microbik.ru
1

Захарова Т.А., методист РИРО


Тема урока: Словообразовательные гнёзда и цепочки.
Цели и задачи урока: ввести понятия «словообразовательное гнездо» и «словообразовательная цепочка», закрепить понятия «производящее, производное и непроизводное слова», формировать навыки в проведении словообразовательного разбора.
Оборудование: медиапроектор, экран, учебники для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская), словообразовательные словари А.Н. Тихонова, перфокарты.
Примечание: презентация содержит макросы, для ее работоспособности необходимо, чтобы они не были отключены. Открыв презентацию, выберите в меню Сервис – Макрос – Безопасность. Установите среднюю. Закройте файл, сохранив изменения. Теперь при открытии будет появляться диалоговое окно, в котором необходимо выбирать кнопку «Не отключать макросы».

Ход урока
Проверка домашнего задания (упр. 122).
- Ребята, на прошлом уроке мы активно пользовались такими понятиями, как производное и производящее слова. Дайте им определение.
- Производное слово – это слово, произведенное от другого, а производящее – от которого произведено.
- Но существует такое понятие, как непроизводное слово. Как вы думаете, что оно означает?
- Непроизводное слово «не произведено» от других слов. Оно существуют в языке как бы «в готовом виде», но вот само может быть производящим. Важно помнить, что производящим может быть как производное, так и непроизводное слово. Это поможет избежать ошибок при словообразовательном разборе.
- Вот, например, непроизводное слово белый является производящим для таких слов, как беловатый, белизна, белить, в свою очередь, слово беловатый производящее для слова беловатенький, а слово белить для слов - побелить, белила, подбелить, белёный. И, наконец, слово побелить – производящее для слова побелка. (Слайд 2.)
- В науке такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь русского языка». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов. Но, конечно, в словаре словообразовательные гнёзда представлены не в виде деревьев. Словарная статья имеет несколько другой вид. (Слайд 3.)
- Слова располагаются в гнезде согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек. (Слайд 3. Выделение цепочек «кликом» мыши.)

Тема нашего урока будет звучать так: «Словообразовательные гнёзда и цепочки слов».

- Попробуем восстановить словообразовательное гнёздо слов с корнем -цен-. (Слайд 4.) В первом случае необходимо определить производящее слово для слова ценность. Мы видим, что это не слово цена. Действительно, если предположить такое, то получится, что слово ценность образовалось от слова цена с помощью суффикса

-ность-. Но такого суффикса в языке нет. Однако из этого сочетания легко выделить суффикс -ость-. Его мы встретим и в других словах: молодость, радость, жадность. Из этого мы можем сделать вывод, что слово ценность образовалось от слова с основой ценн-. Слово с такой основной – ценный. Ценный образовалось от слова цена суффиксальным способом с помощью суффикса -н-. Запишем словообразовательный разбор слова ценный в тетрадь.

- Переходим к следующему пропущенному слову. Оно является производящим для слова ценитель. Кто такой ценитель? Тот, кто умеет ценить. Значит, от слова ценить при помощи суффикса –тель образовалось слово «ценитель».

- Разбираем последний случай: было ценить, а через одно слово стало оценка. Появились приставка О- и суффикс -К-. Логично предположить, что сначала к глаголу «ценить» прибавили приставку О- и получили глагол «оценить», а потом уже от этого глагола суффиксальным способом образовали существительное «оценка».

- Хочу обратить ваше внимание на слова уценить и обесценить из этого словообразовательного гнезда. Определите их способ словообразования. Выполните задание письменно. Уценить – приставочный способ, обесценить – приставочно-суффиксальный.
- Проверим. А теперь назовите характерные признаки приставочного способа словообразования.
- Приставка присоединяется к слову, новое слово является той же частью речи, что и производящее.
- Некоторые подходят к вопросу словообразования формально, отбрасывают приставку и если остаётся «готовое» слово, то решают, что это приставочный способ. Но это не всегда так. В трудных случаях необходимо обратиться к построению словообразовательной модели.
- Допустим, мы формально решили, что оба слова уценить и обесценить образованы приставочным способом, потому что при «отбрасывании» приставки и в том и в другом случае остаётся «готовое» слово «ценить». Вот так будут выглядеть словообразовательные модели:
У + н.ф. глагола

Обес + н.ф. глагола (Слайд 5)
- Значит, по этим моделям образуются и другие глаголы: убежать, улететь, уплыть. В первом случае модель является продуктивной. А вот во втором? Приставку обес- мы встречаем в словах обескровить, обесчестить, обесточить. Но при «отбрасывании» приставок в этих словах уже не остаётся «готовый» глагол. Обескровить – лишить крови, обезлюдить – лишить людей, обезножить – лишить способности передвигаться.
- Значит, модель образования этих слов другая: обес+ производящая основа +И ть.
Знакомство со словообразовательными гнёздами позволяет нам сделать очень важный вывод: производное и производящее слова располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой: либо одним суффиксом, либо одной приставкой, либо приставкой и суффиксом одновременно при приставочно-суффиксальном способе словообразования.

Представим, например, вот эту словообразовательную цепочку в виде пар слов: производящее – производное. (Слайд 6).

Путь от первого слова до последнего в данной словообразовательной цепочке – это путь постепенного присоединения морфем. Наглядно это можно представить с помощью куклы матрёшки. Можно ли из матрёшки сразу вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу. (Слайд 7).
упр 128

Вывод: при словообразовательном разборе мы ищем производящее слово, которое отличается от данного слова, так скажем, «минимальным» числом морфем: одним суффиксом, одной приставкой или же одним суффиксом и одной приставкой одновременно. Делаем предположение о способе образования и проверяем получившуюся словообразовательную модель на «жизнеспособность» на примере других слов.

новый

новость

обновить

новатор

возобновить

новаторский

новинка

Теперь расположите однокоренные лова с учетом последовательности образования их друг от друга (работа с перфокартами: можно изготовить перфокарты из картона, а можно попробовать поэкспериментировать с электронным аналогом (если урок проводится в компьютерном классе). В случае, если компьютер – рабочая машина учителя, то к ней вызывается один учащийся как при обыкновенном опросе (для ввода слова, необходимо «кликнуть» на поле, чтобы курсор замигал внутри «окошка»). (Слайд 8.)

Д/з Упражнение №127
Использованные источники
1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока

http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376

2. Иванова В.А., З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.

3. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.

http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309

4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. –М.: Просвещение, 1984г

5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.

6. Розенталь Д,Э.Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999.

7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997.

8. Современный русский язык: учебник: : Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001.

9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991г.