microbik.ru
1 2
Глава 1

Теоретико-методологические основы формирования

духовно-нравственной культуры личности средствами

музыкального искусства.

§1 Философско-этическое обоснование проблемы

формирования духовно-нравственной культуры

личности школьников.

Кризис современной цивилизации и необходимость её трансформации в

новое качественное состояние вызывают особый интерес к проблеме

духовности человека.

Для общественного сознания характерно восприятие духовности в

религиозном ключе. Духовность понималась как православное познание

мира, православное осмысление взаимоотношений Бога и человека,

осмысление судеб человечества и человека, приуготовление к жизни

будущего века.

По мнению митрополита Иерофея (Влахоса), существительное «духовность»

происходит от прилагательного «духовный» [Я?^]. Следовательно, духовность - это состояние духовного человека. У духовного человека определенный тип поведения, определенный образ мыслей: он руководствуется другими мотивами, чем недуховные люди.

В Православной Церкви духовность не есть проявление таких душевных

энергий как разум, чувства, гнев. Духовным является тот человек, который

имеет в себе действие Святого Духа.

Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому, как человек,

наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым

Духом, называется духовным. Духовный человек - это тот, кто стал сыном

Божиим по благодати.

В философии отсутствует единство мнений о природе, сущности духовности.

Можно выделить три направления исследования:

1) духовность человека исторически и логически идентифицируется с душевными явлениями (философия Платона, Аристотеля);

2) духовность рассматривается как свойство, форма сознания человека (философия Декарта);

3) духовность рассматривается как генетическое единство души и сознания человека (философия Гегеля).

В философии дух рассматривается в значениях индивидуального (личного) духа, объективного (общего) духа и объективированного духа (культура, знания).

Можно согласиться, что понятие «духовность» выкристаллизовывается на фоне первого измерения — личностного.

Н.С. Катунина определяет духовность как устремленность человека к обретению смысла жизни посредством возвышения над утилитарно-прагматическими интересами, нравственность, способность к творчеству, переживание возвышенного, прекрасного, поиск истины. Духовность человека, по мнению Н.С.Катуниной, представляет собой форму существования человека в мире чувств и в мире разума. Сущность духовности человека есть способ взаимосвязи переживаемых душой человека высших нравственных чувств (веры, любви и др.) с характером и способом понимания разумом человека смыслов и ценностей этих чувств, опосредованных общением людей и их деятельностью. Результатом духовной деятельности выступают: 1) живые чувства и мысли;

2) продукты творчества: знания, художественные произведения и т.д., а также сам человек, который в процессе воспитания овладевает культурой, а в процессе обучения - знаниями. При этом духовная деятельность может рассматриваться с точки зрения творчества и с точки зрения овладения результатами творчества в процессе потребления культуры, знаний. Минимальная духовность, по мнению Катуниной, предполагает наличие таких качеств как: честность, трудолюбие, сострадание и забота о других.

Максимальная духовность обозначает состояние духовности человека» когда

высшая душа корреспондируется с разумом в процессе творчества,

гуманистического служения обществу и т.д. Состояние высшей духовности

предполагает у человека не только напряженность в творческом процессе

высших нравственных чувств, но и образованность, способность к

идеализации, обобщениям, альтернативности мышления.

Как отмечает русский философ И.А. Ильин, высшая духовность человека

предполагает у него чувства любви к Богу, своим ближним, чувство веры в

Бога, гуманистические идеалы любви к мудрости, надежды на счастье для

всех. [// ]

Одной из форм бытия духовности как действительности выступает

нравственность. Нравственность - основа духовности.

Педагогический словарь рассматривает понятие нравственности с двух

позиций: 1) нравственность - это особая форма общественного сознания и

вид общественных отношений, один из способов регуляции действий

человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают

обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости;

2) нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на

гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности,

сочувствия, готовности прийти на помощь.

Опора нравственности - совесть человека.

В становлении и упрочении совести как опоры нравственности решающую

роль играют социально-экономические и социально-психологические

условия, в которых формируется и развивается личность. Велика роль знания

моральных норм, предписаний, запретов. Но чтобы совесть заговорила во

весь голос, одного разума недостаточно. Совесть должна базироваться на

всем богатстве личностных качеств - на разуме и чувствах.

