microbik.ru
1
© Балакина И.Г.
Тема урока «Возникновение и ранний период христианства»
Подробный план изучения темы
I. Исторические условия возникновения христианства. Ожидание Мессии в древнееврейском обществе.

II. Географическая точка возникновения христианства. Святая Земля.

III. Жизнеописание Иисуса Христа согласно каноническим и апокрифическим версиям. О чем рассказывают Евангелия? Рождество. Детство Христа. Пророческая миссия Христа. Основы христианского учения. Страсти Господни и их внутренний смысл.

IV. Обзор внутренних и внешних письменных и археологических источников, свидетельствующих о Христе и первых христианах. Состав и структура Нового Завета. Проблема авторства новозаветных текстов. Апокалипсис.

V. Научные споры по поводу историчности Иисуса Христа (обзор основных точек зрения).

VI. Начало христианской церкви.

1. Деятельность апостолов и различные взгляды на ее историчность. Понимание христианами сущности церкви.

2. Гонения на христиан и возникновение культа святых.

3. Отцы церкви, складывание чина богослужений. Литургия и ее евангельский смысл.

4. Возникновение церковной иерархии. Структура апостольской церкви.

5. Зарождение монашества.

VII. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Борьба с язычеством.

VIII. Первые Вселенские Соборы. Складывание Символа веры.

IX. Борьба за утверждение единой догматики христианства.

1. Гностики и христиане.

2. Мани и манихейство. Влияние этого течения на религиозную жизнь средневековой Европы.

3. Арианство и победа над ним.

4. Несторианство – продолжение спора о Божественной сущности Христа.

5.Монофизитство. Начало Армяно-Григорианской церкви.

6. Монтанисты, антитринитарии, павликиане и другие направления и секты, признанные христианами еретическими.

X. Христианство и искусство.

1. Раннехристианская архитектура.

2. Иконопись и роспись храмов.

3. Музыка в христианстве.

4. Христианское богослужение как синтез искусств. Сущность христианского искусства.
Оснащение занятий
Эти занятия желательно оснастить наглядным материалом — прежде всего альбомами, комплектами открыток и слайдов по мировой художественной культуре, где отражена тематика Нового Завета и раннего христианства. В последние годы в разных издательствах вышли серии слайдов с картинами известнейших русских и западноевропейских художников на евангельские темы. Если таковых под рукой не окажется, то пробел без труда можно будет восполнить с помощью альбома художественного музея. По ходу изучения материала можно практиковать для учащихся небольшие задания по предварительному «распознаванию» тех или иных сюжетов по демонстрируемым репродукциям («Что здесь изображено?»).

Неплохо было бы, наряду с памятниками светской живописи, привлечь в качестве иллюстративного материала репродукции икон. Попутно учащиеся предварительно познакомятся с иконографией, т.е. приобретут некоторый навык читать и понимать язык иконы.

Иллюстрации (картины, фотографии, слайды, видеофрагменты) особенно желательно использовать при раскрытии пунктов II и III темы.

Заметим, что в связи с празднованием двухтысячелетнего юбилея христианства было создано немало телевизионной продукции на эту тему. По телевидению шли многочисленные документальные и художественные фильмы, в центре которых находилась фигура Иисуса Христа, апостолов, деятелей ранней Церкви.

Широкую известность получили фильмы П. Пазолини («Евангелие от Матфея») и Д.Дзефирелли («Иисус из Назарета»). Фильм же режиссера М.Скорцезе «Последнее искушение Христа» за кощунственные вольности вызвал горячие споры и протест всего христианского мира, а в ряде христианских стран его демонстрация по телевидению была запрещена.

При изучении христианства большую помощь окажет знание русской и зарубежной литературы. На евангельские темы написаны повести и романы: «Саломея» О. Уайльда, «Мария Магдалина» М.Метерлинка, «Иродиада» Г.Флобера, «Прокуратор Иудеи» А. Франса. Новозаветные темы затрагивал Г. Сенкевич в романе «Камо грядеши?». В России опубликован цикл из двенадцати радиопьес по евангельской тематике английской писательницы Дороти Л. Сейерс «Человек, рожденный на Царство». Многие, вероятно, знают познавательную историко-географическую сказку шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии 1909 г. С. Лагерлёф, рассказывающую о чудесном путешествие мальчика Нильса с дикими гусями. Но гораздо менее известен факт, что она создала свою собственную фантастическую версию жизни Иисуса Христа («Легенды о Христе»), опубликованную в России в 1999-2000 гг.

