microbik.ru
1 2 3


Таджикский национальный университет

Юридический факультет

Кафедра судебного права и прокурорского надзора



Тестовые задания

по дисциплине

«КРИМИНОЛОГИЯ»

для студентов юридического факультета

отделений «Правоведение» и

«Международные правовые отношения»

Душанбе – 2010

Тестовые задания подготовлены на основе программы учебного курса «Криминология» и в соответствии с требованиями государственных стандартов подготовки кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях и утвержденных на заседании кафедры «Судебного права и прокурорского надзора», протокол №__ от «___» ________2010 года.

Составитель: к.ю.н., доцент Бахриддинов С.Э.

Редактор: д.ю.н., Шарипов Т.Ш.

Тестовые задания предназначены для студентов юридического факультета отделений «Правоведение» и «Международные правовые отношения», сдающих экзамены в форме тестов.

Сборник тестовых заданий утвержден методическим советом юридического факультета Таджикского национального университета, протокол №__ от «__» __________ 2010 года.



© Бахриддинов С.Э., 2010.

Введение


Учебная дисциплина «Криминология» занимает важное место в системе юридических дисциплин. Важность изучения криминологии состоит, прежде всего в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений.

В обобщенном виде предмет криминологии включает четыре основных блока: преступность со всеми ее признаками и показателями; причины и условия преступности, иные ее детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; а также систему мер их предупреждения.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность.

Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками.

Преступность - это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, образующееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель борьбы с этим негативным общественно опасным явлением.

Ее теоретическая цель состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определения задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Ее перспективные цели сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы.

Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают следующие ее задачи:

получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;

выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная функция позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая функция связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков - Общей и Особенной частей.

Предлагаемые тесты помогут выявить уровень подготовленности студентов по данному курсу и выявить те вопросы, которые требуют дополнительного изучения.

@1.

Термин «Криминология» происходит от латинского слова «crimen» и греческого «logos» и означает (по буквальному смыслу):

$A) «Наука о природе человека»; $B) «Наука о социальной среде»; $C) «Наука о личности преступника»; $D) «Наука о личности в обществе»; $E) Все ответы неверны;

@2.

Объектом науки криминологии являются:

$A) Общественные отношения, не связанные с преступностью и другими правонарушениями, причины и условия преступности, роль и место личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению (профилактике) преступности и других правонарушений; $B) Отношения, подчиненные преступностью и другим правонарушениям, причины и условия преступности, личности преступника, а также решения задач по предупреждению (профилактике) преступности и других правонарушений; $C) Общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причины и условия преступности, роль и место личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению (профилактике) преступности и других правонарушений; $D) Все общественные отношения, не связанные с преступностью и другими правонарушениями, причины и условия преступности, роль и место личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по пресечении преступности и других правонарушений; $E) Общественные отношения;

@3.

Предметом данной науки является:

$A) Исследование закономерностей в обществе; $B) Исследование законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих ее объект; $C) Исследование закономерностей человеческого развития; $D) Исследование личности преступника в обществе; $E) Все ответы неправильные;

@4.

Предмет криминологии содержательно составляют следующие явления и категории:

$A) Преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности; $B) Правонарушение, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности; $C) Социальные отклонения, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности; $D) Правонарушение и проступки; $E) Общественные отношения в сфере прав человека;

@5.

Преступность – это:

$A) Исторически изменчивое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в соответствующем государстве за тот или иной период времени; $B) Социальное явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в соответствующем государстве за тот или иной период времени; $C) Исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в соответствующем государстве за тот или иной период времени; $D) Историческое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в соответствующем государстве за тот или иной период времени; $E) Исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, не представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в соответствующем государстве за тот или иной период времени;

@6.

Чем измеряется преступность?

$A) Качеством; $B) Количественными показателями; $C) Дополнительными показателями; $D) Количественно-качественными показателями; $E) Социально-демографическими данными;

@7.

Назовите дату, когда впервые был употреблен термин “криминология”:

$A) 1640 г.; $B) 1779 г.; $C) 1879 г.; $D) 1918 г; $E) все ответы неверны;

@8.

