microbik.ru
1
Пояснительная записка

1. Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы».

2. Учебно-методическое обеспечение:

  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.:Русское слово,

  • Власенков А.И. русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы/ авт. сост. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. –М.:Просвещение, 2006

  • Сенина Н.А.. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. -Ростов н/Дону: Легион, 2008

  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы.- М.: ТЦ Сфера, 2007

  • Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера,2003

  • Махонина М.Н., Девятова Н.М, Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык . 10-11 классы.- М.: Интеллект-Центр,2009

  • Диск « Тесты по русскому языку. Готовимся к ЕГЭ»

  • Диск «Репетитор по русскому языку. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  • Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы».

3. Количество часов по учебному плану:

  • Количество часов в неделю: 2 часа

  • Всего за год: 68 часа

  • Развитие речи: часов

  • Контрольные диктанты - 0

  • Контрольные изложения - 0

  • Контрольные сочинения - 0

4. Изучение русского языка на второй ступени направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

 освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

5. Характеристика содержания календарно-тематического планирования

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, 1 час в неделю. Но в соответствии с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Брянской области из регионального компонента базисного учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с учетом подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

(10—11 классы)

I Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информа­ционных носителях; использовать интернет-ресурсы, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно | пользоваться справочной литературой по русскому языку; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).

Создание устного и письменного речевого высказывания. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формули­ровать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументи­ровать свою точку зрения; выстраивать композицию письмен­ного высказывания, обеспечивая последовательность и связ­ность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отби­рать языковые средства, обеспечивающие правильность, точ­ность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исход­ного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты про­блемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочи­нения различных функциональных стилей с использованием раз­ных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные выска­зывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т. п.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и ее ком­поненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. д.); строить рассуждения на лингвистические темы, харак­теризуя основные закономерности языка (например, взаимо­связь единиц языка); владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синони­мии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания.

Анализ текста и языковых единиц. Проводить разные виды языкового разбора (фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический, синтак­сический, текстоведческий); опознавать и анализировать язы­ковые единицы с точки зрения правильности, точности и умест­ности их употребления; анализировать тексты различных функ­циональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использо­вания изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпи­ческие, лексические, грамматические нормы современного рус­ского литературного языка; соблюдать в процессе письма изу­ченные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, дис­путах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудиро­вания, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе





Дата

Тематика уроков

Вид

урока

Методическое обеспечение

Формы, вид контроля

Повторение (3 ч)

Цель: систематизация знаний по фонетике, орфографии, пунктуации, морфологии;выявление уровня сформированности ЗУНов

1




Повторение и обобщение пройденного в 10 классе.

Обобщ.




Раб. с текстом, т.

2




Повторение. Орфография, пунктуация. Текст




Яз. р-ры, т.

3




Тестирование (диагностическая работа)

К.




Тест, пром.

Синтаксис и пунктуация (46 ч)

Цель: расширение знаний о принципах русской пунктуации; видах сочинительной и подчинительной связи;пунктуационных нормах современного русского языка; отработка навыка постановки знаков препинания; развитие навыка анализа текста, написания изложения с творческим заданием, переработки текста; углубление представления о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях; изучение жанровых и композиционных особенностях эссе

4




Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации

и/н




пробл. зад-я, т.

5




Словосочетание

и/н
закр.




Констр-е,т.

6




Виды синтаксической связи




тестовые зад-я, т.

7




Практикум.Виды синтаксической связи

Власенков А.И. Русский язык: Грам-матика. Текст. Стили речи. 10-11 классы –М.:Просвещение, 2006


диффер. карточки,т.


8




Лингвистический анализ текста

и/н

раб. с текстом, т.

9




Предложение как синтаксическая единица

и/н

п.

раб. с текстом,т.

10




Предложение как синтаксическая единица( продолжение)

тестовые зад-я, т.


11




Практикум. Предложение как синтаксическая единица

графич. д-т, т.

12




Р.р. Конспектирование учебного текста

Р.р.




Сост-е конспекта,т.

13




Постановка тире в простом предложении

и/н




Пункт-й практикум, т.

14




Постановка тире в простом предложении( продолжение)

закр.




15




Р.р. Изложение с творческим заданием

Р.р.




Сам. творч. р., пр.

16




Простое осложненное предложение

и/н




Диффер. карт., т.

17




Предложения с однородными членами. Решение тестовых заданий по форме ЕГЭ (часть А)




тестовые задания, т.