Русские писатели тоже нередко обращались к темам Евангелия и апокрифов. Среди них Д.Мордовцев (роман «Ирод», переизданный в 1991 г.), Л. Андреев («Иуда Искариот и другие»), Д. Мережковский («Иисус неизвестный»). В роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков тоже включил собственную фантазию на евангельскую тему.

Урок украсят и небольшие поэтические фрагменты, подобранные учителем. Евангельские и библейские темы вдохновили бесчисленное количество русских поэтов. Среди них: Г. Державин, А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, В.Бенедиктов, Л. Мей, А. К. Толстой, А.Фет, К.Романов (К.Р.), Ф.Сологуб, И.Северянин, С.Надсон, А. Апухтин, И. Бунин, Г. Иванов, Н.Гумилев, М.Волошин, В. Ходасевич, А. Ахматова, Б. Пастернак, И. Бродский, А.Тарковский и многие другие.

В течение всего времени изучения темы раннего христианства нам будет необходима историческая карта позднего периода Римской империи или карта Византии с прилегающими территориями.

Особенно тщательно следует проиллюстрировать изучение последнего пункта, посвященного христианскому искусству.

Необходимо подобрать слайды или фотографии с изображением памятников раннехристианской архитектуры. Это могут быть храмы, сохранившиеся на территории Греции, Болгарии, Италии и других стран. Памятники такого типа существуют также в Крыму и на Кавказе. Учащимся нужно показать как внешний вид этих зданий, так и их внутреннее убранство и устройство.

Для иллюстрирования рассказа об изобразительном искусстве необходимо использовать репродукции древнейших «катакомбных» росписей, мозаик (в первую очередь из итальянского города Равенны), витражей, древнейших росписей и икон (в том числе древнерусских икон, связанных с византийской традицией).

Обратить внимание необходимо на следующие иллюстрации, которые могут понадобиться на занятиях:

  • картины на евангельские сюжеты из западноевропейской и русской живописи, в том числе «Христос в пустыне» Н.Крамского; репродукции исторических картин Н.Ге; картины с изображением апостолов в западной и православной традиции; древние и современные пейзажи Святой земли; фотографии современного Вифлеема и других мест, связанных с Рождеством; исторические картины Иерусалима в эпоху крестовых походов и в другие эпохи;

  • православные иконы Благовещения, Рождества, Сретения, икона «Владимирской Богоматери», различные русские иконы с изображением Христа — Спасителя, иконы Иоанна Крестителя и «Усекновения главы», иконы первых святых;

  • иконы и картины на евангельские сюжеты: «Усекновение главы Иоанна Крестителя», «Воскрешение Лазаря», «Шествие по воде», «Преображение»; картины и иконы «Входа в Иерусалим»; икона Страшного Суда; изображение картин Апокалипсиса из западной классики и православной иконографии;

  • православные иконы с изображением «Страстей Господних», «Распятия», «Тайной вечери», «Жен-мироносиц», «Воскресения»; картины из классического западноевропейского наследия на эти же темы; икона «Успение Богоматери»; икона «Нерукотворный образ»; изображение Туринской плащаницы.

Кроме того, могут быть полезны репродукции обложки, текста или миниатюр любого старинного Евангелия; фото собора св. Марка в Венеции; изображения известных христианских реликвий католического и православного мира; картины и иконы с изображением апостола Павла и сцен из его жизни; иконы «Св. Пятидесятницы» и «Троицы»; изображения раннехристианской символики; иконы с изображением Отцов Церкви.

Подберите портрет императора Нерона, репродукции, изображающие картины гонений и мучений первых христиан, портреты и иконы императора Константина и Елены; фотографию Софийского собора Константинополя, репродукции мозаик из итальянского города Равенны.

Было бы очень выигрышно и оригинально использовать на занятиях в качестве иллюстраций музыкальные памятники. Самый оптимальный вариант – это аудиокассеты и компакт-диски. Сейчас в России выпущено немало дисков с музыкой эпохи раннего христианства, например: «Музыка Византии, южнославянских народов VI — XV веков. Музыка древней и московской Руси XV– XVII веков» в исполнении ансамбля «Мадригал» (1991). Здесь представлены гимны Федора Студита, Иоанна Дамаскина и других. В качестве музыкальной иллюстрации можно использовать фонограмму с пением любого светского или церковного хора. Важно лишь учесть, что представляемые произведения должны быть достаточно адекватны специфической раннехристианской музыкальной культуре. Обычно древнейшие традиции церковного пения наиболее ярко выражены в пении монастырских церковных хоров.

