microbik.ru
1 2
Анализ регулятивного воздействия

проекта Закона КР «Технический регламент «О безопасном обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы)».
Введение

Целью данного анализа является выявление характера процедур, регулирующих обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы). Раскрытие противоречий в правовом поле и определение эффективности регулирования правоотношений в области обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы), как для отдельного субъекта, так и для экономики в целом.

Методологическим основанием работы является «Методика анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства», утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики №603 от 20 декабря 2007 года.

Группой экспертов был проведен мониторинг последствий регулятивного воздействия проекта Закона «Технический регламент «О безопасном обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы)» на развитие предпринимательства и общества и правовой анализ норм самого проекта Закона в целях оценки последствий их влияния и установления необходимости последующих изменений данного нормативного правового акта.

Описание проблемы, которую планируется решить
Проект Закона Кыргызской Республики Технический регламент «О безопасном обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы)» направлен на предотвращение поступления в окружающую среду и распространения в ней полихлорированных бифенилов (дифенилов) - чрезвычайно опасных для окружающей среды и человека химических веществ.

Данный проект Технического регламента принимается в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, сохранению биологического разнообразия.

Проект Технического регламента разработан в соответствии с конвенциями: Стокгольмской «О стойких органических загрязнителях» (2006г.), Базельской «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» (1996г.), Роттердамской «О процедуре предварительного обоснования согласия в отношении опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле» (2000г.), Орхусской «О доступи к информации участии общественности в процессе принятии решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (2000г), а также утвержденного Национального плана выполнения (НПВ) Стокгольмской конвенции о СОЗ в Кыргызстане.

Проект Закона Кыргызской Республики «Технический регламент «О безопасном обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы)» регламентирует:

1) порядок идентификации, маркировки, учета оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы (дифенилы);

2) порядок контроля состояния оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы (дифенилы), и действия при выявленных повреждениях и утечках полихлорированных бифенилов (дифенилов);

3) требования безопасности к хранению и перемещению оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы (дифенилы);

  1. требования безопасности при работе с оборудованием, содержащим полихлорированные бифенилы (дифенилы).

Полихлорированные дифенилы (ПХД) относятся к классу синтетических органических химических веществ, которые благодаря своей химической стойкости с 1930-х годов повсеместно применялись для различных производственных целей. Однако и сегодня обращение с ПХД остается одной из самых актуальных проблем химической безопасности, поскольку большая часть произведенных полихлорированных бифенилов до сих пор используется или находится на хранении на различных промышленных объектах.

Обладая термической и химической стабильностью, ПХД оказались чрезвычайно устойчивы к воздействию биотических и абиотических факторов. Поступая в окружающую среду, ПХД распределяются во все ее компоненты - воздух, воду, почву и т.д. Они способны включаться в глобальный круговорот и перемещаться с водными и воздушными потоками на большие расстояния. В настоящее время ПХД обнаруживаются повсеместно, в том числе на территориях, находящихся на значительном удалении от мест их производства и использования. Опасность ПХД заключается в их способности к передаче по пищевой цепи (биоконцентрации) и аккумуляции в жиросодержащих компонентах (биоаккумуляции). Установлено на международном уровне, что коэффициент накопления ПХД в некоторых биологических объектах достигает миллионов раз. Поэтому, даже при низких концентрациях ПХД в компонентах природной среды, имеется опасность их аккумуляции в организме человека, как высшем звене пищевой цепи.
Определение причин, согласно которым необходимо принять нормативный правовой акт и требуется государственное вмешательство:

В Кыргызстане ПХД никогда не производился, а всегда импортировался, в первую очередь, как диэлектрическая жидкость для крупногабаритного электрического оборудования. В основном для такого, как силовые трансформаторы и конденсаторы, а также, вероятно, для малогабаритного электрического оборудования, такого как балласты (пускорегулирующие устройства) во флуоресцентных лампах и переключателях.