Практические цели криминологии формулируются:

$A) Таких целей нет; $B) С учетом профессиональной подготовленности кадров, их материально-технического, финансового обеспечения и реального времени; $C) С учетом потребности общества; $D) С учетом профессионализма каждого работника правоохранительных органов республики; $E) Все ответы неправильные;

@9.

Теоретической целью криминологии проявляется в:

$A) Словесном формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью; $B) В решении актуальных проблем борьбы с преступностью в обществе; $C) Во всех направлениях деятельности правоохранительных органов; $D) Во всех отраслях народного хозяйства; $E) Все ответы неправильные;

@10.

Практической целью криминологии является:

$A) Все рекомендации в сфере борьбы с преступностью; $B) Словесном формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью; $C) Выработка научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности борьбы с преступностью; $D) В решении актуальных проблем борьбы с преступностью в обществе; $E) Такой цели нет;

@11.

Личность преступника это:

$A) Субъект преступления; $B) Комплекс субъективных и объективных причин и условий совершения преступления; $C) Система негативных свойств и качеств, которые приводят к совершению преступления; $D) Лицо, совершившее преступление, в котором проявились его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения; $E) Все ответы неверные;

@12.

Личность преступника представляет собой:

$A) Система негативных свойств и качеств, которые приводят к совершению преступления; $B) Систему социальных и психических свойств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления; $C) Субъект преступления; $D) Вменяемое лицо, достигшее определенного возраста; $E) Все ответы неверные;

@13.

В системе криминологии выделяются:

$A) Общая, особенная и специальная части; $B) Обще-социальная и особенная части; $C) Общая и особенная части; $D) Общая, специальная и особенная части; $E) Такой системы нет;

@14.

В общей части криминологии рассматриваются:

$A) Преступность и ее показатели, личность преступника, причины и условия социальных отклонений, борьба с преступностью, а также другие вопросы криминологии; $B) Преступность и ее показатели, личность преступника, причины и условия социальных отклонений, борьба с преступностью, а также другие вопросы криминологии; $C) Криминологическая характеристика по видам преступлений, по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников; $D) Преступность, личность преступника, причины и условия преступности, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии; $E) В криминологии такой части не имеется;

@15.

В особенной части криминологии изучается:

$A) Преступность, личность преступника, причины и условия преступности, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии; $B) Преступность и ее показатели, личность преступника, причины и условия социальных отклонений, борьба с преступностью, а также другие вопросы криминологии; $C) Криминологическая характеристика по видам преступлений, по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников; $D) Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; $E) Все ответы неправильные;

@16.

Предупреждение преступности это:

$A) Система мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность; $B) Система государственных и общественных мер по борьбе с преступностью, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность; $C) Система государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность; $D) Система, в которой не входят меры государственного и общественного характера по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность; $E) Система государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность;

@17.

Причины и условия преступности – это:

$A) Система негативных для соответствующей общественно-экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие; $B) Система негативных для соответствующей общественно-экономической формации и данного государства явлений, детерминирующих преступность как свое следствие; $C) Система негативных для соответствующей общественно-экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие; $D) Система государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность; $E) Все ответы неправильные;

@18.

Одной из основной задачей криминологии является:

$A) Изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности; $B) Изучение всех явлений в обществе, которые взаимосвязаны с правонарушением; $C) Взаимодействия социальных отклонений со всеми вопросы данной отрасли права; $D) Все ответы неправильные; $E) Затрудняюсь отвечать на данный вопрос;

@19.

Одной из основной задачей криминологии является:

$A) Изучение всех явлений в обществе, которые взаимосвязаны с правонарушением; $B) Объективные и субъективные факторы существующие в мире; $C) Взаимодействия социальных отклонений со всеми вопросы данной отрасли права; $D) Всемерная практикизация криминологии, то есть внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику; $E) Все ответы неправильные;

@20.

Одной из основной задачей криминологии является:

$A) Объективные и субъективные факторы существующие в мире; $B) Изучение всех явлений в обществе, которые взаимосвязаны с правонарушением; $C) Определение основных направлений и мер предупреждения преступности; $D) Взаимодействия социальных отклонений со всеми вопросы данной отрасли права; $E) Все ответы неправильные;

@21.

