microbik.ru
1 2 ... 8 9
Планы практических занятий к курсу «Стилистика русского языка»
Тема. Стилистика как наука

План

I. Предмет стилистики.

1. Соотношение строя и употребления языка.

2. Основной предмет стилистики. Понятие стиля. Стиль и текст.

3. Другие задачи стилистики.

II. Вопросы лингвостилистического анализа текстов.

1. Главные пути стилистического анализа (по В. В. Виноградову).

2. Качественные методы и приемы стилистического анализа (семантико-стилистический метод, сопоставительно-стилистический метод, метод «слово-образ», метод стилистического эксперимента).

3. Методы количественного анализа (вероятностно-статистические).

III. Структура стилистики.

1. Понятие о стилистике языка, стилистике речи, стилистике художественной литературы (В. В. Виноградов).

2. Основные направления современной стилистики, предмет каждого направления стилистики.

3. Характер взаимодействия основных разделов стилистики.
Литература

Обязательная

1. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – М., 1959. – С. 226–228.

2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

3. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1959. – С. 221–226.

4. Горшков А. И. Русская стилистика: Учеб. пособие / А. И. Горшков. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С. 9–25, 31–35, 45–50, 251–257.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка.  3-е изд., перераб. и доп.  М.: Просвещение, 1993.  С. 7–28.

6. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева,  М.: Сов. энциклопедия, 1990.  С. 492–495.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 221–230, 233–236, 408–413, 499–507.

Дополнительная

1. Брандес М. П. Стилистический анализ. – М., 1990.

2. Гиро П. Разделы и направления стилистики и их проблематика // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. IX. – М., 1980. – С. 35–69.

3. Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971.

4. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. – М., 1961. – С. 54–58, 192–201, 253–254.

5. Кожин А. О предмете стилистики // Вопросы языкознания. – 1982. – № 2. – С. 68–74.

6. Матезиус В. Язык и стиль // Пражский лингвистический кружок. Сб. статей. – М., 1967. – С. 444–523.

7. Пешковский А. М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. – М. – Л., 1930. – С. 133–141.

8. Риффатер М. Критерии стилистического анализа // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. IX. – М., 1980. – С. 69–97.

9. Сердобинцев Н. Я. Текст и стиль // Филологические науки. – 1977. – № 6. – С. 42–51.

10. Солганик Г. Я. О предмете и структуре русской стилистики // Статус стилистики в современном языкознании: Межвуз. сб. науч. тр. – Пермь: Перм. ун-т, 1992.

11. Статус стилистики в современном языкознании: Тезисы докладов. – Пермь, 1990.

12. Федоров А. В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. – М.: Высш. шк., 1971. – С. 83–107.

13. Щерба Л. В. Избранные труды по русскому языку. – М., 1957. – С. 26–44, 97–109.

14. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1960.
Контрольные вопросы

1. Что изучает стилистика? Как соотносятся строй и употребление языка?

2. Каковы основные языковедческие значения термина «стиль»? Чем характеризуется каждый стиль?

3. Каков основной принцип семантико-стилистического метода анализа?

4. В чем сущность сопоставительно-стилистического метода анализа?

5. В чем различие методики эксперимента А. М. Пешковского и Л. В. Щербы?

6. В чем сущность «внешнего» и «внутреннего» аспектов лингвостилистического анализа текстов?

7. В чем достоинства и недостатки стилостатистических методов исследования?

8. Какие три составные части стилистики выделял В. В. Виноградов? Что составляет предмет каждой из них?

9. Для каких направлений стилистики характерно совмещение предмета и методов исследования?

10. Что такое практическая стилистика русского языка?

11. Какие проблемы решает стилистика индивидуальной речи?

12. Как связаны между собой составные части стилистики?
Задания и упражнения к теме

Задание 1. Изучив соответствующую литературу о структуре стилистики, заполните таблицу:


№ п/п

Направление стилистики

Предмет исследования

Общее

Различное














Упражнение 1. Пользуясь методом семантико-стилистического анализа, определите семантический объем слова ‘‘сверкать’’ в поэме Баратынского «Пиры». К чему приводит повторение того же слова, употребленного в разных значениях?

Вино лилось, вино сверкало;

Сверкали блестки острых слов,

И веки сердце проживало

В немного пламенных часов.

Упражнение 2. Сравните два варианта первой строфы стихотворения А. С. Пушкина «Элегия» (в черновом варианте сохранена авторская пунктуация). Укажите их различия. Выявите функционально-стилистическую нагрузку языковых вариантов в окончательном тексте.


Черновой вариант
Протекших лет безумное веселье

Мне тяжело как тяжкое похмелье

И как вино печаль минувших дней

В моей душе чем старе тем сильней.

Мой день уныл. Волнуемое море

Грядущего сулит мне труд и горе.

Окончательный вариант
Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.


Упражнение 3. Пользуясь методом стилистического эксперимента, проанализируйте первые две строфы стихотворения Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой…». Выявите функциональную нагрузку языковых единиц в составе текста. Какие сопутствующие методы и приемы необходимо применить в процессе анализа?


Текст для анализа

Возможные замены языковых средств


Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой

Слова и строки пожирает –
Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днем уходит дымом,

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..

1. Пользуясь словарем синонимов, найдите возможные замены для метафорических глаголов (пожирает, тлится, гасну). Проследите, к каким изменениям приводит каждая конкретная замена. Опишите образный смысл метафор.

2. В строке «И с каждым днем уходит дымом» замените творительный сравнения сравнительным оборотом. Какие семантические сдвиги в образном содержании при этом наблюдаются?

3. Методом возможных замен определите семантический объем слов сокрытый и глухой.

4. Замените тире запятой (двоеточием). Приводит ли такая замена к семантическим и эмоциональным сдвигам?

5. Прочитайте отрывок без союза как…так. Возможно ли это? Какие отношения актуализированы употреблением союза как…так?

6. Отметьте случаи инверсированного порядка слов в отрывке, определите его функции, заменив инверсии обычным порядком слов.


Тема. Стилистические коннотации (окраски) и стилистические средства

План

I. Понятие стилистической коннотации языковой единицы.

1. Коннотация языковой единицы и её семантика.

2. Разновидности стилистической коннотации:

а) эмоционально-экспрессивные коннотации и их виды; соотношение понятий эмоциональность, экспрессивность и оценочность;

б) функционально-стилевые коннотации и их виды;

в) двуплановые стилистические коннотации.

3. Стилистические коннотации языковых единиц разных ярусов, их отражение в словарях.

4. Стилистические коннотации в системе языка и в тексте. Взаимодействие типов стилистической коннотации в процессе функционирования.

5. Историческая изменчивость стилистических коннотаций.

II. Понятие стилистического средства.

1. Стилистические средства как элементы языка, обладающие стилистической окраской. Группы стилистических средств в соответствии с характером окраски.

2. Стилистически нейтральные средства, их место и роль в общей стилистической системе языка.

3. Соотношение категорий выразительность и изобразительность. Языковые выразительные средства и речевая выразительность. Средства изобразительности: языковые и контекстные.


следующая страница >>