microbik.ru
1
Типовые программы кандидатских экзаменов по специальностиям:

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования,

программа кандидатского экзамена по общему курсу педагогики (13.00.01)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Педагогика как гуманитарная наука

Место педагогики в системе наук о человеке и этапы ее развития. Общекультурное значение педагогики. Объект и предмет педагогики, ее основные категории (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь. Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование). Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Проблема связи философии и педагогики в современных условиях.

Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества.

Основные понятия: педагогика, воспитание, образование, педагогический процесс, предмет педагогики, система педагогических наук, методологические подходы, межпредметные связи педагогики.

Тема 2. Методология и методы научно-педагогического исследования

Сущность научного исследования. Общее понятие о науке. закономерности развития науки. Критерии научности знания. Структура и классификация научного знания. Формы организации научного знания. Принципы научного познания.

Специфика педагогики как науки Общее понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Методологические подходы в современной педагогике: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, аксиологический, акмеологический. Этносоциально-ролевой подход в казахской этнопедагогике.

Уровни научно-педагогического исследования. Методика проведения конкретного педагогического исследования. Методологические характеристики педагогического исследования. Выбор и обоснование проблемы, объекта и предмета исследования. Цель, гипотеза и задачи исследования. Ведущая идея исследования. Основные этапы исследования. Методологические принципы педагогических исследований Методологическая основа исследования.

Эмпирические методы исследования: метод наблюдения, опросные методы: беседа, нтервью, беседа, изучение школьной документации, метод экспертных оценок.

Теоретические методы исследования: метод теоретического анализа, индуктивные и дедуктивные методы.

Математические и статические методы в педагогическом исследовании.

Педагогический эксперимент. Сущность педагогического эксперимента. Виды педагогического эксперимента. Методика организации и проведения педагогического эксперимента. Критерии оценки результатов эксперимента. Статистические методы обработки результатов исследования.

Основные понятия: методология науки, методы научно-педагогического исследования, методика педагогического исследования.

Тема 3. Развитие, формирование и воспитания личности

Понятие о личности. Взаимосвязь категорий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Характеристика понятий "развитие", "воспитание", "формирование" личности. Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности (наследственность, среда и воспитание). Проблема социализации личности в педагогике. Деятельность субъекта как фактор развития и формирования личности.

Движущие силы и основные закономерности развития и формирования личности с позиций современной педагогической науки. Личность, как цель воспитания. Личность - субъект собственного развития и процесса воспитания. Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность: развитие, воспитание, формирование, факторы развития и формирова­ния личности; движущие силы, закономерности формирования личности; субъект, объект.

Тема 4. Целостный педагогический процесс как педагогическая система

Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты. Педагогическая ситуация - элементарная "клеточка" педагогического процесса. Единство и взаимосвязь функций целостного педагогического процесса - развивающей, обучающей, воспитывающей. Движущие силы педагогического процесса. Воспитательные механизмы педагогического процесса. Ведущие виды деятельности (труд, общение, познание, игра), их специфика педагогическом процессе. Комплексное применение видов деятельности в педагогическом процессе. Руководство педагогическим процессом. Проблемы диагностики состояния и прогнозирования педагогического процесса. Педагогический процесс развивающаяся система. Его роль в формировании личности.

Основные закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика

Основные понятия: педагогический процесс; педагогический процесс как развивающаяся система; система "педагоги - учащиеся"; субъект-объектные отношения; движущие силы, закономерности и принципы педагогического процесса.

Тема 5. Система образования в Республике Казахстан. Перспективы ее развития

Общие понятия системы образования. Основные тенденции социально-экономического развития суверенного Казахстана. Закон Республики Казахстан об образовании. Задачи системы образования. Государственная программа «Образование». Государственная программа развития образования в Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Система непрерывного образования. Типы учебно-воспитательных учреждений, их взаимосвязь. Новые типы школ, перспективы их развития. Особенности организации педагогического процесса в различных типах школ. Концепция этнокультурного образования. Система высшего и послевузовского образования РК и пути ее развития. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура.

Основные понятия: система образования, перспективное образование, типы учебно-воспитательных учреждений.