«Неразбуженная» совесть характерна, как правило, для такого человека, у

которого недостаточно развита сфера чувств, или чувства утратили свою

остроту, отзывчивость на боль, заботу о других людях.

Нравственное переживание - это не просто эмоция, это, по С.Л. Рубинштейну, «душевное событие в жизни личности».

Ф.Е. Василюк определяет нравственное переживание как особую

внутреннюю духовную «работу», конечная цель которой - обретение

духовной нравственной гармонии, нравственно - смыслового соответствия

сознания и бытия. [^/^

Очень важная особенность нравственности как специфического регулятора

общественной жизнедеятельности людей состоит в том, что её предписания,

нормы, опираются не на экономические санкции, не на авторитет власти и

закона, а на силу общественного мнения. За индивидом остается

возможность самостоятельного выбора между строгим исполнением

требуемой нормы и отступлением от неё. Здесь проявляется в полной мере

значимость нравственной культуры личности.

Под нравственной культурой подразумевают нравственную воспитанность

человека, степень усвоения им нравственных норм и реализация их в своих

поступках. Она представляет собой неотъемлемую грань духовно-

практической деятельности человека.

Понятие "культура", будучи категорией таких наук, как философия,

история, культурология, имеет различные определения.

Философский словарь дает следующее определение культуре: - это

творческая деятельность, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

В.В.Розанов определяет происхождение слова "культура" от слова

"культ". Культура, по его мнению, есть все, в чем скрыт какой-нибудь культ.

В понятии культа содержится внутренний, духовный смысл культуры.

Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но и кто

сложен, т.е. не прост, не однообразен в идеях своих, в чувствах, стремлениях, во всем складе жизни.

Культ ест внутреннее и особенное внимание к чему-нибудь - предпочтение некоторого всему остальному. Сущность бескультурности

заключается в отсутствии ценностей, привязанностей, предпочтения чего-

либо всему остальному. Для бескультурного человека все предметы, большие

и малые, ценные и незначительные, равно удалены, т.е. для него нет ничего

ценного.

Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает

привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждавший повсюду, на чем-нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него. Тотчас, как это произошло, является и внешнее выражение культуры, сложность: новые и особые чувства отличаются от прежних. Они выделяются, образуют свежую и особенную ветвь в духовном существе человека, рост которой сосредотачивает в себе все его дальнейшее развитие.

Предметом культа может быть все, в меру духовных даров того, в ком

культ. Им может быть и земля, домашний кров, родина. Есть иные предметы,

чисто духовные, которые человек также окружает благоговением, но уже не

ради себя, но напротив, себя оценивает в меру того, насколько он крепок и

предан. Это уже высшая степень духовного развития, поднявшись на

которую, человек разрывает со своей животностью.

Исходя из вышесказанного, культуру личности можно определить как

совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов,

нравственных принципов, взглядов, а также проявление духовного мира

человека в общении и созидательной деятельности.

Высшим уровнем развития культуры личности является духовность.

Понятия "духовности", "нравственности", "культуры" иерархически

связаны между собой. Абсолютность духовности предполагает

производность от нее нравственности. Культура требует и духовного, и

нравственного основания. Это вовсе не означает, что духовность подчиняет и растворяет в себе нравственность и культуру. Каждому дана способность искать и находить добро и отдавать его людям, увидеть и воспеть красоту мира.

Проблема не в многообразии форм и способов человеческой

деятельности, а в верности Пути и Истине.

Под духовно-нравственной культурой личности мы подразумеваем

устремленность личности к духовно-нравственным ценностям, образцам

поведения, в отношении к другим людям, к природе, культуре, к самому

себе, к Богу.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры личности —

интегрирующее понятие, которое вбирает в себя все направления

воспитания.

Зеньковский В.В. идентифицировал процесс воспитания в целом и

процесс формирования духовно-нравственной культуры личности.

