microbik.ru
1


Ходусова С.В.

Преподавание курса «Культура речи» в 5 классе.

Конспекты уроков .
Тема урока: Смыслоразличительная роль ударения.
Тип уроки: Урок конкретизации «открытого» способа. Решение частных задач открытым ранее способом.
Цель урока: В процессе решения УЗ сформировать у учащихся

представления о смыслоразличительной роли ударения. Учить видеть зависимость между значением, ударением, грамматическими признаками и морфемным составом слов - омографов. Включить каждого участника учебного процесса в совместную деятельность. Отрабатывать навык правильного произношения слов, акцентируя внимание на ударении.
I Повторение изученного с использованием схемы

(составленной вместе с учащимися на предыдущем уроке).




- В чем заключаются особенности ударения в русском языке?

- С каким явлением мы сталкиваемся, сравнивая разные поэтические тексты?

Воротись, дурачина, ты к рыбке:

Поклонись ей, выпроси уж избу.

А.С.Пушкин
Тот запах, что в избу вступал

С отцом, приехавшим оттуда.

А.Т. Твардовский
- В ударном слоге гласный произносится в 2 - 2,5 раза длительнее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и отчетливостью. Прочитайте указанные слова, назовите звуки - «сухофрукты» и звуки под ударением.

Каталог, творог, феномен, досуг, кулинария.

- Слово атлас может быть прочитано как атлас и атлас. Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. Сколько слов у вас получилось? В каких парах слов проявилась смыслоразличительная роль ударений?

(хлопок — хлопок, пироги — пироги)
II Знакомство с понятием омографы. Решение УЗ.
Слова, имеющие одинаковый графический облик, но различающиеся значением и ударением называются омографами (от греч. homos «одинаковый» + grapho «писать»). Предварительно учащиеся вспоминают слова, в которых им встретились данные корни (омонимы, орфография, орфографический, графика и т.д.)

На доске представлены два рисунка, на одном замок, на другом - замок. Ребята объясняют значение слов, делают подписи к рисункам, составляют со словами предложения.

1) Найдите и запишите слова, в которых место ударения меняет их смысл, определите значение каждого слова через подбор синонима, установите часть речи, морфемный состав.

Треска зазналась.

В камзоле Баклажан

Был полон блеска.

На кухне утром он сказал Селедке:

- Треска зазналась!

Ишь как много треска

Изволила поднять на сковородке!
В лесном замке.

На двери замка

Нет замка

Живет щегол здесь - первый щеголь,

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь - моголь.
Кто что делает.

Косит косец, а зайчишка косит

Трусит трусишка, а ослик трусит.

От удивления охнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

Вышивание.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

2) С данными в скобках словами составьте и запишите словосочетания, соответствующие схеме прил. + сущ.

Бронированный (билет, поезд), парное (молоко, катание), растворенная (дверь, соль).

3) Из продиктованных слов выберите и запишите однокоренные к словам мелок, мелок.

Мелочный, мел, меловой, измельчить, мелькать, мелколесье, мельник, мелководный, мелкота.

4) Вопрос для любознательных.

Какое смысловое и грамматическое различие в выделенных словах: Густые хлеба в поле - будет и на столе хлеба вволю. Ответ: хлеба (мн. ч.) - зерновые на корню

хлеба (ед. ч. м. р. Р. п.) - пищевой продукт

5) Придумайте и запишите словосочетания с данныси словами, объясните их значение:

а) языковая, языковой

б) чудный, чудной

в) острота, острота

г) характерный, характерный
III Выводы.
- Что вы узнали о словах омографах?

- Почему крайне важно соблюдать в словах верное ударение? (Изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, например: волны (Р. п. ед. ч.), волны (Им. п. мн. ч.), либо новое слово, например: выкупать, выкупать.
IV Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было наиболее интересные?

- Что вызвало затруднение? Творческое задание:

1) Сочинить прозаический текст или стихотворение, используя смыслоразличительную роль ударения.

2) Нарисовать рисунки, изображающие слова — омографы, составить с ними предложения.





Новик Юлия 5 а класс

Я просила, чтоб гвоздики

Чаще мне дарил Кирилл,

Не усвоив ударений,

Он мне гвоздики дарил.
Мне сегодня захотелось вкусных

Блинчиков испечь.