Пользуясь множеством источников и иллюстраций, не надо забывать о главном источнике знаний о Христе и христианстве, т.е. о новозаветных книгах, и в первую очередь Евангелиях. Конечно, эти источники необходимо иметь в оригинале, их надо научиться цитировать и по возможности комментировать.
Вводная беседа по изученному

ранее материалу
Перед началом изложения материала о христианстве уместно повторить важнейшие положения темы «Ветхозаветная религия». Желательно, обобщив изученный ранее материал, определить некоторые идейные истоки христианского мировоззрения и вероучения: 1.Мифологические религии Востока. 2. Учения эпохи эллинизма и поздняя античная философия. 3. Учение о Божественном Логосе. 4. Ветхозаветная традиция.

Ставлю перед учащимися вопросы:

Как можно объяснить некоторые совпадения в учении об Иисусе Христе с сюжетами древних мифов? (Дайте несколько возможных вариантов объяснений.)

В чем состоят важнейшие положения ветхозаветного учения? В каких книгах Ветхого Завета можно усмотреть предсказания явления Христа? В какой форме выражены эти предсказания?

Вспомните об основных этапах истории евреев до окончательного разрушения Иерусалимского храма.
Примерный рассказ учителя

по пунктам IV, V
Как вы уже знаете, сведения о жизни Иисуса Христа и его учеников, о том, как утверждалось христианское учение, люди в первую очередь черпают из книг Нового Завета, которые составляют вторую часть Библии. Христиане считают, что все библейские тексты написаны по внушению самого Бога (Божественному откровению), поэтому они священны и недоступны простому человеческому пониманию во всей полноте. Истина, заключенная в них, должна приниматься на веру. При этом всем, конечно, очевидно, что библейские книги писались не сами собой: над ними упорно трудились конкретные авторы, которые передавали людям слово Божие и вкладывали в свое дело знания, талант и душу.

Как вы убедились, свидетельства об Иисусе Христе, его учении, а также об апостолах и распространении христианской веры, содержащиеся в Новом Завете, очень богаты и разнообразны. Казалось бы, о чем можно спорить? Но, оказывается, вопрос не во всем так прост... «Жил ли Христос?» — так озаглавлена небольшая брошюра богослова Г. В. Флоровского, написанная много лет назад. Значит, такой вопрос существует? Неужели того, что мы знаем, недостаточно, чтобы утверждать — Христос жил?!

К сожалению, подлинные, оригинальные тексты Евангелий и других новозаветных книг не дошли до нас и существуют только в виде многочисленных позднейших списков. Даже вопрос о том, на каком языке они были первоначально составлены, до конца не разрешен.

Многие ученые, считающие себя объективными и независимыми (ряд из них стоит при этом на антихристианских и антирелигиозных позициях, детальнейшим образом проанализировали едва ли не каждую букву Нового Завета и нашли в нем немало противоречий. Поэтому вопросу уже написаны целые горы литературы как атеистической, так и христианской богословской. Ведь на любой аргумент ученых-материалистов Церковь должна была убедительно ответить! Дискуссия продолжается в наши дни и является полезной для обеих сторон: ученые «скрещивают шпаги», а это значит, что оттачивается мастерство полемики, отбрасываются некоторые явные заблуждения и очевидные нелепости. Одним словом, выигрывает истина…

Ряд ученых утверждают, например, что Евангелия и другие новозаветные книги никак не могли быть написаны в I в. н.э. и на самом деле были составлены на несколько столетий позже. Значит, их библейские авторы – вымышленные, мифологические персонажи. А сами Евангелия, как и вся Библия,– не «богодухновенное Священное Писание», а огромное собрание мифов, которые были созданы людьми. То есть рассказы о Христе и христианах многократно видоизменялись, дополнялись и переделывались в зависимости от целей авторов.

Такой подход ставит все с ног на голову: не христианское учение пошло от Библии, а сама Библия была создана и приспособлена под это учение. Аргументы пользу этой точки зрения ученые находят при анализе языка Священных книг, в исторических ошибках, анахронизмах и других видимых несообразностях текстов.

