microbik.ru
1
Технологическая карта урока «Инерция» (7 класс)



Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

1

2

3

4

5

1

Организационный




Настрой учащихся на урок Воспринимают информацию учителя, настраиваются на урок


Настрой учащихся на урок

2

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Задание учащимся: выяснить, путем сравнения скорости различных животных,

Сделать выводы: кто быстрее

Подведение учащихся к теме урока

Делают расчеты скоростей, приводя скорости к системе СИ, делают выводы, проводят их обоснования

Комментирует, обобщает, корректирует ответы учащихся, подводит к теме урока

3

Изучение нового материала

Иллюстрированный рассказ учителя(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf


Восприятие информации, запись ключевых моментов, выводов. Помогают учителю в демонстрации опытов.

Формирование ответов на поставленные вопросы.

Иллюстрированный рассказ учителя(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf, (элемент 1 таблицы2) формирование вопросов, корректировка и обобщение ответов учащихся

4

Закрепление изученного материала

Решение практических задач, путем постановки опытов с объяснением выполненных действий

Знакомятся с заданиями перед постановкой опытов, помогают учителю в демонстрации опытов, Формулируют выводы по результатам опытов.

подбирает оборудование для демонстрации опытов по инерции. Корректирует формулировки выводов учащихся.

5.

Выполнение учащимися контрольного задания.

Решение качественных задач

по инерции

Работают в группах по вопросам презентации.

Формирует вопросы презентации, демонстрирует вопросы на интерактивной доске в виде фрагментов презентации (элемент 2 таблицы 2). Корректирует формулировки выводов учащихся.

6.

Подведение итогов. Рефлексия.

Выводы по уроку. Рефлексия.

Дают ответы на поставленные вопрос, оценивают урок.

Формулировка выводов, делая упор на связь с жизнью. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий ,оценивает их деятельность

6.

Домашнее задание

Постановка домашнего задания

Восприятие информации, фиксируют задание в дневниках

Формирует задание, комментирует его, указывая ссылки на сайты Интернет-ресурсов: http://planirovanie7kl.narod.ru/index14.htm - занимательные опыты по инерции

http://class-fizika.narod.ru/vid.htm

http://class-fizika.spb.ru/

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Интернет-ресурс

Flash-анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf

2.







6 слайдов из собственной презентации «Качественные задачи по инерции




3.










http://planirovanie7kl.narod.ru/index14.htm - занимательные опыты по инерции

http://class-fizika.narod.ru/vid.htm

http://class-fizika.spb.ru/


План – конспект урока по физике в 7 классе

Тема «Инерция», урок №5

Уровень образования: основное общее образование

Класс: 7

Предмет: физика

Базовый учебник: Физика 7 кл, Перышкин А.В., изд. Дрофа, 2009 г.

Цель урока: Ввести понятие инерции, обеспечить усвоение новых знаний и способов

действия на уровне применения в различных жизненных ситуациях

Задачи

  1. Образовательная: сформулировать понятие инерции, как нового для учащихся физического явления, раскрыть смысл этого понятия, закрепить полученные знания путем решения качественных задач

  2. Развивающая: развитие познавательных интересов, умений наблюдать, выдвигать гипотезы, развитие мышления, устной речи учащихся

  3. Воспитательная : формирование научного мировоззрения, воспитание аккуратности, умений и навыков рационального использования своего времени, организаторских способностей при работе в группе

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения:

По источнику знания: наглядный; по характеру познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый; по степени самостоятельности: взаимообучение при решении качественных задач в группе

Форма работы: групповая

Оборудование: два штатива, 2 нити с укрепленными посередине карандашами, тележка, наклонная плоскость, песок, открытка, монета, карандаш, набор жетонов трех цветов

Технические и программные средства обучения: персональный компьютер, мультимедиапроектор, презентация « Качественные вопросы по инерции», flash-анимация из Федеральной коллекции Образовательных ресурсов «Инерция»

Структура и ход урока:



Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин)

1

Организационный этап

Настрой учащихся на урок

1

2

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Решение задач в группах, поиск ответа на поставленный вопрос.

9

3

Изучение нового материала

Беседа по новой теме с опорой на материалы ЦОР) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf)

15

4

Закрепление знаний

Физкультминутка. Постановка опытов и беседа по результатам изучения нового материала. Решение учащимися задач в группах (6 слайдов презентации)

14

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.


Беседа по результатам изучения нового материала. Оценивание урока учителем и учащимися.

3

6

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

3



Ход урока:

1.Организационный момент

(Учитель приветствует учащихся, выясняет отсутствующих проверяет готовность к уроку, учащиеся рассаживаются по заранее сформированным группам)

2. Этап актуализации знаний (мотивация)

Учитель: Ребята, мы с вами очень много говорили о скорости. И вот у животных вышел спор – кто из них быстрее? Давайте поможем им выяснить. (Раздаются карточки с одинаковыми заданиями, см. приложение 1). Итак, мы выяснили, что леопард имеет самую большую скорость. Ребята, а что будет, если леопард, мчащийся на такой скорости, неожиданно на своем пути встретит большой обрыв?

Учащиеся: Он упадет в этот обрыв.

Учитель: Да, вы правы. Что же нужно сделать леопарду, чтобы не произошло этого?

Ученик: Он должен затормозить.