Соль, изюм, вода, мука-

Вот, что нужно для блина.

Я трудилась, я старалась,

Ничего не получалась.

Наконец я поняла: это мука

Для МЕНЯ.
5 б класс

В школу атлас не взяла

Ученица Катя.

На уроке все мечтала

Про атлас на платье.
Я килограммов 25

Муки в Антеке взял.

Мука рассыпалась в пути,

Я с мукой собирал.
Три красные гвоздики

Я подарить решил,

Но второпях на гвоздики

Случайно наступил.
Чудесный замок я увидел!

Не зайти в него не мог!

Подбежал к воротам замка,

А на них весит замок.
На чай гостей я пригласил,

Пришли мои дружки.

Я чай им в кружки разливал,

А вовсе не в кружки.
Культура речи 5 класс
Тема урока: Речевое общение.
Тип урока: Комбинированный урок постановки УЗ + моделирование.
Цель урока: В процессе моделирования сформулировать понятие о речевом общении, показать, что цель общения - передать или воспринять смысл речи, включить каждого участника учебного процесса в совместную деятельность, развивать устную связную речь.


  1. Создание «ситуации успеха»


Представьте, что вы стали свидетелем разговора пятиклассников:

- Ух, сколько у нас в этом году новых предметов! И история, и краеведениь, и литература, и граждановедение...

- Здорово, а русский зачем, а культура речи?

- Как зачем? Это же наш родной язык.

- Ну и что? Говорить по-русски мы давно умеем. Читать и писать научились. Зачем же опять учиться тому, что мы уже умеем?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Зачем людям вообще нужен язык? Ответы учеников:

1. Язык - важнейшее средство общения.

2. Язык - универсальный способ передачи информации.

3. Язык - способ выражения эмоций, чувств. Учитель:

Язык нужен людям для того, чтобы они могли обмениваться мыслями, чувствами, т.е. общаться друг с другом.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается.
2. Возникновение «ситуации интеллектуального конфликта»

(разрыв) УЗ
- А нельзя ли общаться без помощи языка?

- Прослушайте 3 ситуации, можно ли сказать, что в каждой из них описана какая-то ситуация общения? С помощью чего осуществляется общение в каждой из них? (Учащиеся работают в группах)

l. Ha аллейку выбежала ручная белка - они давно живут в этом парке.

Малыш от неожиданности застыл и оглянулся на маму. Увидев её

ободряющую улыбку, он засмеялся и смело шагнул на/встречу неведомой зверушке.

2. С берез, неслышим, невесом, Вздыхают, жалуясь, басы,

Слетает желтый лист. И, словно в забытьи,

Старинный вальс «Осенний сон» Сидят и слушают бойцы,

Играет гармонист. Товарищи мои.

(М. Исаковский)
3. Однажды я спросил своего приятеля - художника, что он думает об одном из наших общих знакомых. Он пожал плечами, взял карандаш и через минуту протянул листок. Я взглянул и рассмеялся: на меня испуганно смотрел хорошо знакомый человек, готовый вот-вот сорваться с места и забиться в какой-нибудь укромный уголок. А ведь, пожалуй, художник прав: наш общий знакомый, действительно, боится всего нового и непривычного. Как я этого не замечал раньше?

Не можете ли вы привести другие примеры, когда люди общаются без помощи языка? Чем отличается язык от других средств общения: мимики, жестов, музыки, рисунка, танца? - Приведите примеры, когда люди общаются без помощи языка?
3.Моделирование.

Работа в группах, создание модели речевого общения.
1)Подберите родственные слова к» слову общий.

Общение и общество - родственные слова, восходящие к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть - общая необходимость и заинтересованность в передачи и получении информации; 2)Когда между участниками общения начинается разговор? - общая тема разговора; предмет речи, заинтересованность. 3)Без чего не может состояться речь?

- общий язык.

После обсуждения ребята предлагают свои модели ситуации речевого общения.




Выводы.
1. Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средствам" обмена мыслями, информацией;

2. Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т.п.)

3. Общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий)

4. Человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль, т.е. то роль человека, которому нужно понять чужую речь, то роль человека, передающего свои мысли.
Домашнее задание:
Подготовить устное сообщение на тему «Что я знаю о речевом общении»
Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке? Что показалось наиболее сложным?