Тема 6. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Взаимосвязь цели, задач и содержания воспитания. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры. Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: умственная культура, готовность к труду, политехническая культура личности, нравственная воспитанность, экологическая, эстетическая, физическая культура. Мировоззрение как система взглядов личности на мир, людей, самое себя, обуславливающая активную позицию ее в освоении и развитии культуры. Виды воспитания. Модели и стили воспитания. Поликультурное воспитание. Концепция гуманистического воспитания. Воспитательные системы

Основные понятия: цели, задач и содержания воспитания, виды воспитания, стили воспитания, поликултурное воспитание, воспитательная система.

Тема 7. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе

Средства, формы, методы как двигательный механизм педаго­гического процесса. Общие приятия о средствах, формах, методах и приемах, их взаимосвязь в целостном педагогическом процессе. Специфика их использования в учебное и во внеучебное время.

Характеристика методов педагогического процесса. Различные подходы к их классификации. Взаимосвязь методов обучения и воспитания как отражение единства всех функций педагогического процесса. Специфические особенности методов формирования личности во внеучебное время. Методы формирования сознания личности: разъяснения, беседа, внушение, убеждение, пример. Методы формирования положительного опыта и культуры поведения: приучение, поручение, упражнение, создание воспитательных ситуаций. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание, их виды.Педагогические условия их применения. Методы контроля и самоконтроля. Взаимосвязь средств, форм, методов как условие эффективности организации воспитательной деятельности.

Основные понятия: двигательный механизм педагогического процесса, средства, формы, методы, методические приемы; взаимосвязь методов обучения и воспитания.

Тема 8. Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе

Детский коллектив в системе "педагоги - учащиеся". Воспитательные механизмы в функционировании педагогического процесса: взаимодействие педагогов и учащихся в различных видах коллективной деятельности. Работа учителя по организации коллективной по­знавательной деятельности в процессе обучения. Педагогическое руководство коллективной деятельностью учащихся разного возраста во внеклассной работе. Овладение детьми способами учебной и внеучебной деятельности. Характер заданий и общественных поручений, связанных с раз­личными формами жизнедеятельности учащихся. Индивидуальные, групповые, коллективные задания (поручения).

Роль общения как средства и условия совместной деятельности учителя и учащихся. Сущность педагогического общения и его функции. Типы и стили общения. Конфликтные ситуации общения, условия их разрешения. Культура педагогического общения. Методика психолог-педагогической диагностики. состояния детского коллектива в педагогическом процессе. Основные понятия: взаимодействие, детский коллектив, коллективная деятельность, поручения-задания, общение, культура педагогического общения.

Тема 9. Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Дидактика как теория обучения и образования. Методологическое обоснования дидактики. Дидактические теории и концепции. Образование как система и процесс. Обучение - составная часть целостного педагогического процесса. Воспитательные возможности обучения, функции, цели и задачи обучения Сущность процесса обучения.

Особенности познавательной деятельности учащихся. Психологические основы обучения. Психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Функций целостного педагогического процесса. Структура, основные этапы (звенья) процесса обучения Закономерности и принципы обучения.

Основные понятия: дидактика, процесс обучения, функции обучения, компоненты процесса обучения, закономерности, принципы обучения.

Тема 10. Содержание образования в современной школе

Научно-педагогические основы определения содержания образования. Общие понятия об образовании и его содержании; проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли, основные вехи построения содержания образования в период становления и развития советской школы; общечеловеческая культура, социальный опыт как основа определения состава образования. Характеристика компонентов содержания образования: основы знаний о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; овладение способами творческой деятельности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к приобретаемым знаниям.

Проблемы межпредметных связей в содержании образования.

Основные направления обновления содержания образования в современной школе. Пути совершенствования стандартов образования. Характеристика документов, определяющих содержание образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Проблемы образования в зарубежной школе.

Основные понятия: образование, содержание образования, культура, межпредметные связи, учебные планы, учебные программы, реальные учебные возможности учащихся.

