microbik.ru
1
Раздел « Красота рукотворная», 3 класс МБОУ СОШ №3

Учитель начальных классов: Пруцова А.В.
Тема. Красота и симметрия.

Всего 7 часов.

Из них 2 часа изучается каменное зодчество края,

2 часа – деревянное зодчество края,

3 часа – декоративно-прикладное искусство

малой родины.
2 урок.

Тема. Каменное зодчество края.

Древние памятники Александрова.

Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к худо-

жественно-эстетическим памятникам малой родины, знаний из истории

прошлого и настоящего.

Задачи урока:

-ознакомление учащихся с основными памятниками г. Александрова,

Александровского района; - формирование мотивации к познанию и творчеству, умений учащихся составлять сообщения, добывать самостоятельно знания, работать с

текстом;

-активизация словарного запаса;

-развитие процессов познавательного мышления; коммуникативных

качеств;

-воспитание у детей чувства гордости и уважения к своей малой родине,

чувство сопричастности к красоте уникальных белокаменных памятни-

ков родного края.

Оборудование урока:

1. Электронная презентация урока.

2. Книги : «Округ Александров - Часть Великой России», «Александров-

ская Слобода» - памятники архитектуры.

3.Раздаточный дидактический материал:

  • 5 комплектов разрезных картинок ,на которых изображены основные памятники Александрова;

  • 5 комплектов названий архитектурных памятников г. Александрова;

  • 5 текстов о памятниках архитектуры г. Александрова;

  • карточки с вопросами к игре «Карусель» - 24 штуки;

  • 5 тестов по словарной работе;

  • карточки для игрового момента «Разбегалочки»;

  • сигнальные карточки для работы по группам;

  • кроссворд – 24 штуки;

  • план работы в группах

4. Средства обратной связи: «экраны».




Формы организации

работы с классом.


Игра.

Вводная бе-

седа.


Работа в груп-

пах.

Подводящий

диалог.

Тест.
Работа в группах.

Побуждающий

диалог.


Работа в группах.

/ Предложить поменяться местами

и работу выполнять стоя. /

Подводящий

диалог.


Х о д у р о к а.

Этапы, методы, приёмы работы с классом.

I. Актуализация знаний учащихся.
1. Уч.:- Ребята, сегодня мы продолжим изучение нашего

края.

2. Игра «Карусель» - выявление уровня знаний учащихся

по пройденным темам.

3. Беседа – диалог.

- Вы любите ходить в музеи?

-В каких музеях вы бывали?

-Что такое музей?

Вывод: музей-учреждение, занимающееся собира-

нием, хранением и изучением художествен-

ных произведений: картин, скульптур, моде-

лей проектов и чертежей архитектурных

сооружений, произведений декоративно-при-

кладного искусства и др.

-Музеи бывают самые разнообразные, приглашаю вас

совершить виртуальную экскурсию в необычный музей-

музей под открытым небом! Ребята, вы будете не просто

посетители экскурсии, но и самыми её активными уча-

стниками, побываете в роли экскурсоводов.


4. Постановка проблемной ситуации.

Формулирование учащимися цели урока.

Уч:- Посмотрите. Вот перед вами только один из уголков

нашего края, каких немало во Владимирской области.

-Расскажите, что видите и чувствуете, глядя на эту

панораму.

-Можно ли назвать наш край музеем под

открытым небом?!

/ Дети показывают знаки учителю:

( +), если можно;

( - ), если нельзя

( ? ), если не знают./
Уч:- Чтобы ответить на этот вопрос , что надо будет

нам сделать? / Надо будет многое узнать и изучить

предметы, которые хранятся в этом необычном му-

зее./

- Как называются предметы в музеях? /Экспонаты./
- И экспонаты наши тоже необычные. Сравним их,

что общего, чем отличаются? Как можно назвать их

одним словом? / Памятники./

- Попробуйте отгадать, что же мы будем изучать на этом уроке?


Древние памятники города Александрова.

Каменное зодчество нашего края.



II.Знакомство с основными памятниками ка-

менного зодчества.
1. Словарная работа.

Уч:-Все ли слова вам понятны? /объяснить слово зод-

чество, зодчий, архитектура, памятники архитектуры/.

Дети работают по тесту, один из группы пишет ответы на

доске.

Проверка теста по экрану.

Правильно ответившая группа получает флажок.


Это надо знать!
Зодчество - это искусство проектировать и строить

здания.
Зодчий – строитель, архитектор.
Архитектура- искусство проектирования , возведе-

ния и художественного оформления

строений.

Памятники архитектуры / зодчества/– это сооруже-

ния в память какого-либо лица или события.




2. Выход к учебной проблеме.

  • Посмотрите на эти строения, можно ли такое строение

назвать искусством.?

