microbik.ru
1
Автор: Балашова Нина Николаевна.
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.
Класс: 5.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока: воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, гордости за своё Отечество, верности долгу, уважения к великому прошлому России на примере славных страниц истории.
Задачи: 1) обучающие

  • познакомить с фактами биографии поэта и условиями, в которых формировался его характер;

  • познакомить с исторической основой, сюжетом, композицией стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» и особенностями повествования;

2)развивающие

  • совершенствовать навык анализа художественного произведения через выявление авторского отношения к изображаемым картинам войны;

  • совершенствовать устную речь учащихся;

  • совершенствовать навык выразительного чтения;

  • обогатить словарный запас;

  • развить творческое мышление.

3)воспитательные

  • воспитать у обучающихся чувство патриотизма, ответственности за свои поступки на примере славных страниц истории, отраженных в стихотворении;

  • воспитать чувство гордости за свою Родину, уважения к великому прошлому России.



Оборудование к уроку: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, компьютер, мультимедиа, экран, репродукции картин П.Заболотского «Старый солдат», С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва», А.Кившенко «Военный совет в Филях».
Медиаматериалы: слайдовая презентация, запись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в формате MP3 из фонохрестоматии к учебнику «Литература.5 класс» В.Я.Коровиной.
СТРУКТУРА УРОКА



Этап урока

Название используемых медиаресурсов


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время



1

2

3

4

5

6

1

Организационный




Эмоциональный настрой на урок

Эмоциональный настрой на урок

0,5 мин

2

Создание проблемной ситуации

слайд №2

Ставит проблемный вопрос

Предлагают варианты ответов

1 мин

3

Сообщение темы и целей урока



Сообщение темы, постановка целей и задач урока

Самомотивация: знания и умения, которыми должны овладеть.

Записывают тему урока в тетрадь.

3 мин

4

Слово о поэте

Слайд №3-8

Показ слайдов

Сообщения детей о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

5 мин

5

Виртуальная экскурсия на поле Бородинского сражения

Слайд №9-18

Сообщает историческую справку о Бородинском сражении

Читают об основных моментах Бородинского сражения

7 мин

6

Словарная работа

Слайд №19-27

Сообщает лексическое значение незнакомых слов

Соотносят военные термины со зрительными впечатлениями

6 мин

Физминутка (слайд №28) 0,5 мин

7

Чтение стихотворения

Слайд №29-44, MP3

Показ слайдов в соответствии с MP-3 записью стихотворения

Восприятие записи стихотворения, сопоставление со слайдами

5 мин

8

Эвристическая беседа

Слайд №45

Задает вопросы обучающимся об особенностях организации текста стихотворения

Отвечают на вопросы, используя текст стихотворения в учебнике, устанавливают ассоциативные связи с иллюстрациями

7 мин

9

Рефлексия

Слайд №46

Комментирует оценку работы учащихся

Оценивают свою работу

3 мин

10

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Слайд №47

Рекомендации учителя по выполнению дифференцированного задания

Записывают задание: составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата (план может быть цитатным).

2 мин


СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА


  1. Организационный момент .

  2. Создание проблемной ситуации (слайд №2). –Ребята, как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-Может ли что-то являться предметом гордости всего народа?

  1. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

-Сегодня на уроке литературы мы познакомимся с биографией и творчеством поэта, который гордился богатым историческим наследием своей Родины и литературно запечатлел одно из великих исторических событий – Бородинское сражение 1812 года – в своём стихотворении.

-Запишите тему урока в тетрадь.

4.Слово о поэте . (слайды №3-8)

- М.Ю.Лермонтов – самый загадочный поэт 19 столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, способный музыкант. Прослушайте сообщения о Лермонтове, подготовленные обучающимися вашего класса.

(Сообщения обучающихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова).

-Творчество поэта - одна из ярчайших страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение «Бородино». Лермонтов родился через два года после Бородинского сражения. С детства слышал рассказы участников битвы. Мальчика волновали их рассказы о подвигах русских воинов, их любовь к родной земле. Эти чувства он пронёс через всю свою жизнь и вложил в стихотворение «Бородино».
5.Виртуальная экскурсия на поле Бородинского сражения.

-Каким же было Бородинское сражение? Совершим виртуальную экскурсию на поле битвы 1812 года.

(показ слайдов №9-18)

-Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в 1837 году к 25- летию Бородинской битвы о герое – народе, который в этом сражении обнаружил свою волю к победе, показал исключительное мужество, свою любовь и преданность Родине. Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения.
6.Словарная работа. (слайды №19-27)

-В стихотворении «Бородино» встречается много военных терминов. Давайте выясним их лексическое значение. (Соотнесение слов с иллюстрациями, выяснение лексического значения слов: редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, драгун, улан.)

7.Чтение стихотворения. (слайды №28-44)

- Давайте мы сейчас с вами прослушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

8.Эвристическая беседа (слайд №45)

-Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

-В чём особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог.)

-Кто участвует в разговоре? (Участники разговора – старый и молодой солдаты.)

-Давайте вспомним, что такое «строфа». Это сочетание стихотворных строк, образующих единство. Сколько строф в стихотворении? (14) Какое количество из них отведено монологу старого солдата? (13)

-Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату? (Рассказ доверен рядовому солдату, находившемуся когда-то в гуще событий. Он ведёт своё повествование неспешно, с гордостью за своих товарищей.

9. Рефлексия. (слайд №46)

-Понравилось ли вам экскурсия в 1812 год?

-Правильно ли поступили русские отдав Москву французам?

Дайте оценку нашему занятию.

10. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (слайд №47)
Домашнее задание:

на «3» - выполнить иллюстрацию к любому эпизоду в формате А4;

на «4» - составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата (план может быть цитатным) и записать в тетрадь;

на«5» - сделать кадроплан «Рассказ участника Бородинского сражения» (словесный).
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

    1. Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса. В 2ч.- М.: Просвещение, 2010.

    2. Литература. 5 класс. Фонохрестоматия: электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2010.

    3. Золотарёва И.В., ЕгороваН.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.- М.: ВАКО, 2005.

    4. Презентация «Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости» (авторская разработка).

5.http://www.borodino.ru- официальный сайт Государственного Бородинского музея заповедника; 6.http://www.homeland-tour.ru – Музей, Бородинское поле; 7.http://www.otrip.ru/tag/borodino/ - свой журнал, Бородино; 8.http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/ - Бородино, музей; 9.http://fotki.yandex.ru/users/nata8765/ - фото Спасо-Бородинский монастырь, Шевардинский редут. 10.http://strana.ru/ - путеводитель Музей-заповедник «Бородинское поле»;

11.http://www.nashi-deti. - Государственный бородинский военно-исторический музей;