Формирование духовности для него и есть воспитательный процесс.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры описывается и

в психологии, и в педагогике общения. Речь идет о духовном уровне

педагогического общения как о самом высоком из существующих уровней общения, которых всего выделяют семь: примитивный, манипулятивный, деловой, игровой и др. [/^"]

В педагогике общения духовный уровень характеризуется

способностью к самопожертвованию, к принятию ролевой позиции,

адекватной запросам партнера по общению. В реальной педагогической

практике чаще всего духовный уровень общения не может пронизывать всю

ткань урока, а достигается в моменты кульминации, в процессе установления

живой связи между субъектами: музыкой, учениками и учителем.

Духовный уровень общения труднее всего диагностировать по

внешним психологическим параметрам. Достижение духовного уровня

общения - мощное средство формирования духовно-нравственной культуры

личности школьников.

Эстетическое переживание тоже обладает огромным потенциалом для

формирования духовно-нравственной культуры личности. Условиями достижения духовного уровня в общении с художественным произведением

являются: высокий духовный потенциал, заключенный в самом музыкальном произведении; исполнительская интерпретация, в которой высвечиваются духовные, глубинные смыслы произведения; готовность учителя и ученика к духовному общению.

Понятие духовно-нравственной культуры личности вне исторично и в

то же время характеризуется историко-культурными реалиями. Так, не всегда

то, что является проявлением высот духовно-нравственной культуры в

Античности, может быть примером для представителей христианской

культуры. Например, жизнь и смерть Сократа.

Особое место в истории нашей проблемы формирования духовно-

нравственной культуры школьников занимает советский период. До 40-х годов XX века понятие духовно-нравственной культуры было изгнано из

советской школы.

Трагедия 2-ой мировой и Великой Отечественной войны

способствовала перелому этой ситуации.

В настоящее время единства в соображениях о целях и путях

формирования духовно-нравственной культуры школьников нет. Основные

подходы к этой проблеме таковы: в русле православной педагогики процесс

формирования духовно-нравственной культуры во многом связывается с

религиозным воспитанием в широком смысле этого слова (содержание

православного образования, православные традиции воспитания в семье и в

обществе, собственно церковное воспитание, имеющее мистический

компонент (таинства), тот аспект, который нечеловеческими силами

достигается).

Другая позиция - гуманистическое воспитание. Здесь духовно-

нравственная культура зиждется на общечеловеческих ценностях, которые

должны стать личными ценностями каждого субъекта.

Воспитательная система православия по своему устроению

иерархична, т.е. ценности в ней сопоставлены по рангу. При размывании

иерархии в традициях гуманистической педагогики могут возникать

определенные перекосы, противоречия между рядоположенными ценностями

(жизнь, здоровье, свобода). В определенных жизненных ситуациях любая из

этих ценностей, воспринятая вне иерархии, может привести к поступку очень

далекому от требований духовно-нравственной культуры личности.

Различаются и доминанты систем ценностей гуманистической и

православной концепции воспитания. Так, в православном воспитании одной

из ведущих основ, источников духовности является чувство Родины,

патриотизм; в гуманистических традициях эта ценность отодвигается на

второй план.

Выводы:

> понятие "духовности" достаточно широко и рассматривается в разных ключах;

> духовность выкристаллизовывается на фоне личностного измерения.

> одной из форм бытия духовности, ее основой выступает нравственность;

> совокупность духовных ценностей определяет культуру личности;

> высшим уровнем развития культуры личности является духовность;

> духовно-нравственная культура личности - это устремленность личности к духовно-нравственным ценностям, образцам поведения, в отношении к другим людям, к природе, культуре (искусству), к самому себе, к Богу;

^ процесс формирования духовно-нравственной культуры личности - вбирает в себя все направления воспитания. Мощными средствами его формирования являются духовный уровень общения и эстетическое переживание;

> существует два основных подхода к формированию духовно-

нравственной культуры личности: в русле православной

педагогики и в русле гуманистической концепции.

§2. Педагогические аспекты формирования духовно-

нравственной культуры личности средствами музыки

Под формированием личности понимается процесс развития и

становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания,

обучения, социальной среды.