Тема 11. Формы организации обучения. Современный урок

Учебно-познавательная деятельность учащихся и формы ее организации в целостном педагогическом процессе. Понятие о формах организации обучения как способах взаимодействия учителя и учащихся. Соотношение между формами организации обучения и методами. Краткий исторический экскурс о становлении и развитии организационных форм обучения. Развитие классно-урочной системы обучения в истории школы. Формы организации учебной работы в современной школе: урок, экскурсии, практикумы и семинары, домашняя учебная работа учащихся, зачеты, консультации, экзамены, факультативные занятия.

Теория современного урока. Типология и структура уроков. Соотношение психологической и дидактической структур урока. Гибкость и подвижность структуры уроков в зависимости от целей, задач, содержания, психологических основ познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Подготовка учителя к урокам.

Анализ (самоанализ) урока как компонента педагогического процесса. Анализ урока как основной формы учебной деятельности школьников. Типы анализов урока (полный, дидактический, психологический, воспитательный и др.). Сравнительная характеристика структуры анализа урока (Ю. Конаржевский, М. Махмутов, В. Симонов, Ю. Бабанский и др.). Обоснование необходимости построения схемы анализа урока на основе структурных компонентов педпроцесса как объекта деятельности учителя. Анализ и самоанализ урока - метод получения новых знаний о качестве объекта управления. Характеристика форм организации обучения в зарубежной школе.

Основные понятия: формы обучения, урочные и внеурочные формы, фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации обучения. Коллективная направленность форм обучения, урок.

Тема 12. Характеристика методов обучения

Место методов обучения в целостном педагогическом процессе. Общее понятие о методах обучения. Метод и методические приемы. Методы и средства обучения. Назначение и функции методов обучения. Психологический строй методов обучения. Характерные особенности методов обучения: воспитательное, образовательное, развивающее значения, двусторонний характер, связь с задачами формирования личности, логика применения отдельного метода, основание для отбора комплекса методов обучения на уроке.

Многообразие методов обучения. Различные подходы к классификации в современной дидактике. Характеристика различных методов обучения: изложение, беседа, работа с учебником, наблюдение, упражнение, лабораторная и прак­тическая работа. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Средства искусства и игровые приемы, их использование в процессе обучения. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения. Проблема выбора методов и средств в обучении. Методы обучения в зарубежной школе.

Основные понятия: метод обучения, методические приемы, средства обучения, классификация методов обучения.

Тема 13. Контроль в процессе обучения

Функции контроля в процессе обучения результатов учебно-воспитательной работы: стимулирующие, развивающие, образовательные, обучающие, контролирующие, воспитывающие. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций учета. Критерии эффективности достижений личности. Успеваемость как характеристика учебной работы и ее показатели.

Теоретические основы контроля и учета результативности учебной работы. Виды контроля и учет результатов обучения. Принципы, лежащие в основе проверки и оценки результатов обучения. Система методов контроля и оценки результатов учебной работы: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), проверка письменных работ (домашние письменные работы, самостоятельные, классные, контрольные работы), зачеты, экзамены, повседневное наблюдение. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в условиях дифференцированного обучения.

Оценка знаний учащихся. Требования к ее организации. Обязательные результаты обучения. Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся. Участие школьников в оценочном процессе (взаимооценка, самооценка, оценочное суждение).

Основные понятия: педагогический процесс, диагностика, про­гнозирование, успеваемость как характеристика (переменная) педагогического процесса, контроль, учет, оценка, методы, отметка, критерии оценки.

Тема 14. Педагогические технологии

Сущность педагогической технологии. Классификация педагогических технологии. Характеристика различных подходов к процессу обучения: про­блемное обучение; программированное обучение; развивающее обучения; модульное обучение;

Технология конструирования педагогического процесса, технология осуществления педагогического процесса, технология педагогического общения, личностно-ориентированные технологии обучения, информационные технологии обучения, компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования.

Идеи и технологии обучения в опыте педагогов-новаторов. Сочетание традиционных и современных подходов к совершенствованию процесса обучения.

Основные понятия: познавательная деятельность, активизация, алгоритмизация, компьютеризация, дифференциация, проблемное обучение, программированное обучение, профильное обучение.