Электрическое оборудование, которое предположительно является основным источником ПХД в стране и, которое может быть охвачено практическими действиями, выпускалось в других частях Советского Союза (Российской Федерации, Казахстане, Армении и Узбекистане) в период приблизительно между 1958 и 1993 годами. Обычно это оборудование характеризуется конкретным применением и четко определенными спецификациями, которые могут быть идентифицированы посредством маркировки производителей. Информация об этих спецификациях и маркировке была описана в других странах СНГ1. ПХД также, вероятно, входили в состав других продуктов, таких как краски, специализированные смазочные материалы и некоторые полимеры. Однако, в целом нет точной информации о количестве ПХД или оборудования, содержащего ПХД, ввезенного в страну.

В 2008 году проведена инвентаризация ПХД в Кыргызстане. Результатами инвентаризации, стали следующие данные:

  • Двадцать два (22) находящихся в эксплуатации трансформатора ТНЗ, расположенные на различных предприятиях по всей стране и содержат согласно инвентарному учету 96 тонн материалов, требующих дезактивации и/или утилизации в будущем и примерно 32 тонны ПХД масла.

  • До восьми (8) из этих трансформаторов, будучи номинально в рабочем состоянии, не используются 2 и в дополнение к ним еще 2 находятся в уязвимом (опасном) месторасположении.

  • Два (2) трансформатора ТНЗ, которые были перезаправлены минеральным маслом и введены в эксплуатацию. Еще два (2) трансформатора ТНЗ были предварительно определены как снятые с эксплуатации и находящиеся на хранении, но не подтверждено.

  • Выявлены пятьдесят четыре (54) участка, на которых проводился ремонт и техническое обслуживание электротехнического оборудования, что является основанием отнесения их к территориям потенциально загрязненными ПХД.

  • Было выявлено 1458 работающих силовых конденсаторов, что согласно инвентарному учету составляет 83 тонны материалов, требующих утилизации в будущем и содержащих примерно 34,5 тонн масел ПХД. Никаких складированных выбывших из эксплуатации конденсаторов не было выявлено, что свидетельствует об отсутствии контроля.

  • Отсутствие запасов складированного оборудования, загрязненного ПХД обычно объясняется его продажей и сдачей оборудования на лом, а это именно то, что могло происходить в связи с отсутствием осведомленности о проблеме и отсутствием какого-либо национального регулирования и контроля в области торговли таким оборудованием, несмотря на запрет в рамках Стокгольмской и Базельской Конвенций. Собранная неофициальная информация говорит о том, что существует активная торговля подержанным электрическим оборудованием, в том числе оборудованием, содержащим ПХД.


Указание целей, которые необходимо достичь предлагаемым нормативным правовым актом;

С учетом опасности, исходящей от наличия ПХД в окружающей среде, сформулированы цели и задачи ТР, преследующие следующие экологические выгоды, связанные с сокращением риска распространения стойких органических загрязнителей:

  • Обеспечение физического потенциала для нынешних и будущих запасов ПХД, с целью предотвращения произвольных сливов до тех пор, пока не будут доступны способы их уничтожения. Это охватывает примерно 210 тонн оборудования и материалов, загрязненных ПХД, содержащих 75 тонн ПХД.

  • Постепенный вывод из эксплуатации 4 приоритетных трансформаторов, представляющих 34 тонны оборудования, содержащего ПХД.

  • Ликвидация рисков воздействия ПХД на лиц, находящихся в непосредственной близости от существующих запасов и в будущем на тех лиц, которые могут попасть под подобное воздействие.

  • Планирование полного вывода из эксплуатации и отказа от оборудования, содержащего ПХД.

  • Создание потенциала для выявления, оценки, определения приоритетов, и проведения мер по очистке участков/объектов, загрязненных ПХД.

  • Укрепление возможностей для эффективного мониторинга и анализа ПХД в окружающей среде и организме человека.

  • Создание базы данных о системе управления ПХД в Кыргызстане.

  • Повышение осведомленности заинтересованных лиц о необходимости экологически обоснованного управления ПХД.



Проведение правового анализа проекта нормативного правового акта на соответствие вышестоящим нормативным правовым актам и нормам международного законодательства, ратифицированных в установленном порядке:

В настоящее время Кыргызская Республика присоединилась к следующим международным договорам, касающимся химической безопасности:

  • Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (ратифицирована Законом КР от 12.07.2006 года N 114);

  • Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированная постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 января 1996 года N 304-1;

  • Межправительственное соглашение государств - участников СНГ «О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов» от 12 апреля 1996 г.;

  • Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Закон КР о ратификации от 15 января 2000 года N 15;

  • Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды от 25 июня 1998 года, г. Орхус (ратифицирована Законом КР от 12 января 2001 года N 5);

  • Конвенция N 170 Международной организации труда о безопасности при использовании химических продуктов на производстве.