Христианские богословы не молчат. В ответ они вполне достойно отвечают, что все противоречия, найденные атеистами, могут быть объяснены, если внимательно и непредвзято читать текст. Кроме того, такие книги, как Евангелия, писались разными людьми и через несколько лет после описываемых событий. Естественно, что авторы могли что-то забыть, вспомнить одно и то же по-разному. Попробуйте провести эксперимент: заставьте рассказать о любом недавнем событии нескольких людей. Вы убедитесь, насколько разными будут их рассказы.

Иногда критики Евангелий обращают внимание на то, что изречения Христа часто противоречат друг другу. Но и это объяснимо: ведь Христос часто говорил иносказательно и в зависимости от ситуации и уровня слушателей, он же был философом, мудрецом... Его высказывания и так не всегда легко доходят до нас, а некоторым из них могут быть посвящены целые тома! Ведь и наука зачастую спорит сама с собой.

О подлинности или неподлинности Евангелий лучше всего свидетельствуют они сами: трудно предположить, чтобы все рассказанное в них было плодом фантазии. Слишком могучей предстает фигура главного героя при чтении этих книг. Ведь даже ошибки и несообразности в описании жизни Иисуса можно истолковать в пользу того, что эти Евангелия живые, а, следовательно, подлинные книги!

Хотя вопросы остаются... Например, авторство Иоанна Богослова: даже некоторые церковные историки признают, что объединить в одном человеке апостола Иоанна и автора жизнеописания Христа почти невозможно. Выдвигаются разные гипотезы: а что, если четвертое Евангелие — это запись высказываний Иоанна, сделанная не им, а кем-то другим? И был ли таинственный стодвадцатилетний житель Эфеса тем самым апостолом?

И еще; практически все исследователи сходятся на том, что четвертое Евангелие и книга Апокалипсиса не могли принадлежать перу одного человека. Мало того, Апокалипсис, который венчает Библию, некоторые ученые считают самым ранним произведением из Нового Завета. Еще одна загадка, от разрешения которой мы находимся еще очень далеко...

Среди ученых, склоняющихся к атеизму, существует и такое мнение: Священное Писание не может быть достаточным доказательством существования Христа и реальности всех описанных событий, так как оно было создано самими христианами о себе с целью утвердить свое учение.

А вот внешних — нехристианских, если можно так сказать, свидетельств о Христе не так уж много. Может быть, современники «просмотрели» такое важное поворотное событие в истории?

Посмотрим, кто и что писал в I в. н.э. о Христе и христианах.

Вот книга древнееврейского историка I в. н.э. Иосифа Флавия «Иудейские древности», который отнюдь не был христианином. В ней прямо говорится об Иоанне Крестителе и крещении людей, которое он совершал. Флавий рассказывает (хотя и без подробностей) о казни Предтечи царем Иродом. Кроме этого, историк вспоминает и о некоем «Иакове, брате Иисуса, так называемого Христа», приговоренном к побитию камнями. Есть у Флавия и прямое упоминание о жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа, «которого распял Понтий Пилат по доносу старейшин». (Это последнее упоминание Мессии-Христа нехристианские историки III в. назвали вставкой, которую сделали христиане при очередной переписке труда Флавия.)

Неоднократно упоминается Христос в иудейской священной книге — Талмуде, написанной гораздо позже Нового Завета ярыми противниками Христа. Иудаизм и христианство далеко разошлись во взглядах на Христа. В Талмуде об Иисусе Христе говорится с явной враждебностью, именно это и свидетельствует: авторы книги не сомневались в том, что он реально существовал.

Римские писатели и историки тоже упоминают Христа и христиан. В знаменитой истории Тацита (I — II в. н. э.) рассказывается о пожаре в Риме в 64 г. и о том, как император Нерон обвинил в нем неких мерзких «хрестиан», последователей Христа, казненного прокуратором Понтием Пилатом. Язычник Тацит явно без всякой симпатии относится к «хрестианскому суеверию», как он называет учение христианства. «Злодеи-хрестиане» и их вождь упоминаются в замечательных жизнеописаниях римских императоров, сделанных Гаем Светонием. Кое-что на эту тему мелькает в письмах управляющего одной из римских провинций – Плиния Младшего.

Есть и еще несколько, далеко не бесспорных, упоминаний Христа и христиан – вот, по сути, и все.

При этом нельзя исключить, что некоторые записи могут быть и позднейшими вставками, сделанными самими христианами при очередной переписке рукописей (ведь книг тогда не было!). Непонятно только, почему же они в этих вставках так поносят сами себя? Вопрос о том, почему же о Христе почти не писали его современники, остается.