  • Сравните их с современными постройками. Расскажите. Что вы об этом думаете?

  • Как украшены старинные дома, храмы? /Арки, колонны, нарядные пояса, лепнины/.

  • Что вы видите вместо обычных крыш? /Нарядные купола, золотые, блестящие купола – луковицы/.

  • Что хранят эти древние стены? /Память, историю/.

  • Что вы чувствуете, глядя на старинные памятники архитектуры? /Восхищение, гордость, интерес, красоту, величие, радость/.

  • Кто сотворил эту красоту? /Зодчие, архитектор, мастера/.



ВЫВОД:

Эти памятники – живые свидетели того, что проис-

ходило на нашей земле много веков назад! О том,

сколько им лет , мы узнаем позже.

К сожалению, они не могут говорить. Но несмотря

на это, люди многое узнали благодаря учёным.

Туристы со всего мира , а также жители других

уголков нашей необъятной России спешат посмот-

реть и полюбоваться творениями талантливых ма-

стеров .Мы гордимся, что живём рядом с такой кра-

сотой .

Чтобы было интересно во время настоящей экскур-

сии, надо добыть побольше о них сведений.
3. Решение учебной проблемы.




1)



2) Угадай-ка.

Уч.:- Начнём изучение основных памятников с про-

верки того , что вы о них уже знаете.

Задание:- Покажите название памятников.которые вы

видите на слайде.

Проверка:-Правильные ответы постепенно открыва-

ются щелчком «мыши» на слайде .
/ Побеждает группа, набравшая больше правильных от-

ветов./
3) Мозаика.

Упражнение учащихся в правильном названии древ-

них памятников Александрова.
/ Раздать 5 комплектов –конвертов, в которых сооружения отдельных памятников разрезаны на части./
Задание:-Сложить из частей целое. Что у вас получи-

лось. Назовите его.
4. Творческое воспроизведение знаний.
1)Подготовка учащимися к проведению экскурсии.

Задание:- Каждой группе подготовить рассказ по

.данному памятнику.

-Чтобы рассказ получился интересным пользуйтесь

текстами и планом рассказа.

План работы в группе.

1. Когда построен памятник?

2. Кем основан?

3. Из какого материала построен?

4. В память о какой личности он сооружён или какого

события.

5. Интересные факты об этом времени.



2) Выступление учащихся – экскурсоводов.

/ От каждой группы выступает 1 человек в роли экскурсовода, а другие члены группы его дополняют по

необходимости. /

  1. Распятская церковь – колокольня 16 век.

  2. Троицкий собор 16 век.

  3. Покровская церковь 16 век.

  4. Успенская церковь 16 век.

  5. Железнодорожный вокзал 20 век.




  • Назовите самый древний памятник из тех, о которых

рассказали нам ребята.

  • Подвести итоги работы ребят по группам.


III. Итоги работы на уроке. Рефлексия.


    1. Посмотрите на эти здания. /Показ следующего слайда./

    2. Давайте внимательно рассмотрим эти строения 18-19-начала 20в.

    3. На что вы обратили своё внимание ?




    1. Можно ли назвать такое строение искусством ?




    1. Как можно назвать эти сооружения?

/ лучшие произведения архитектуры, шедевры. памятники/

    1. Все они являются достопримечательностями нашего города?

  • -Экскурсия по памятникам архитектуры подошла

к концу . Какой из них вам особенно запомнился?

открытым небом?

V. Задание на дом.

- По желанию поискать материал к следующему уроку

о памятниках архитектуры в др. городах области.

- На стенде вас ждёт кроссворд, ответы принимаются до

следующего урока.




Порядок показа

Слайдов.

Слайд № 2.

Показ панорамы

Александровского

Кремля.
Слайд № 3.

Вопрос.
Слайд № 4.

Слайд № 5,6,7,8.

Показ памятников без

названия.


Слайд № 9.

Тема урока.


Слайд № 10, 10 (по щелчку).

Слова, ответы.

Проверка

экспертов.

Слайд№ 11.

Это надо знать!

Слайд № 12.

Памятники.

Слайд № 13.

Сравнение зданий.
Слайд № 14.

Купола.

Украшения зданий.

Слайд №15.

Что чувствуете?
Слайд № 16.

Кто строил?


.


Слайд №17; 18; 19; 20; 21; 22; 23, 24.

Проверка

экспертами.
Слайд № 24.

План работы

в группах.


Слайд № 26, 27, 28, 29, 30.
Выступления

детей.

Слайд №31.

Проверка экспертов.


Слайд № 32.

Слайд № 33, 34, 35, 36.

Слайд № 37.

Слайд № 38.
Слайд № 39.
Слайд № 40.