microbik.ru
1
Шарибзянов С.Ш., учитель информатики, 1кв.категория

Раздел: Представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Тема урока: Кодирование информации

Цели и задачи:

-Дать представление о понятии:

кодирование;

языки кодирования;

естественные и формальные языки;

дискретная форма представления информации.

-Научить приводить примеры естественных и формальных языков.

-Развивать память, воспитывать любознательность.
В результате изучения темы учащиеся должны:

  • Иметь представление об языке как способе представления информации.

  • Уметь приводить примеры естественных и формальных языков.

  • Знать формы представления информации.

О

  • Что?

  • Где?

  • Зачем?

  • Как?
борудование:


  • презентация,

  • таблица кодов «Пляшущие человечки»,

  • вопросы на доску,

  • магниты,

  • музыка из кинофильмов «Х-файлс» и «Шерлок Хомс и Доктор Ватсон»,

  • доска повернутая к классу белой стороной, на зеленой стороне прикреплена на карточках фраза «Желаю удачи »


План урока:

  1. Организационный момент…………..1 мин

  2. Актуализация знаний……………… .2 мин

  3. Объяснение новой темы……………..27-30 мин

  4. Закрепление………………………….7-10 мин

  5. Итог, выставление оценок..………...5 мин

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Какой замечательный сегодня день! Не правда ли?

  1. Актуализация знаний.

/Вспомнить, что такое информация, информационные процессы/

Как вы начали сегодняшний день? /ответы/

С каким явлением вам приходится сталкиваться, слушая радио, просматривая газету или телевизор, переговариваясь с одноклассником по телефону? /получение информации/

Так что же такое информация? /это сообщения, которые для человека новы и понятны/

Как можно поступать с информацией, которую вы услышали по радио или увидели по телевизору? /получить, передать, хранить, обработать/

  1. Объяснение новой темы.

Информация, несомненно, вещь ценная. И с ней мы вправе поступать как угодно.

А давайте сегодня урок проведем необычно, вы попробуете себя в роли специальных агентов. (Звучит музыка из кинофильма «Х-files», 1 слайд презентации

Что вы, как спец агенты, можете делать со своей ценной информацией? /передавать, хранить, кодировать/



Как вы думаете, что это может быть?/код/

А что может быть за этим кодом? /какая-то информация/

Чему будет посвящен наш урок? – Кодированию информации

(2 слайд презентации)

С какой целью кодируют информацию? /ответы/

Какими способами можно это осуществлять? /ответы/

Только вам, спец агентам, необходимо кодировать информацию или же встречаются другие виды кодирования?/ответы/

Какие вопросы мы должны рассмотреть по этой теме? /Что кодируется? Где кодируется? Зачем кодируется? Как кодируется?/ (3 слайд)



Работа в парах

Посмотрите, на экран. (4 слайд)



Могут ли эти предметы нести какой-то код? /ответы/

П

  • Что?

  • Где?

  • Зачем?

  • Как?
ервое задание спец агентам
разделиться на пять групп и, выбрав картинку (каждой группе по картинке):


  • Выяснить, что может быть закодировано?

  • Где этот код может использоваться?

  • Зачем он нужен?

  • И как он представлен?



/Лист нотной тетради – закодирована музыка, в музыкальном искусстве, хранить и передавать ее, в виде записей из нот.

Орехи – код ДНК, в садоводстве, для разведения нужных культур, набора структур ДНК.

Дорожные знаки – определенные правила и полезная информация для соблюдения ПДД, на дорогах, для соблюдения правил с целью снижения ДТП, в виде спец знаков.

Погоны – звание, в армии, для соблюдения субординации, с помощью звезд линий и значков.

Таблица Менделеева – названия химических элементов, в химии, для удобного представления записей химических формул, с помощью условных обозначений./

Можете вы назвать другие виды кодов? /ответы/

Могут ли эти картинки являться кодом? /ответы/

Второе задание спец агентам(вызываю одного человека к доске, доска делиться на две части, запись производится с левой стороны )

Запишите следующее выражение, не используя математической символики, только с помощью слов: (диктую х2+4х+7у=8)

Как удобней и более понятней представить эту запись? /на доске появляется следующее/

Икс в квадрате плюс четыре умноженное на икс плюс семь умноженное на игрек равно восьми.

