microbik.ru
1



http://peressa2009.narod2.ru/ikt_na_urokah/ikt_shema.png

Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Такие уроки предлагаю вашему вниманию.

Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои документальные фильмы Часто, каюсь, использую в них где-то найдённый видеоматериал, но звук накладываю свой. Не могу сказать, что все они мне нравятся, со временем некоторые из них по разным причинам переделаю. Где-то не удовлетворяет тихий звук, что-то не очень качественно сделано, а здесь можно наложить музыку. В общем, причин много. С опытом своей работы по созданию фильмов по биографиям писателей я хочу вас познакомить.

В разделе Интегрированные проекты вы найдёте видеофильмы-исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.

Фонохрестоматия

  1. Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

  2. Может даваться как иллюстрация

  3. Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

Видеоролики

На уроках литературы очень часто нужен  исторический комментарий. Я создаю видеоролики по таким темам. Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях, иллюстративный и видео материал.

Также я создаю видеоролики по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! Запишите с помощью микрофона тот текст, который вас устраивает, подберите иллюстративный материал, наложите его на звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов!

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно. Вот пример такой работы - стихотворение С. Есенина "Шагане, ты моя, Шагане..." в исполнении актёра Никоненко.

Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни. Предлагаю вашему вниманию клип на стихотворение В. В. Маяковского "Лиличке" в исполнении группы "Сплин".

Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.

Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:

  • Каково первое слово Шарикова и почему именно это?

  • Как первые слова Шарикова его характеризуют?

  • Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?

  • Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.

Конечно, я слежу, чтобы соблюдались санпиновские нормы. Проектор, которым оснащён мой кабинет, даёт возможность оставлять включенным большее количество ламп, так что освещённость кабинета остаётся прекрасной, и каждый учащийся без труда может и записывать и смотреть.
Видеофрагменты

  1. Используются как иллюстрация к произведению

  2. Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций

  3. Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента

  4. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним

  5. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Заочные экскурсии

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Аудиозаписи на уроках русского языка

Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной. Как правило, это я делаю на уроках русского языка. Записывается текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.