18




Знаки препинания при однородных членах предложения

Закр.




раб. с текстом,т.

19




Практикум.Знаки препинания при однородных членах предложения




схем. д-т, яз. р-ры, т.

20




Зачет по теме «Однородные члены предложения»

К.




Зачет, ит.

21




Обособленные и необособленные определения

и/н

Сенина Н.А.. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. -Ростов н/Дону: Легион, 2008

Пункт-й р-р, т.

22




Практикум. Обособленные и необособленные определения

закр.

тестовые зад-я,т.


23




Обособленные приложения

и/н

диффер. карточки,т.


24




Обособленные обстоятельства . Решение тестовых заданий по форме ЕГЭ (часть А)

закр.

Информационно-справочная литература

25




Обособленные дополнения




раб. с текстом, т.

26




Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

и/н

яз. р-ры,т.


27




Знаки препинания при сравнительном обороте




тестовые зад-я, т.


28




Знаки препинания при обращениях

и/н




29




Вводные слова и конструкции

Закр.




диффер. карточки,т.


30




Практикум. Вводные слова и конструкции




31




Тестирование «Обособленные члены предложения»

К.




Тест, пр.

32




Междометия . Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

и/н




раб. с текстом, т.


33




Комплексный анализ текста. Работа с материалами ЕГЭ

и/н




раб. с текстом, т.

34




Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении



Сист.

Власенков А.И. Русский язык:Грамма-тика. Текст. Стили речи. 10-11 классы –М.:Просвещение, 2006

диффер. карточки, т.


35




Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

раб. с текстом, т.


36




Практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

пункт-й р-р, т.


37




Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

диффер. карт., т.


38




Практикум.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Сенина Н.А.. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. -Ростов н/Дону: Легион, 2008

инд. карт., т.



39




Тест «Сложное предложение»

К.

Тест, т.

40




Знаки препинания(запятая, точка с запятой) в бессоюзном сложном предложении

Сист.

диффер. карточки, т.


41




Знаки препинания(тире, двоеточие) в бессоюзном сложном предложении




раб. с текстом, т.


42




Сложные предложения с разными видами связи. Работа с материалами ЕГЭ (часть В)

и/н




пункт-й р-р, т.

43




Сложные предложения с разными видами связи (продолжение)

Закр.




тест, т.


44




Способы передачи чужой речи

и/н




яз. р-ры, т.

45




Знаки препинания при цитатах

и/н




редактирование, т.

46




Р.р. Сочинение-эссе

Р.р.




творч. раб., т.

47




Сочетание знаков препинания

и/н




раб. с текстом, т.

48




Авторская пунктуация




49




Зачет «Синтаксис и пунктуация»

К.




Зачет, т.

Культура речи

50




Культура речи. Язык и речь

Обобщ.

Власенков А.И. Русский язык: Грам-матика. Текст. Стили речи. 10-11 классы –М.:Просвещение, 2006

раб. с тестом,т.

51




Правильность русской речи. Типы норм русского языка

и/н

анализ текста, беседа, т.

52




О качествах хорошей речи

творч. раб.,пром.

53




Ораторская речь. Устное выступление

Устное выст-е, т.

Стилистика

54




Р.р. Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Р.р.




яз. р-ры, т.


55




Официально-деловой стиль речи

И/н

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы –М.:Просвещение, 2006


работа с текстом, т.

56




Р.р. Публицистический стиль

Р.р.

работа с текстом, т.

57




Р.р. Публицистический стиль. Работа с текстом



создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров, редактирование текстов, яз. р-ры, т.

58




Разговорный стиль

и/н

59




Особенности литературно-художественной речи

Повт.

60




Р.р. Речь, ее виды. Текст.

Р.р.

61




Типы речи. Повествование


Повт.

62




Описание

63




Рассуждение

64




Повторение. Рецензия, ее языковые и композиционные особенности.




Напис-е рецензии, т.

65




Комплексный анализ текста малой формы.

и/н

Сенина Н.А.. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. -Ростов н/Дону: Легион, 2008

раб. с текстом, т.

66




Практикум по подготовке к ЕГЭ.

Повт.

Тест-е зад-я, т.

67




Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Контр.

Тест, ит.

68




Подведение итогов

Итог.








Реферативное описание тем (содержание курса)
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции


( ч)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Типы речи, особенности построения текстов разных типов речи.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации* 1.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций
(39 ч)

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение: строение, виды, синтаксический разбор.Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Повторение изученного в 10 классе

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.