microbik.ru
1
Открытое занятие по биологии

Тема. Аномалия и норма

Цель: развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве.

Задачи:

  • дать понятие аномалии, как отклонение от нормы на примере аномалии в изобразительном искусстве, генетике, социуме;

  • развивать речь посредством использования биологических терминов и понятий;

  • расширять и углублять знания в метапредметной области;

  • развивать коммуникативность;

  • воспитывать торантность, эмпатию, чувство сострадания и сопереживания;

  • воспитывать чувства к прекрасному через музыку, изобразительное искусство, литературу, устную речь.

Инструментарий: проектор, слайд – презентация, музыкальный ряд (Н.Паганини, К.Дебюсси); схема на доске, маркеры, магниты, листы для выполнения практической работы и рефлексии.

Мигушова Т.Б. – учитель биологии губернаторской женской гимназии – интерната. Я рада видеть вас в это весеннее утро, скоро каникулы, а пока урок или , вернее, учебное занятие может быть чуточку необычное.

1. Что ж: два человека глядят в окно: один видит слякоть и грязь, другой – отражающиеся в лужах звёзды…

Мы все разные, каждый из нас индивидуален и порой одинаковые вещи рождают в нас совершенно противоречивые чувства и вызывают разные ассоциации.

(слайд 1) Что это? Чёрный прямоугольник, квадрат, чёрное на белом…Квадрат Малевича. Действительно, это репродукция с картины Казимира малевича «Чёрный квадрат» . Пожалуй, это одно из загадочных произведений изобразительного искусства. А что определяет его как произведение изобразительного искусства ведь Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Хорошо, я помогу.

Дополнение к слайду 2. Ещё одно произведение изобразительного искусства – «Девочка с персиками» Валентина Серова. Эти картины одинаковые или разные? А чем они отличаются? Цветом, сюжетом, жанром, содержанием, т.е. отражением действительности. Какая картина вам более понятна?

У тех, кто видит картину «Чёрный квадрат» впервые, весьма неоднозначное отношение к ней. Кто-то видит лишь квадрат, одних он пугает, других - притягивает. Очевидцы говорят, если вглядеться в черноту полотна, можно различить образы и даже действия.

Современники придумали особое название подобным произведениям – аномализмы.

(слайд 3 ) 2. Тема нашего учебного занятия « Аномалии и норма»

Вопрос: Как вы думаете, что такое «аномалия»?

(слайд 4 ) Аномалия – в переводе с греч. « отклонение от нормы».

Тогда, что такое норма?

В конце нашего занятия мы сможем дать определение и этому слову.

В течение урока, по мере поступления информации мы будем заполнять таблицу на доске . Чёрный квадрат обычное произведение? Мы отнёсём его к аномалиям.

Первая запись на доске

Аномалия (учитель)

Норма (учащиеся)

В изобразительном искусстве как пример «Чёрный квадрат»




В генетике – наследственные болезни, мутации




В социуме – отношение к людям, страдающим Синдромом Дауна




Если мы говорим об аномалиях, то чаще всего думаем о погодных или генетических аномалиях, нежели об аномалиях в искусстве. Так как мы на уроке биологии мы будем говорить о генетических аномалиях.

(слайд 5 ) Вопрос: Что изучает наука «генетика»?

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, и, пожалуй, на сегодня самая загадочная наука, в которой ни об одном результате нельзя сказать с уверенностью на 100% . Решая любую генетическую задачу, мы говорим лишь о вероятности.

Вероятность рождения ребёнка с голубыми глазами, с греческим профилем, со сросшейся мочкой уха, с проявлением наследственных болезней.

(слайд 6) Какие болезни называются наследственными?

Фронтальные вопросы – фронтальные ответы.

(слайд 7) Какие внешние факторы влияют на появление мутаций?

(слайд 8,9) Вашему вниманию предлагаются несколько портретов известных людей. Есть ли общие портретные черты у этих людей?

(слайд 10) Но это не все характеристики Синдрома Марфана, так называется аномалия клеток соединительной ткани, которая вызывает целый комплекс изменений. Как вы считаете, понятия «синдром» и «болезнь» одинаковы? (слайд 11)

Вторая запись в таблице клетка с изменениями – клетка без изменений

4. (слайд 12 ) И ещё об одном синдроме сегодня пойдёт речь.