Одной из основной задачей криминологии является:

$A) Взаимодействия социальных отклонений со всеми вопросы данной отрасли права; $B) Решения научных проблем во всех сферах; $C) Изучение всех явлений в обществе, которые взаимосвязаны с правонарушением; $D) Социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними; $E) Все ответы неправильные;

@22.

Одной из основной задачей криминологии является:

$A) Прогнозирование преступности в обществе; $B) Изучение всех явлений в обществе, которые взаимосвязаны с правонарушением; $C) Взаимодействия социальных отклонений со всеми вопросы данной отрасли права; $D) Решения научных проблем во всех сферах; $E) Все ответы неправильные;

@23.

Одной из основной задачей криминологии является:

$A) Прогнозирования будущего состояния социальных и экономических отношений; $B) Изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступных проявлений и типов личности преступников; $C) Взаимодействия социальных отклонений со всеми вопросы данной отрасли права; $D) Изучение всех явлений в обществе, которые взаимосвязаны с правонарушением; $E) Все ответы неправильные;

@24.

Социальные отклонения – это:

$A) Такие нарушения, которые характеризуются неопределенностью, массовостью, устойчивостью и распространению в обществе; $B) Такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространению в обществе; $C) Такие нарушения социальных норм, которые характеризуются неопределенностью, массовостью, устойчивостью и распространению в обществе; $D) Все нарушения социальных норм; $E) Все ответы неправильные;

@25.

В социальных отклонениях важно выделить:

$A) один момент (правонарушение); $B) два момента; $C) три момента; $D) пять моментов; $E) Все ответы неправильные;

@26.

К социальным нормам относятся:

$A) Технические нормы эксплуатации; $B) Нормы взаимоотношений человека с окружающей средой; $C) Этический кодекс; $D) Норы религии, морали, права, этики, эстетики и т.д; $E) Все ответы неправильные;

@27.

Социальные нормы в обществе регулируют:

$A) различные отношения и действия; $B) все отношения; $C) личные общественные отношения; $D) деяния человека; $E) Все ответы неправильные;

@28.

Социальные отклонения имеют следующие характеристики:

$A) Устойчивость, определенность и массовость; $B) Прозрачность, историчность и склонность; $C) Честность, массовость и изменчивость; $D) Классовость; $E) Все ответы неправильные;

@29.

Укажите один из звеньев механизма социальных отклонений?

$A) Влияние социальной среды на человека; $B) Оценка действий; $C) Ответный ход; $D) Принятие решения; $E) Все ответы неправильные;

@30.

В механизме социального отклонения всегда существуют следующие элементы:

$A) Само деяние, криминогенная ситуация и личность; $B) Самоутверждение личности; $C) Сама норма, криминогенная ситуация и личность; $D) Личность и ее действия; $E) Все ответы неправильные;

@31.

Ядром социальных отклонений является:

$A) Культура; $B) Правовой нигилизм; $C) Правовая культура; $D) Ориентация человека; $E) Все ответы неправильные;

@32.

Укажите один из компонентов социальных отклонений.

$A) Действие; $B) Общественное отношение; $C) Бездействие; $D) Деяние; $E) Все ответы неправильные;
@33.

Укажите один из компонентов социальных отклонений.

$A) Культура; $B) Правовой нигилизм; $C) Правовая культура; $D) Ценностные ориентации; $E) Все ответы неправильные;

@34.

Укажите один из компонентов социальных отклонений.

$A) Криминогенная обстановка; $B) Неблагоприятные условия; $C) Социальные институты; $D) Причины и условия; $E) Все ответы неправильные;

@35.

Укажите один из компонентов социальных отклонений.

$A) Нормативные действия; $B) Действие; $C) Бездействие; $D) Отношения; $E) Все ответы неправильные;

@36.

Социальные отклонения бывают:

$A) позитивными и криминогенными; $B) положительными; $C) криминогенными; $D) правильными и неправильными; $E) Все ответы неправильные;

@37.

Существует следующая точка зрения по поводу социальных отклонений:

$A) Социальное отклонение бывает только отрицательным (то есть отрицательная сама норма); $B) Социальное отклонение бывает только позитивным (то есть позитивная сама норма); $C) Социальное отклонение не бывает только отрицательным; $D) Социальное отклонение не бывает только позитивным; $E) Все ответы неправильные;

@38.