По мнению И.А.Ильина, человека делает личностью внутренний

духовный опыт. Этот внутренний духовный опыт и есть истинный источник

духовной культуры вообще. Воспитать человека - значит, прежде всего,

пробудить в нем эти духовные переживания и открыть ему доступ к этому

духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое

любовь, какова ее глубина и сила. Только здесь он может научиться отличать

добро от зла, услышать в самом себе голос совести, постигнуть, что такое

честь, благородство, служение. Только в этой области он может увидеть, что

такое художественность и прекрасное искусство, воспитать свой вкус и

развить свое восприятие красоты.

Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией

мира и входит в живое соприкосновение с Богом. Здесь зарождается религия

и церковь. Человек – существо, прежде всего духовное. Поэтому духовное, а

точнее одухотворенное бытие - его естественное существование.

Духовность является лейтмотивом музыкально-педагогической

деятельности. Не случайно Д .Б .Кабалевский определяет цель урока музыки:

"... ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их

любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Иначе

говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их общей

духовной культуры".

Развитие музыкальной культуры как части всей духовной культуры

заключается в возвышении ребенка над обыденным, повседневным,

привычным. Для этого нужна проблематизация содержания образования -

выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого

музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих

ценностей.

На современном этапе музыкального образования музыкальная

культура как часть духовной культуры понимается педагогами в основном с

акцентом на первую часть формулировки - воспитание музыкальной

культуры. Именно недооценка духовной основы музыкального образования и

не позволяет качественно развивать музыкальную культуру детей. Уровень

музыкальной культуры не находится в прямо пропорциональной

зависимости от полученного музыкального образования. Дело в духовном

слое музыкальной культуры. Этот слой - не знаниевый, а внутренний,

личностный, одухотворяющий опыт общения с искусством.

Всякое общение в сфере творчества, в области искусства не

ограничивается сопереживанием. Это не просто сопереживание души, не

только душевное единение, но и сопереживание духовное. Это предполагает

принцип незавершенности в искусстве, определяющий особенности

восприятия художественного произведения. Восприятие творческого

продукта происходит лишь при духовном единении творца и того. Кто

вступает в общение с творчеством; воспринимающий поднимается на

уровень духа творца, раскрывая при этом свой дух.

Прекращение диалога в процессе общения с творчеством и есть

переход к единению духа. Души сливаются и отождествляются, поскольку

обнаруживают свое единство, которое может быть только духовным.

В этом суть катарсиса - очищения души силой духовности искусства.

Структура понятия "музыкальная культура" весьма разнообразна, в ней

можно выделить множество компонентов. Компоненты музыкальной

культуры должны быть обобщенными, исходить из общего основания.

Таким основанием, по мнению Л.В.Школяр, выступают те

новообразования в духовном мире ребенка, которые развиваются благодаря

преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического

содержания музыки и позволяют выявить степень причастности личности к

духовной культуре человечества.

Выделяют три компонента музыкальной культуры:

1) музыкальный опыт;

2) музыкальная грамотность;

3) музыкально-творческое развитие школьников.

Музыкальный опыт школьников. Это наиболее видимый, самый

первый "слой" музыкальной культуры, дающий общее представление о

музыкальных интересах ребенка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора.

Музыкальная грамотность является стержнем музыкальной культуры.

Все параметры этого компонента, сформулированные Д.Б.Кабалевским,

связаны только с духовным постижением музыкального искусства. Это:

> способность воспринимать музыку как живое, образное искусство;

> особое "чувство музыки", позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;

> умение на слух определять характер музыки;

> способность на слух определить автора незнакомой музыки.

Музыкально-творческое развитие. Способность к творчеству

(креативность) следует рассматривать как особое качество личности,

характеризующееся способностью к саморазвитию. В музыке творчество

отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как

особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку.

Творчество - показатель развитости человека, оно необходимо в любом виде

деятельности. В музыке - это высший показатель овладения человеком

музыкальным искусством.

Музыкальное творчество проявляется как самопознание,

самовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творчество - это

не внешнее активное выражение "деятельности", а глубинные стремления личности к духовному самоопределению через искусство. Отсюда

проистекает потребность в самовыражении, когда ребенок выражает свое

отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве;

в самопознании - когда "исследует" свой духовный мир через музыку; в

самоутверждении, - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе.