Христианские историки и богословы, как правило, объясняют это тем, что Иисус пришел в мир неузнанным. Иными словами, его современники (за исключением очень немногих) не поняли, с кем имели дело. Поэтому земная жизнь Христа и не отразилась в исторической хронике, воспоминаниях и документах. Осознание людьми значения жизни Спасителя произошло гораздо позже. С разумностью такой точки зрения трудно не согласиться...

А сохранились ли подлинные предметы и вещественные следы пребывания Христа на земле?

Почти за две тысячи лет в Святой Земле все до неузнаваемости изменилось. Даже природа и растительность здешних мест разительно отличается от той, которая описана в Библии! Что уж говорить о памятных сооружениях, которые (кроме мелких древнейших фрагментов) относятся к периоду средневековья и нового времени. Добавьте к этому многовековое господство арабов и турок – последователей религии ислама.

Но уже больше полутора тысяч лет сюда совершают паломничество христиане всего мира. В первую очередь они поклоняются Гробу Господню, находящемуся в Иерусалиме. Сейчас он укрыт под сводами большого храма. Под его же крышей, по преданию, находится и Голгофа. Здесь можно увидеть углубления от трех крестов и трещину-расселину в скале, которая образовалась в момент смерти Иисуса Христа.

В 70 г. н. э. Иерусалимский храм разрушили римляне, а в 130 г. на развалинах города была основана римская военная колония. Там, где скорее всего могло произойти Распятие и Воскресение Христа, язычники возвели капище Венеры. Затем наступили времена императора Константина Великого (IV в. н. э.), объявившего христианство государственной религией Римской империи. Он решил превратить это место в объект поклонения христиан и повелел построить здесь огромный храм. Но и это сооружение не дошло до нас в первозданном виде: его неоднократно разрушали и грабили завоеватели. Вдобавок храм несколько раз горел.

Не существует полного единства в вопросе о том, где находилась Голгофа. В ее описаниях существуют некоторые противоречия с современным расположением.

Место около Вифлеема, где была пещера Девы Марии и Младенца Иисуса, тоже скрыто под сводами храма, строительство которого началось в IV в. Собственно, здесь находятся сразу две пещеры: «Рождества» и «Яслей», представляющие собой два больших грота. На мраморном полу храма изображена серебряная звезда и написано по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос»).

В Святых местах кропотливо работают археологи из разных стран, которые сделали множество интересных находок. Существует даже такой раздел науки – библейская археология.

Вот один пример. Недавно на берегу Генисаретского озера, в том месте, где находился евангельский город Капернаум, археологи обнаружили остатки дома, относящегося к началу I в. Обилие молитвенных надписей показало, что в нем во времена Христа собирались паломники и богомольцы. Может быть, они приходили, чтобы послушать живого Спасителя?...

Восстановить картину событий двухтысячелетней давности по раскопанным памятникам пока не удается: земля бережно хранит свои тайны. Да и раскопано пока еще довольно мало. Ведь это — Святые места, объект особого поклонения христиан.

По преданию, в IV в. византийская императрица Елена во время своего путешествия в Палестину обнаружила место погребения Христа и Крест, на котором он был распят. Как гласит предание, подлинность Креста была подтверждена тем, что от прикосновения к его древу мгновенно воскрес умерший. Ученые считают, что дерево сохранившегося до наших дней некоторых фрагментов Креста вполне может быть отнесено к эпохе описываемых в Евангелии событий.

Вместе с Крестом святая Елена обнаружила четыре гвоздя и копье, которым воин нанес рану распятому Христу. Гвозди, по преданию, были еще в древние времена переплавлены в более мелкие. Один из них оказался на дне Адриатического моря, один попал на Русь, третий был вставлен в корону Наполеона. (Сейчас в мире хранится несколько десятков «святых гвоздей». Копья, претендующие на подлинность, есть в армянском Эчмиадзине, в Париже, Вене и других местах.)

Средневековых реликвий, которые верующие связывают с Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, невероятно много. Их почитание особенно распространено в католическом мире. Это несколько терновых венцов, «святая кровь», пот и даже слезы Христа, его волосы, ногти, молочные зубы... В западном мире почитаются дом Марии, ее плат, пояс, локон, капли молока, которым она кормила Сына, и многое другое. О подлинности большинства этих святынь, естественно, не приходится даже и говорить. Скорее всего, такие культы — просто пережитки примитивного средневекового мышления. Даже сама церковь озабочена наплывом праздного любопытства, которое вызывают эти реликвии.