Механизм преступного поведения – это:

$A) взаимодействие материи с внешней средой, определяющее выбор по реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных; $B) взаимодействие личности с внешней средой; $C) взаимодействие личности с внешней средой, определяющее ее поведения из нескольких возможных; $D) Все ответы правильные; $E) Все ответы неправильные;

@39.

Механизм преступного поведения представляет собой:

$A) динамическое взаимодействие человека и других элементов общества; $B) динамическое взаимодействие человека и общества; $C) явление, определенное взаимодействие элементов общества; $D) динамическое явление, определенное взаимодействие составляющих его элементов; $E) Все ответы неправильные;

@40.

Укажите один из элементов механизма преступного поведения?

$A) само преступное действие; $B) планирование действий человека; $C) исполнение желаний; $D) наступление общественно опасных последствий; $E) Все ответы неправильные;

@41.

Укажите один из элементов механизма преступного поведения?

$A) цель преступления; $B) планирование действий в обществе; $C) исполнение преступления; $D) результат; $E) Все ответы неправильные;

@42.

Укажите один из элементов механизма преступного поведения?

$A) мотив преступления; $B) Планирование совершения правонарушения; $C) Исполнение желаний; $D) Результат; $E) Все ответы неправильные;

@43.

Укажите один из элементов механизма преступного поведения?

$A) Существование нормы; $B) Планирование преступных действий; $C) Исполнение желаний; $D) Результат действий; $E) Все ответы неправильные;

@44.

Укажите один из элементов механизма преступного поведения?

$A) Существование нормы; $B) Планирование взаимодействия личности со средой; $C) исполнение желаний; $D) Результативность; $E) Все ответы неверны;

@45.

Укажите один из звеньев механизма социальных отклонений?

$A) Ценностно-нормативные регуляторы; $B) Правовой нигилизм; $C) Социальная ориентация; $D) Культура; $E) Все ответы неправильные;

@46.

Укажите один из звеньев механизма социальных отклонений?

$A) Культурные ценности; $B) Мировоззрение субъекта; $C) Проблемы субъекта; $D) Действия (или бездействия) субъекта; $E) Все ответы неправильные;

@47.

Укажите один из звеньев механизма социальных отклонений?

$A) Проблемная ситуация; $B) Культурные ценности; $B) Мировоззрение субъекта; $C) Проблемы субъекта; $D) Цель действия; $E) Все ответы неправильные;

@48.

Как следует понимать термин «Пенитенциарная преступность»?

$А) Это совокупность совершенных преступлений в обществе; $B) Это совокупность совершенных правонарушений; $C) Это преступлений, которые были совершены субъектами преступления; $D) Это преступность в пенитенциарных учреждениях, местах лишения свободы; $E) Все ответы неправильные;

@49.

Как выражается агрессивные проявления среды осужденных?

$A) проявляется в виде насильственные преступления и насильственные проступки; $B) проявляется в недопонимания условий их содержания; $C) проявляется в уважения к нормам; $D) проявляется во взаимодействие осужденных лиц и надзирателей-сотрудников исправительных учреждений; $E) Все ответы неправильные;

@50.

Комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия – преступность и преступление, называют:

$A) преступностью; $B) причинами и условиями преступности; $C) предупреждением преступности; $D) криминологическими (или криминогенными) детерминантами; $E) Все ответы неправильные;

@51.

Причины преступности – это:

$A) комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат определенными обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию; $B) социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие; $C) система негативных для соответствующей общественно – политической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие; $D) вымышленные понятия; $E) Все ответы неправильные;

@52.

Условия преступности – это:

$A) комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат определенными обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию; $B) социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие; $C) система негативных для соответствующей общественно – политической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие; $D) вымышленные понятия; $E) Все ответы неправильные;

@53.

Причины и условия преступности – это:

$A) комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат определенными обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию; $B) социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие; $C) система негативных для соответствующей общественно – политической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие; $D) вымышленные понятия; $E) Все ответы неправильные;

@54.

Классификация причин и условий преступности проводится по механизму действия и делятся на:

$A) причины; условия; криминогенные факторы; $B)

следующая страница >>