За что вы можете себя похвалить? Что было интересным на сегодняшнем уроке?

6 класс.

Тема: Ошибки в образовании форм имен числительных (Г-2)

Тип урока: Урок конкретизации «открытого» способа. Решение УЗ открытым ранее способом.
I. Проверка творческих работ.
1) Расскажите о том; как вы в спешке собираетесь утром выходить из дома, использовав как средство выразительности несоответствие временных форм глагола.

Пример: Пробило(пр. вр.) 7 часов, я встаю(н. вр.), умываюсь(н. вр.), быстро завтракаю(н. вр.) и уже бегу(н. вр.) в гимназию, тороплюсь(н. вр.), спотыкаюсь(н. вр.). Вот уже показались(пр. вр.) родные стены, я у цели, побегу(б. вр.) еще быстрее, может быть еще успею(б. вр.).

2) Напишите сочинение - миниатюру на тему «Старая фотография», используя настоящее время глагола в рассказе о прошлом, чтобы оживить события, приблизить к времени рассказа.
Оценивание: 3 балла - задание выполнено верно, оформлено

2 балла - задание выполнено верно, нет оформления

(записано в тетради)

1 балл есть неточность, неправильное

использование временных форм (оформление не

учитывается)
II. Эвристическая беседа.


  • Из всех имен (сущ., прил., числ.) более других не повезло последнему (числ.): числительные на глазах утрачивают все формы косвенных падежей (все падежи, кроме И. п.) - эту часть речи перестают склонять! Несколько лет назад ведущие одной из телепередач прошли с камерой и магнитофоном по улицам Петербурга, предлагая крупный приз человеку, который... всего лишь правильно прочитает небольшой текст - одно предложение! И никто не смог справиться с задачей.

  • Попробуйте - может, этот приз ждет вас? Прочтите:

(запись сделана на доске)
Арендатор владел 867 790 га (Т. п.) земли.

(восьмью шестьюдесятью семью тысячами семьюстами девяносто

гектарами земли)

! га, км, м, кг и т.д. в устной речи произносятся полностью

! 3 балла - наш приз

  • Вообще-то в склонении числительных нет ничего сложного, надо только вспомнить, как это делается, и понять логику образования их падежных форм. Тем более, что это материал и уроков русского языка.

  • Склонять простые числительные пока еще умеют все. Проверим (1 человек (по журналу) к доске, просклонять числительное четыре).



И. четыре

Р. четырех В. п.

Д. четырем Четырех котов и четыре дерева.

В. четыре (В =И +сущ. неод.; В = Р + сущ. одуш.)

Т. четырех (четырьмя)
1 балл


  • Что происходит при склонении сложных числительных? (Каждая часть склоняется как простое числительное)

  • Прочитайте предложения с числительными. Будьте внимательны. (По одному вызывается к доске, прочитать по два предложения -без ошибок 1 балл)

  • Назовите числительнью, которые имеют всего две падежные формы. (40, 90, 100, полтораста)

  • Как слоняются составные порядковые числительные? (У них изменяется только последнее слово)


III. Решение УЗ.
1) Найдите и объясните ошибки типа Р - 1 и Г - 2.

Исправленный вариант запишите в тетрадь.

A) Мыть пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис! (Р)

Б) Крепче держись - обоими руками! (Г)

B) Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами. (Г)

Г) Петров и Сидоров! Опять вы обое опоздали! (Г)

Д) - Сколькими языками владеете? –

Тремями. (Г)
1 балл за правильный ответ.
2) А теперь начинаем конкурс на замещение вакантных мест дикторов телевидения. Условия просты: надо всего лишь правильно прочитать текст. (3 балла)

«Муз – обоз».

С огромным успехом прошел концерт группы «Лютики - цветочки». После него выбито более 54 700 стекол, выломано около 280 дверей и опрокинуто не менее 250 автобусов. Конечно, это бледновато в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми накануне «фанами» группы «Ну и ну!», но если к 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод: в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает.


  • Вы поняли, что текст носит пародийный характер? Что означает слово пародия? (Работа со словарем)


Творческое задание (по желанию).
Напишите пародию на любую популярную телепередачу, употребив составные числительные в форме Р., Д., Т. и П. падежа.

Записать.
Рефлексия:
- Что на уроке было самым сложным?

- Что вызвало ваш интерес?