Английский писатель Дж. Чосер, живший в XIV в., уже в те времена с иронией и язвительностью рассказывал о западнохристианских паломниках и мнимых реликвиях в своих знаменитых «Кентерберийских рассказах».

Всем, конечно, интересно, как выглядел Христос. Почему не сохранились его прижизненные изображения?

Объясняется это просто: в то время у иудеев вообще не было принято рисовать или лепить людей. Да и почти все сохранившиеся «портреты» деятелей столь глубокой древности, надо думать, далеки от своих оригиналов. Привычный нам иконописный образ Христа создавался постепенно. Его творили как византийские и русские иконописцы, так и западноевропейские художники, руководствуясь Священным Писанием, древними изображениями — канонами, художественным чутьем и наитием.

Согласно христианскому преданию, первой иконой, которую стали называть Нерукотворным Образом, был отпечаток лика живого Христа на чистом плате.

Рассказывают, что в малоазийском городе Эдессе правил царь Авгарь, страдавший страшной болезнью — проказой. До него дошли слухи о том, что в Иудее появился чудотворец по имени Иисус, который исцеляет безнадежных больных. Авгарь послал к нему своего приближенного — искусного художника Ананию с поручением пригласить Иисуса Христа к нему. На случай отказа царь велел нарисовать и привезти к нему портрет этого знаменитого проповедника и целителя. Иисус Христос отказался ехать в Эдессу, но и его портрет у художника никак не выходил: мешал свет, исходивший от Христа. Тогда Иисус взял чистый плат и приложил к нему лицо. На плате появился отпечаток его лика..

Царь сразу исцелился от привезенного плата. Он приказал поместить его над воротами города, убрав оттуда языческого идола. Позже плат был на долгие годы закрыт кирпичом для защиты от язычников, но не раз спасал жителей от несчастий. Спустя столетия кирпич убрали и обнаружили Нерукотворный Образ неповрежденным и даже отпечатавшимся на стене...

Также по преданию, сохранилась Плащаница — кусок ткани, в который было завернуто тело Иисуса Христа после снятия с Креста.

В Италии, в Туринском храме св. Иоанна, с XVI в. хранится кусок полотна (около четырех метров в длину и метра в ширину), хранящий отпечатки лица и тела. По преданию, он попал в Европу из Византии, где был захвачен крестоносцами во время крестовых походов. В конце XIX в. на этот загадочный предмет обратили серьезное внимание. Дело в том, что если рассмотреть отпечатки в негативном отражении, то ясно вырисовывается силуэт человека, напоминающего «иконописного» Христа. (Первую фотографию Плащаницы сделали еще в 1898 г.)

В нашем столетии Туринскую Плащаницу стали изучать ученые: физики, искусствоведы, химики, ботаники (обнаружившие на ткани следы древней цветочной пыльцы I в.) и даже патологоанатомы. При этом применялось самое совершенное оборудование. Оказалось, что ткань действительно очень древняя и может быть отнесена к временам Христа. Отпечатки на ткани тоже, бесспорно, остались не от краски. Вместе с тем ученые говорят, что человеческое тело не могло бы так отпечататься на ткани, если бы было просто завернуто в нее. Значит, здесь произошло что-то особенное?! На Плащанице усмотрели явные следы человеческого пота и крови. Одним словом, выводы напрашиваются сами...

Весной 1997 г. храм св. Иоанна в Турине загорелся. Это был уже третий пожар, который пережила знаменитая Плащаница. Группа пожарных прорвалась сквозь завесу огня, и один из них кувалдой разбил пуленепробиваемое стекло, за которым хранилась реликвия. Как писали газеты, герой признался, что его вел за руку сам Господь Бог..

Изучение этого интереснейшего памятника не завершено, и окончательные выводы делать, конечно, рано. Будет ли раскрыта еще одна тайна двухтысячелетней давности? Посмотрим... Сейчас в московском Сретенском монастыре хранится точная копия Туринской Плащаницы, привезенная из Италии по просьбе Русской Православной Церкви.

Если обобщить все мнения, мы получим несколько ответов на вопрос, жил ли Христос. Исследователи-атеисты, которые склоняются к отрицанию реального существования Христа, говорят, что его образ — это результат «сложения» образов героев множества легенд и древних мифов, т.е. в Христе как бы соединились Заратустра, Будда, Кришна и многие, многие другие. Но это очень спорно...