Тема 15. Управление педагогическими системами

Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Педа­гогический процесс школы как объект управления администрации. Деятельность учительского и ученического коллективов как предмет управления. Особенности управленческих отношений в системе "педагоги - учащиеся" и подсистемах "учитель-предметник - ученик", "классный руководитель - коллектив класса" и др.

Функции руководителей школы. Функции коллегиальных органов управления педагогическим процессом школы (педсовет, методсовет).

Методический совет как орган руководства научно-методичес­кой работой учителей. Планирование и подготовка заседаний. Роль предметных объединений (кафедр) в подготовке, проведении и вы­полнении методсоветов. Методсовет и самообразование учителей.

Основные понятия: управление, руководство педагогическим процессом, принципы управления, функции управления, педсовет, методсовет, предметное объединение.

Тема 16. Диагностика учебно-воспитательного процесса школы (класса) как основа управления шкалой. Внутришкольный контроль

Информация о состоянии учебно-воспитательного процесса на разных этапах его функционирования - основа диагностики. Виды информации о состоянии педпроцесса: исходная, так­тическая, оперативная. Основные характеристики (переменные) педпроцесса и их пока­затели. Методика получения, систематизации, анализа информации о состоянии педпроцесса, выработки научно-педагогических рекомендаций. Критерии отбора информации для изучения состояния и управления педпроцессом, формы и методы внутришкольного контроля. Критерии оценки деятельности педагогического коллектива школы - основа для аттестации педагогов. Критерии и показатели деятельности педколлективов. Характеристики (переменные) педагогического процесса как основа для формулирования критериев деятельности педагогического коллектива школы.

Основные понятия: педагогический процесс, внутришкольный контроль, диагностика, информация, характеристики (переменные) педагогического процесса, методы диагностики.

Тема 17. История педагогики и образования

Становление и развитие школы, теория и практика воспитания, системы образования в каждой конкретной общественно-экономической формации, исторические закономерности их развития. Педагогические воззрения идей просветителей и педагогов разных времен и народов, их влияние на культурное и социально-экономическое развитие общества.

Педагогическое наследие великих педагогов и мыслителей прошлого. Современная школа и развитие образования за рубежом. Развитие педагогики и образования в Казахстане на различных исторических этапах.

Тема 18. Этнопедагогика

Место этнопедагогики в системе педагогических наук. Структурно-компонентный состав этнопедагогики. Особенности формирования национального характера, самосознания. Специфика этнического воспитания. Воспитание субъекта этноса как целостной биосоциальной системы. Формирование этнического самосознания, духовности и мировоззрения как основа национального менталитета. Воспитание детей и молодежи средствами народной педагогики в системе непрерывного образования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алимухамбетова Г.Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьника к познавательной деятельности. - Алматы: Гылым, 1994.

  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функ­ции оценки учения школьников. - М.: Просвещение, 1984.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: "Наука", 1977.

  4. Байдельдинова Г.К. Методика изучения семьи. - Алма-Ата, 1983.

  5. Васильева З.И., Нургалиева Г.К. Логико-структурный курс педагогики. Учеб.пособие. - Алма-Ата: МП "Елимай", 1991.

  6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1988.

  7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чува. кн. изд-во, 1974.

  8. Вульфов В.З., Семенов В.Д. Школа и социальная Среда: взаимодействие. - М.: Знания, 1981.

  9. Гмурман В.Е. Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана. - М.: Просвещение, 1962.

  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

  11. Дайкер А.Ф., Нечитайлова Е.П., Успанов К.С., Сманова Г.Т. Общее и в особенное формировании профессионально-значимых качеств учителя. - Алма-Ата: Каз ГПУ им. Абая, 1992.

  12. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.

  13. Жампеисова К.К. Формирование основ политической культуры старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы. - Алматы, РИК, 1993.

  14. Закон Республики Казахстан "Об образовании". - Алматы, 1992.

  15. Измайлов А.З. Народная педагогика: педагогические воззре­ния народов Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991.

  16. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984.

  17. Ильина Т.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.

  18. Калюжный А.А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ. - Алматы: Гылым, 1994.