Синдром Дауна является результатом присутствия в кариотипе лишней хромосомы из 21 пары (трисомия по 21 хромосоме). Причиной служит нерасхождение половых хромосом при образовании половых клеток у матери.

К сожалению, исключение данного синдрома не может быть просчитано заранее. Поэтому ребёнок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, независимо от статуса, религии, материального положения.

Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться говорить, читать, писать и вообще делать большую часть того, что умеют обычные дети. В политкорректной Америке таких людей называют альтернативно-одаренными.

Но если такой ребёнок родился, он не имеет права быть лишённым любви, заботы, сострадания. Зачастую дети, воспитывающиеся в любви или как мы говорим в человеческих условиях проявляют способности к музыке, в изобразительном искусстве, театре. И тому есть доказательства.

(слайд 14) Крис Берк - популярная личность и пример для подражания среди людей с синдромом Дауна. Он является актером, музыкантом и “послом доброй воли” американского общества "Синдром Дауна".

Актер и художник Бобби Бредлов, человек с синдромом Дауна. Такой насыщенной биографии "необычного человека" может позавидовать и "обычный" человек!

Паскаль Дюкен

В Москве недавно открылся театр простодушных.

Тема нашего урока прозвучала как аномалии и норма. Чёрный квадрат Малевича – аномалия в искусстве, Синдром Морфана – клеточная аномалии, а к какой аномалии вы отнесли бы синдром Дауна?

Третья запись на доске.

Аномалия в социальном обществе. В нашем обществе. Почему? Почему всё, чего мы не понимаем мы и не принимаем. Но как часто, завидев человека с Синдромом Дауна в автобусе, мы испытываем любопытство и даже интерес, порой проявляя этот интерес в весьма некорректной форме.

В начале урока мы попытались ответить на вопросы «Что такое аномалия и что такое норма?». Так что же такое НОРМА?

(слайд 15)В словаре В.Даля я встретила интересное определение слова НОРМА: Норма – это исторически сложившиеся определяемые человеком запреты чего-либо, ограничивающие любые свободы. Тогда перефразируйте определение аномалии. Аномалия – это отклонение, выходящее за рамки запрета чего-либо и дающие свободу?!

Учитель зачитывает столбец с записью норм.

Аномалия (учитель)

Норма (учащиеся)

В изобразительном искусстве как пример «Чёрный квадрат»




В генетике – наследственные болезни, мутации




В социуме – неоднозначное отношение к людям, страдающим Синдромом Дауна




Я заранее попросила вас разделиться на три группы и вот для чего.

Совсем скоро календарь нам явит дату, посвящённую людям с синдромом Дауна. Мы также не останемся равнодушными к этому дню В теч. 3 минут вам предстоит выполнить мини-проекты под определениями «Призыв»,

«Дата», «Листовка».

Пожалуй, на этом можно было и закончить наше занятие, но…

А может ли аномалия быть нормой?

Учитель предлагает поменять понятия «аномалия» и «норма» при этом всё остальное оставить на своих местах.

Вопрос:

Итак, может ли нормой считаться произведения, подобные «Чёрному квадрату»?

(свобода выбора, право на самовыражение, проявление индивидуальности),

Можно ли нормой считать мутации?

(мутации лежат в основе наследственной изменчивости, в свою очередь, наследственная изменчивость является одной из движущих сил эволюции(борьба за существование, естественный отбор)),

Можно ли нормой считать рождение людей с синдромом Дауна?

( Людей с Синдромом Дауна немного, но отношение к людям с Синдромом Дауна как лакмусовая бумага проявляет всё то негативное, что скрывает внешнее благополучие нашего общества) . Два человека глядят в окно: один видит грязь и слякоть, другой – отражённые в лужах звёзды…

Человеческому обществу необходимы нормы – моральные, этические, правовые, общественные, при этом не ограничивающие свободы выбора и права на жизнь.

А может ли понятие норма распространяться на счастье, любовь, добро, бескорыстие и т.д.?

Рефлексия.

Слайд (16) Что вижу в чёрном квадрате я…

Оценка деятельности воспитанников.