1. Разгадывание кроссворда.

- А сейчас я проверю, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам кроссворд.

Вопросы:

1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)

2. Где происходило действие рассказа? (Дача)

3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа? (Лампа)

4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков? (Шура)

5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)

6. В чём унесли ежа? (Шапка)

7. Один из главных героев рассказа. (Ёжик)

8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)


Слайд 9


- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:

«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».

  1. Д
    Слайд 10
    омашнее задание.