х2+4х+7у=8

Какой можно сделать вывод: Что такое кодирование? Для чего его используют?



Кодирование – это преобразование информации в удобную для передачи или хранения форму. (6 слайд)

В каких формах может быть представлена информация о погоде? (7 слайд) /ответы/



Как зависит форма представления информации в газете и на радио от той страны, в которой она передается? /ответы/В каждой стране говорят на разных языках.

Следовательно, Язык – это определенная система символов и правил представления информации. (8 слайд)



Третье задание спец агентам

Назовите, что может быть закодировано на следующих картинках ? (9-14 слайд)

В таблице отобразим просмотренные картинки и их содержание. (15 слайд)

В какой форме представлена информация картинок в этой таблице по столбцам?

Как можно обобщить приведенную информацию в каждом из столбцов?

/ответы/

Т.е. можно сказать, что в правом столбце приведена информация на разговорном - естественном языке, а в левом условном – формальном языке. (15 слайд)

На самом деле информация закодирована во многих объектах окружающего нас мира. Стоит ее только увидеть.

Найдите в классе примеры кодирования информации?

Теперь, как спец агенты, скажите пожалуйста, на доске нарисованный код, вам ничего не напоминает? /код пляшущие человечки/



Действительно, этот рисунок напоминает код «Пляшущие человечки» из рассказов Артура Коннан Дойла про Шерлока Хомса. (18 слайд, звучит мелодия из кинофильма Шерлок Хомс и Доктор Ватсон)



Как агентам, чтобы вам потребовалось бы для разгадки подобного кода? /ключ/

А что такое ключ? /ответы/

Ключ – это правило кодирования или таблица соответствия символов.

Действительно, без ключа невозможно раскодировать определенные коды, и этот в том числе.

Четвертое задание спец агентам (работа по парам)

Перед вами (раздаю таблицу и фразу с доски в уменьшенном варианте) таблица кодировки «Пляшущие человечки». Раскодируйте ту фразу, что записана на доске.

Как это можно сделать легче всего? /найти требуемый рисунок человечка и определить рядом стоящую букву/

Что у вас получилось? Выйдете к доске и прикрепите магнитами полученные буквы. /получается фраза «Желаю удачи!»/ Как замечательно, кто-то вам желает удачи.

Это был, несомненно, код, с которым вы справились. Но коды бывают разные.

Где удобней всего хранить большой объем информации? /компьютер/

А как компьютер воспринимает информацию?

(переворачиваю человечков на доске, кто-то из агентов мне помогает, получается последовательность нулей и единиц)

Какова закономерность в этом коде? Какие символы в нем присутствуют?/0 и 1/

Эта закономерность объясняется тем, что компьютер электронное устройство и вся информация представлена в нем дискретно: 1 – есть ток, 0 – нет тока.


  1. Закрепление.

Пятое задание спец агентам (работа по парам на быстроту выполнения)

Выполните следующие задания.

  1. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lot do may» означает «кот съел мышь»; «may si» - «серая мышь»; «ro do» - «он съел». Как записать на «марсианском» языке «серый кот»?

  2. Представьте информацию о погоде на сегодняшний день в различной форме.

    текстовая

    числовая

    графическая










  3. Раскодируйте сообщения, переданные с помощью азбуки Морзе, представленной на карточках:

а) .. ._.. _ _ _ …_ . _._ _ _ _ _ .._




б) ._ _ …. ._ _ .. … _._ _ _ _ _ .._ ._. _. ._ _ _ .





Азбука Морзе


A ._

J ._ _ _

S …

B _…

K _._

T _

C _._.

L ._..

U .._

D _..

M _ _

V …_

E .

N _.

W ._ _

F .._.

O _ _ _

X _.._

G _ _.

P ._ _.

Y _._ _

H ….

Q _ _._

Z _ _..

I ..

R ._.




  1. Итог, выставление оценок.

Итак, сегодня, работая агентами, вы проделали интересную работу. Наверняка, узнали много нового для себя. (17 слайд)

Кто же из вас скажет, какую тему вы рассмотрели сегодня?

Что такое код?

Для чего его используют? Зачем кодируют информацию?

Как можно закодировать информацию?

Какие языки кодирования вам теперь известны?

Запишите домашнее задание. Прочитать параграфы и придумать свой знаковый алфавит на примере представленного и зашифровать любой текст. (18 слайд)