Комплексное развитие всех элементов музыкальной культуры

повышает уровень общей музыкальной культуры, а через нее - уровень всей духовной культуры личности.

В.В.Розанов в своих трудах определил условия успешного

образования. Мы полагаем, что эти условия применимы для развития

музыкальной культуры как части всей духовной культуры:

1) впечатления, входящие в душу ребенка, должны быть

удлиненными, по возможности менее прерываемыми. Лишь

ничем не прерываемое, входя в душу свободно, неторопливо с

ней взаимодействуя, впечатление оплодотворяет ее, тысячи же

прерванных впечатлений оставляют ее бесплодной;

2) впечатления должны быть гармоничны друг другу, т.е. идти от

какой-нибудь одной исторической культуры;

3) единичные предметы, от которых идут эти впечатления, должны

быть воспитательными, т.е. носить на себе живые черты

культуры, а не лишены их;

4) способ передачи этих впечатлений должен по возможности

согласовываться с наиболее яркими, сильными задатками в

воспитываемом и с наиболее живыми, деятельными

способностями воспитывающего, т.е. он должен быть

индивидуален.

Личность педагога имеет решающее значение в формировании, развитии музыкальной культуры личности и, следовательно, в формировании

общей духовной культуры личности.

Учителю музыки мало иметь определенный уровень музыкальной выученности, он должен обладать именно музыкальной культурой, исходящей из его духовного мира. Он должен уметь вскрыть воспитательный потенциал мировой музыкальной культуры, который заключается, прежде всего, в духовности.

Формирование духовно-нравственной культуры личности тесно связано с проблемой отбора содержания образования. Покажем это на примере знаниевой составляющей. Рассказывая детям о композиторе, мы стараемся возвысить его личность, выделить те аспекты жизни и творчества, которые достойны подражания и отвечают высоким духовно-нравственным требованиям. Если необходимо говорить о каких-то аспектах, являющихся нарушением системы нравственных отношений, то мы представляем это как

трагедию жизни (например, отъезд за границу С.В.Рахманинова).

Педагог проявляет субъектность в отборе содержания музыкального

образования. Он имеет право ввести в урок то произведение, которое не

присутствует в программе. И здесь очень важен уровень музыкальной

культуры учителя, те духовно-нравственные основания, на которые он

опирается, делая свой выбор.

Не менее важную роль в данной ситуации играет эмпатия педагога как

одно из проявлений духовности. Умение учителя предчувствовать, как

среагируют дети на то или иное произведение или слова педагога,

способствует более эффективному развитию музыкальной культуры

школьников.

Основной функцией педагога как духовного человека является

творчество. Выдающийся в творческом отношении педагог - музыкант

может из любого ученика сделать развивающегося, движущегося к высшим музыкальным идеалам художника, который, исполняя даже простое, маленькое произведение, может проявить большую силу переживания "всей музыки". Педагог косвенно дает знать ученику, что художественное

произведение нельзя использовать только как дидактическое пособие. В этом

проявляется нравственное отношение к музыке.

Главная задача учителя - пробудить ребенка к духовной жизни не

насилием, а любовью, не запугиванием, а живым примером.

Выводы:

^ источником духовной культуры является внутренний духовный опыт, который делает человека личностью;

> поскольку духовность является лейтмотивом музыкально-педагогической деятельности, то музыкальная культура личности предстает перед нами как важная часть всей духовной культуры личности;

> под музыкальной культурой мы понимаем те новообразования в духовном мире ребенка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно - эстетического содержания музыки и позволяют выявить степень причастности личности к духовной культуре человечества;

> основными компонентами музыкальной культуры считаются музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально - творческое развитие. Их комплексное развитие повышает уровень общей музыкальной культуры, а через неё – уровень всей духовно-нравственной культуры личности;

> в формировании духовно-нравственной культуры школьников имеет личность педагога, который должен быть человеком творческим, высококультурным, с богатым духовным миром.



следующая страница >>