Существует также мнение, что Иисус — выдуманный литературный герой. Как вы сами знаете, популярные герои литературы иногда «сходят со страниц» и начинают жить в сознании людей такой независимой жизнью, будто они — реальные люди.

Другие литературоведы считают, что у Христа был реальный прообраз (или прообразы), т. е. пророк, который действительно бродил по дорогам Палестины в то неспокойное время, был судим и распят. Позже рассказы о нем соединились в один и были дополнены многочисленными фантазиями. Таким пророком предстает перед нами, например, Иешуа ГаНоцри из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Все эти три взгляда, по сути, схожи. Если принять любой из них, история Иисуса Христа представится нам как философская притча.

Но возникает вопрос: зачем же тогда шли на крест апостолы, принимали мученическую кончину тысячи и более христиан, если они не были убеждены в истине? Как говорит апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых... И для чего мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю... По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?» (1-е Послание к коринфянам. Гл. 15, 14, 20, 30, 32).

Ответ на вопрос: жил ли Христос? — зависит от того, на каких позициях вы стоите, во что и кому верите. Чтобы составить по нему свое собственное аргументированное мнение, нужно многому научиться, много узнать, внимательно вчитаться в непростые книги Нового Завета, а самое главное, много пережить, передумать и перечувствовать... Поэтому не спешите с ответом...
Самостоятельная работа

на основе источников
На этих занятиях перед учителями открываются богатые возможности использования фрагментов текстов Евангелий, других книг Нового Завета, житий первых христианских святых. Все зависит лишь от возможностей учителя по отбору и адаптации достаточно компактного материала. Начало главы 1 Евангелия от Иоанна может быть использовано в той части занятия, в которой говорится о Филоне Александрийском и его учении о Логосе. Надо учитывать, что фраза «В начале было Слово...» с давних времен вызывает большую дискуссию среди богословов и философов, а ее неоднозначное понимание связано с проблемой адекватности перевода текста. Рассказ о Страстях по Евангелию от Марка (гл.15) может быть дан с иллюстративными целями как кульминация евангельского рассказа. Эпизод о Фоме из Евангелия от Иоанна (гл. 20) используется в связи с вопросом о христианском понимании сущности веры. Анализируя его, уместно познакомить учащихся со знаменитым изречением раннехристианского писателя Тертуллиана: «Credo,guia absurdum» (верю, потому что нелепо) — и попросить их обосновать это парадоксальное изречение текстом Евангелия.

Символ веры христиан, принятый на первых Вселенских Соборах, можно изучать по каноническому тексту (приведен ниже). Каждое его положение должно быть объяснено.

В заключение изучения всей темы можно предложить учащимся выполнить небольшую исследовательскую работу по тексту Никейского Символа веры. Эта работа поможет им повторить изученное, а также будет способствовать выработке навыка внимательного чтения текстов. «Драматургия» задания построена на том факте, что практически каждое слово Символа веры отразило острую идейную борьбу с различными еретическими течениями. Вот примеры такого задания:

Внимательно прочтите текст Символа веры (на русском языке).

Какие слова и строчки были, по-вашему, специально введены в него против известных положений тех или иных еретических учений?

Найдите в тексте Символа веры явные следы борьбы с известными вам еретическими учениями (для еще большего упрощения задачи можно их конкретизировать).

Подготовленные учащиеся смогут указать, по крайней мере, на два таких места:

  1. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...»

Здесь можно усмотреть след борьбы с арианством, теоретик которого Арий утверждал, что Христос «ни в чем не подобен Отцу» и является тварным (сотворенным) существом.

2.«... и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

И это подчеркнуто в Символе веры не случайно: ведь во времена его создания существовала точка зрения о том, что Иисус имел только одну — божественную природу. Возможно, что в связи с этим спором и в следующей строчке сделан акцент на человеческое страдание Христа: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена».

Надо заметить, что это задание, безусловно, относится к категории заданий повышенной сложности. На его выполнение нужно отвести около 20 мин.

На уроках автор этой статьи обычно использует сокращенное изложение одного из самых популярных житий — жития святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Оно очень ярко, драматично, блестяще иллюстрирует христианские воззрения на жизнь и смерть и во всех отношениях является показательным и характерным для агиографической литературы. Текст жития можно использовать как для иллюстрации рассказа преподавателя, так и для выполнения задания: читая (слушая) текст, определите наиболее характерные черты христианского воззрения на жизнь человека..