  • Страна также присоединилась к Дубайской Декларации по стратегическому подходу к международному управлению химическими веществами. (2008 г.)

Стокгольмская Конвенция содержит целый ряд предложений и мероприятий по изучению воздействия СОЗ на здоровье человека, животных, растения, исследованию путей распространения этих веществ, а также запрещение их производства и использования. Частью этой программы является концепция эколого-аналитического контроля, которая предполагает осуществление исследований по выявлению и оценке источников загрязнения, определение уровней загрязнения природных и пищевых объектов СОЗ в результате антропогенного воздействия (прямого, косвенного или катастрофического) на окружающую среду и человека.

И Базельская, и Стокгольмская конвенции нацелены на предотвращение образования и минимизацию отходов, однако Стокгольмская конвенция ставит задачу полного постепенного отказа от ПХД. ПХД должны быть изъяты из обращения и удалены экологически безопасным образом. Партии отходов, содержащих эти соединения, следует минимизировать путем изоляции отходов и их выделения у источника с целью не допустить их смешивания с другими отходами и загрязнения последних.

Согласно Стокгольмской конвенции, каждая Сторона:

а) в отношении прекращения использования полихлорированных дифенилов в оборудовании (т.е. трансформаторах, конденсаторах или других приемниках, содержащих жидкие остатки веществ) к 2025 году при возможном пересмотре Конференцией Сторон принимает меры в соответствии со следующими приоритетами:

i) прилагать активные усилия по выявлению, маркировке и прекращению эксплуатации оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы в концентрации более 10 процентов и в объеме более 5 литров;

ii) прилагать активные усилия по выявлению, маркировке и прекращению эксплуатации оборудования, содержащего более 0,05 процента полихлорированных дифенилов и в объеме более 5 литров;

iii) стремиться выявить наличие и прекратить эксплуатацию оборудования, содержащего более 0,005 процента полихлорированных дифенилов и в объеме более 0,05 литров;

b) в соответствии с приоритетами, указанными в пункте а), оказывает содействие в принятии следующих мер по уменьшению опасности воздействия и рисков с целью осуществления и контроля за использованием таких полихлорированных дифенилов:

i) использование только в неповрежденном и герметичном оборудовании и только в тех местах, где риск выброса в окружающую среду может быть сведен к минимуму, а последствия такого выброса могут быть оперативным образом устранены;

ii) неприменение в местах, связанных с производством и переработкой продовольствия или кормов;

iii) при использовании в населенных районах принятие всех разумных мер для предупреждения электрических неполадок, которые могут привести к возникновению пожара, и проведение регулярных проверок герметичности оборудования;

с) вне зависимости от положений пункта 2 статьи 3 обеспечивает, чтобы оборудование, содержащее полихлорированные дифенилы, описанные в пункте а), не экспортировалось и не импортировалось для каких-либо других целей, кроме целей экологически рационального удаления отходов;

d) за исключением случаев эксплуатации и обслуживания оборудования, не допускает рекуперации жидких веществ с содержанием полихлорированных дифенилов свыше 0,005 процента для повторного использования в другом оборудовании;

е) прилагает активные усилия, направленные на обеспечение экологически безопасного удаления содержащих полихлорированные дифенилы жидкостей и загрязненного полихлорированными дифенилами оборудования при концентрации полихлорированных дифенилов выше 0,005 процента, в соответствии с пунктом 1 статьи 6, в максимально сжатые сроки, но не позднее 2028 года, при условии возможного пересмотра сроков Конференцией Сторон;

f) независимо от примечания ii) в части I данного приложения, стремится выявлять другие товары, содержащие более 0,005 процента полихлорированных дифенилов (например, оболочка кабеля, отвержденные уплотняющие составы и окрашенные изделия), и обеспечивать их регулирование в соответствии с пунктом 1 статьи 6;

g) представляет доклад о ходе деятельности по прекращению производства и использования полихлорированных дифенилов каждые пять лет и представляет их в соответствии со статьей 15".
Конституция Кыргызской Республики.