Учитель. Он начнет тормозить, но одно интересное физическое явление не позволит ему спастись, называемое инерцией. Откроем тетради, запишем дату и тему сегодняшнего урока «Инерция». Попробуем разобраться с физической сутью этого явления и посмотрим: вредно оно или полезно и не пригодиться ли оно нам в жизни.

3. Этап объяснения нового материала.

Учитель: А начнем знакомство с данным явлением с любимой вами игры- футбол. (переходит к демонстрации flash-анимации)(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf)




Скажите, ребята, чему равна скорость мяча?

Учащиеся: нулю.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы мяч изменил свою скорость?

Учащиеся: Ударить по мячу ногой.

Учитель (нажимает кнопку «Старт»): Вы правы, чтобы изменить скорость одного тела, необходимо подействовать на него другим телом: нога футболиста действует на мяч. (Слайд 3).



Так же можно изменять не только величину скорости тела, но и её направление. Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: Чтобы изменить величину и направление скорости тела, необходимо подействовать на него другим телом.

Учитель: А что будет, если на тело не будут действовать другие тела? (Учитель переходит к демонстрации опытов с тележкой на наклонной плоскости и горкой песка). Посмотрите, пожалуйста, опыты, которые нам поможет продемонстрировать Петя Васечкин и подумайте, с какой целью были показаны эти три опыта.

Учащиеся (после просмотра опытов): Этими опытами вы нам хотели показать, что тело не будет изменять свою скорость, пока на его пути не встретится другое тело.

Учитель (обращается к анимации – слайд 4):



Давайте более внимательно рассмотрим еще раз данные опыты и более научно объясним происходящее. (После просмотра слайда 4). Итак, делаем вывод: чем меньше действие другого тела на тележку, тем дольше сохраняется скорость ее движения и тем ближе оно к равномерному. В своё время этот опыт проделал великий Галилео Галилей (слайд 5) и назвал данное явление – инерцией.



Откройте учебник с §17 и найдите определение инерции. Прочитайте его, поучите его, расскажите друг другу. Закройте учебники и запишите определение по памяти. Проверьте по учебнику не сделали ли вы ошибок, исправьте их.

Учитель (демонстрирует слайд 6):


А теперь посмотрим на тормозящий автомобиль. Почему он сразу не остановился, хотя водитель нажал на тормоз?

Учащиеся: Он двигался по инерции.

4. Этап закрепления.

Учитель: А сейчас мы выясним насколько вы поняли данный материал. Проведем физкультминутку(включается музыка). Я - водитель автобуса, а вы – его пассажиры. Все уселись удобно? Автобус трогается с места, а вы? Автобус поворачивает налево, а вы? Автобус резко тормозит, а вы? Автобус поворачивает направо, а вы? (Повторить 2 раза, меняя ситуации). Почему же такое происходит с вами? Кто в этом виноват?

Учащиеся: Инерция.

Учитель: Правильно! Виновата инерция!(просмотр слайда 7)

А) Первичное закрепление знаний

Учитель( Предлагает выйти на кафедру 2 учащимся. На столе 2 штатива с привязанными к ним нитями с карандашами, укрепленными на нитях посредине. Один учащийся по просьбе учителя медленно тянет нижний конец нити, второй же - резко дергает.) Почему одна нить обрывается сверху, а другая - внизу?

Учащиеся: в первом случае нить успела приобрести скорость груза, а вторая - нет. Здесь мы видим проявление инерции

Учитель: На столе стоит стакан, на его поверхности лежит монета на открытке. Как поступить, чтобы монета упала на дно стакана, если вы хорошо усвоили явление инерции?

Учащиеся: Резко ударить по открытке. Монета не успеет приобрести скорость открытки и упадет в стакан.

Б) Выполнение учащимися контрольного задания:

(Учащиеся начинают работать в группах. Учитель предлагает презентацию с вопросами каждой группе (см. приложение 2). Обдумывание – 30 секунд на каждый вопрос).

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: На каком уроке вы сегодня присутствовали? Что нового вы узнали на уроке? А нужны ли нам знания об инерции? Может это в вашей жизни вам никогда не пригодиться?

Учащиеся: Мы присутствовали на уроке физики. Узнали физическое явление инерция. Это явление нам в жизни очень пригодиться: не будем перебегать дорогу перед идущим транспортом, знаем теперь, как перепрыгнуть через траншею, пристегивать ремни безопасности, умело полоть сорняки на грядках, насаживать молоток.

Учитель: А сейчас я хочу поставить оценки наиболее активным учащимся. Но и вам сегодня придется оценить урок: у вас на партах лежат жетоны трех цветов, при выходе из кабинета стоит ваза: опустите туда один из ваших жетонов – если очень понравился урок – красный, хорошо – зеленый, не понравился – желтый

6. Задание на дом.

§17 прочитать и выучить определение. Найти в Интернете иллюстрации: 1ряд– показывающий вред инерции, 2 ряд– показывающий пользу инерции и 3 ряд -инерция в спорте, быту и технике и принести их на флешках ( http://planirovanie7kl.narod.ru/index14.htm - занимательные опыты по инерции, http://class-fizika.narod.ru/vid.htm, http://class-fizika.spb.ru/)

Приложение 1

Животные решили выяснить, кто из них самый быстрый. Сравните скорости и определите их места в соревновании:

Место

Участники соревнований

Скорость




акула

8,3 м/с




ворона

47 км/ч




жираф

14,6 м/с




заяц

60 км/ч




ласточка

175 дм/с




леопард

1800 см/с


Приложение 2