Оригинальная самостоятельная работа по пункту IX может быть проведена с помощью известного отрывка из литературы манихейцев. Учащиеся должны знать, что Мани — уроженец Вавилонии, который жил и проповедовал свое учение в Персии, Средней Азии, Индии, Китае в III в. н.э. Он пытался создать всемирную универсальную религию, соединив элементы христианства, буддизма, зороастризма и других религий. Литература манихейцев очень поэтична. Есть сведения, что сам Мани был художником, каллиграфом, любил музыку. Манихейство подвергалось жестоким гонениям, и сам основатель этой религии был казнен по приказу вавилонского царя.
О земле света (фрагмент)
Земля света — самосущая, вечная, чудотворная; высота ее непостижна, глубина ее неподвластна взгляду. Никакому врагу, никакому злоумышленнику по этой земле не пройти. Ее божественная поверхность — из алмазного вещества, которое никогда не разрушится. Все прекрасное порождено землею: холмы, нарядные, красивые, сплошь покрытые цветами обильными; деревья, плоды которых не падают, не гниют и не знают червоточины; ключи, вечно точащие божественную влагу, исполняющие все царство света, луга и рощи; бесчисленные дома и дворцы, троны и ложа, которые существуют бесконечно, от века и до века.
Фрагмент о вознесении Мани
Подобно властелину, который оружие и одежду снимает и другую царскую одежду надевает, так и Апостол света снял нательные боевые доспехи, и воссел в корабль Света, и воспринял божественное одеяние, диадему Света и прекрасный венец, и с великой радостью, вместе с божествами Света, что сопровождали его справа и слева, при звуках чанга и радостной песни полетел с божественной мощью, словно молния быстрая и видение блестящее, спеша к столпу восхода Света и Луносфере, к месту божественного сборища, и остался у отца Ормузда-бога (цит. по: Библиотека всемирной литературы. Т.1.С.533-534).

Представленные здесь памятники очень выразительны по языку и стилю и прекрасно иллюстрируют синкретизм религиозных воззрений манихейцев. Задание, которое ценно тем, что заставит учащихся привлечь и проанализировать изученный ранее материал (по другим религиям), может выглядеть приблизительно так:

Познакомьтесь с отрывками из манихейской литературы. Черты вероучений каких религий можно в них обнаружить?

Имена, требующие запоминания при изучении данной темы: Филон Александрийский; Евангельские персонажи — Мария, Иосиф, Иисус Христос, Симеон Богоприимец, Ирод (царь), Иоанн Креститель, Понтий Пилат, Фома; Евангелисты — Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Апостолы — Андрей, Петр, Павел; Отцы. церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов; Основатели монашества — Антоний Великий, Пахомий Великий; Правители — Константин (император), Елена.

Важнейшие даты истории раннего христианства, требующие запоминания:

313г. — Миланский эдикт.

325 г. — Никейский Вселенский Собор.

381 г. — Константинопольский Вселенский Собор.

451 г. — Халкидонский собор, осуждение монофизитства.

553г. — II Константинопольский собор. Установление культа Богоматери.
Источники
Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М, 1989.

Библия (любые доступные издания).

Евангелия и другие книги Нового Завета (любое издание).

Жития святых (в разных изданиях). Можно использовать многотомник «Жития святых св. Дмитрия Ростовского» (репринт). Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1991-1996.

Евангелие от Марка (пер. В.Н. Кузнецовой) //Народы Азии и Африки. 1989.№ 6.

Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка (пер. о. Леонида Лутковского)// Литературная учеба. 1990. № 1-2.
Литература
Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 19б0.

Библейская энциклопедия (репринт). М., 1991.

Донини А У истоков христианства (пер. с итальянского). М, 1989.

Косидовский 3. Сказания евангелистов (любое издание).

МеньА История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1992.

Мень А Сын человеческий (разные издания).

Православный молитвослов или катехизис (любое издание).

РановичА Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990.

Ренан Э. История первых веков христианства: Жизнь Иисуса; Апостолы. М., 1991 (либо другие издания).

Флоровский ГВ. Жил ли Христос? (репринт). М., 1991.

Христианство (энциклопедический словарь): В 3 т. М.,1993- 1995.

Христианство. Словарь. М., 1994.

ЦеренЭ. Библейские холмы. М., 1986.