Конституция КР - Основной Закон, на основе которой принимаются все законы и иные нормативные акты государства. Вместе с тем, опыт свидетельствует об отклонениях от конституционных норм в законотворческой и правоприменительной практике государственных органов, о нарушениях конституционной законности, деформации соотношения законов и подзаконных актов, произвольном построении некоторых элементов правовой системы.

Статья 48 гласит:

1. Каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду.

2. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования.

3. Каждый обязан бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру.

Закон КР «Об охране окружающей среды»

Закон констатирует, что природа и ее компоненты являются национальным достоянием КР, одним из основных факторов ее устойчивого социально-экономического развития, а также определяет политику и регулирует правовые отношения в области природопользования и охраны окружающей среды в КР.

Статья 20 запрещает применение токсичных химических веществ, не подвергающихся распаду, негативно воздействующих на организм человека и окружающую среду.

Закон КР «Об охране атмосферного воздуха»

Закон констатирует, что атмосферный воздух представляет собой жизненно важный компонент природы, обеспечивающий естественную среду обитания человека и других живых организмов на Земле, и подлежит государственной охране.

Законом устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ, утверждаются нормативы ДЦВ, осуществляется регулирование выбросов и ведется учет вредных воздействий на атмосферный воздух, наблюдение и контроль за его состоянием.

Законодательно определены нормативы, стандарты и меры по обращению с химическими веществами, исключающими их негативное воздействие на атмосферный воздух

Закон КР «Об экологической экспертизе»

Закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан КР на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части обеспечение экологической безопасности.

Закон КР «Об отходах производства и потребления»

Закон определяет государственную политику в области обращения с твердыми отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению

отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними.

Закон КР «О недрах» определяет основные требования к использованию недр и в частности обязывает пользователей предотвращать загрязнение недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, а также при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод.

Закон КР «О ставке платы за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов)» устанавливает ставку платы за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов) в размере 1,2 сома за приведенную тонну загрязняющих веществ.

Закон КР «Об общественном здравоохранения»

Потенциально опасные для здоровья человека физические, химические, биологические вещества и источники ионизирующего излучения допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и использованию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Определяет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также на получение информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Закон КР «О защите прав потребителей»

В соответствии с которым потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом

Закон КР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих такие объекты, к локализации и ликвидации последствий происшедших аварий.

В Приложении содержится качественная и количественная характеристика воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, а также веществ, представляющих опасность для окружающей природной среды.

В соответствии с законом, в частности, к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых:

- получаются, образуются, перерабатываются, используются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, реализуются воспламеняющиеся, горючие, окисляющие, взрывчатые, токсичные и радиоактивные вещества;

Основными целями Закона являются:

  • обеспечение защищенности личности, общества, материальных ценностей и окружающей среды от аварий на опасных производственных объектах и их последствий;

  • создание нормативной правовой базы для обеспечения промышленной безопасности, соответствующей международным нормам;

  • государственные гарантии обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;

  • обеспечение выполнения нормативных правовых актов, устанавливающих правила и нормы ведения работ на опасных производственных объектах.

Закон КР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земного, водного, воздушного пространства в пределах Кыргызской Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с использованием опасных веществ.

Закон КР «Об охране труда»

В соответствии с законом работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Согласно закону, запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Закон КР «О лицензировании» регулирует отношения, связанные с государственным лицензированием деятельности или определенных действий, подлежащих лицензированию.

Лицензируются следующие виды деятельности, имеющие отношение к химическим веществам:

- изготовление и реализация лекарств, вакцин и сывороток, медикаментов и медицинской техники, кроме случаев, предусмотренных законодательством, парфюмерно-косметических и химических веществ (за исключением торговых предприятий, осуществляющих реализацию мыломоющих средств, парфюмерно-косметических товаров на основании сертификатов качества промышленных предприятий);

- производство и реализация сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ;

- утилизация, размещение, уничтожение и захоронение токсичных отходов, материалов и веществ, в том числе радиоактивных;

- перевозка (в том числе трансграничная) токсичных отходов производства, веществ.

Перечень специфических товаров (работ, услуг), подлежащих лицензированию, а также порядок выдачи и оформления лицензий на совершение экспортно-импортных операций устанавливаются Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Гражданский кодекс КР,

следующая страница >>