  19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.

  20. Керимов Л. К. Педагогические основы индивидуализации перевоспитания трудных подростков. - Алматы: Дауар, 1994.

  21. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях разви­вающего обучения. - М.: Просвещение, 1980.

  22. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М.: Педагогика, 1982.

  23. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. - Алма-Ата: Мектеп, 1964.

  24. Макаренко А.С. Соч. в 7-и т. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957, т. 5.

  25. Макаренко А.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985.

  26. Муканова Б.И. Взаимодействие учителя с учащимися. - Алматы: Дауар, 1994.

  27. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1978.

  28. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1989

  29. Нургалиева Г.К. Ценностные ориентации личности: методо­логия, теорий практика формирования. - Алматы, 1994.

  30. Оконъ В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

  31. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987 (1989 3-е изд.).

  32. Педагогика. Курс лекций / Под ред. Айтмамбетовой.Б.Р., Бейсембаевой А.А. - Алматы, 1991 (каз. яз.).

  33. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.

  34. Портков Т.Л. Азбука школьного управления. - М.: Просве­щение, 1991.

  35. Проблемы методологии и методики исследования / Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. - М.: Педагогика, 1979.

  36. Пунский В.О. Азбука учебного труда. - М.: Просвещение, 1988.

  37. Раченко И.П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1989.

  38. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М.: Мысль, 1984.

  39. Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Очерки по истории школ Казахстана: (1901-1917 гг.). - Алма-Ата: Мектеп, 1972.

  40. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие школьников. - М.: Просвещение, 1980.

  41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  42. Стефанозская Г.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в вузе. Учеб.пособие. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1992.

  43. Трифонов В. В. Подготовка будущих учителей к работе с трудными учащимися. - Алма-Ата: Дауар, 1991.

  44. Уманов Г.А. Педагогика межнациональных отношений. - Алматы: АГУ им. Абая, 1995.

  45. Философско-психологические проблемы развития образова­ния / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1981.

  46. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. -М.: Просвещение, 1987.

  47. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988.

  48. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.

  49. Хан Н.Н. Педагогические требования к организации коллективной познавательной деятельности учащихся. - Алма-Ата: Мектеп, 1986.

  50. Хмель Н.Д., Иванова Н.Д., Байдельдинова Г.К., Тригубова Н.Н. Школа молодого ученого. - Алматы: КазПИ им. Абая, 1990.

  51. Хмель Н.Д. Особенности управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. - Алма-Ата, 1986.

  52. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.:ВЛАДОС, 1999.

  53. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. - М.: Просвещение, 1981.

  54. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1991.

  55. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр.пед.соч. - М., 1982. - т.1.

  56. Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., Константинов Н.А. История педагогики. - 5-е изд. - М., 1982.

  57. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  58. Малькова З.К. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983.

  59. Кожахметова К. Казахская этнопедагогика: методология, теория , праткика. - Алматы: Гылым, 1995.

  60. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник. - М., 1999.

  61. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средей Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991.

  62. Кожахметов К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология теория, праткика. - Алматы: Гылым, 1998.

  63. Концепция этнокультурного образования Республике Казахстан. // Учитель Казахстана, 1996, 14 августа.

  64. Узакбаева С.А., Кожахметов К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы. - Алматы: Онер, 1998.

  65. Жарыкбаев К., Калиев С. Антология педагогического мысли Казхастана. - Алматы: Рауан, 1995.

  66. Педагогика. Под ред. Пидкасистого. - М., 1996.

  67. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. - Алматы, 1997.

  68. Василызова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983.

  69. Суханов В.И. Обычаи и традиции и преемственность поколений. - М., 1976.

  70. Сарсембаев Н. Обычаи и традиции и общественная жизнь. - Алма-Ата, 1974.

  71. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики. // Советская педагогика. - 1989. - №7. - с. 103.

  72. Шифман М. Этнопедагогика: региональное измерение. // 1 сентября. - 27 октября, 1979.

  73. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979.

  74. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.

  75. Орлова Н. Народные традиции и современные проблемы воспитания. // Советская этнопедагогика. №7, 1989. С. 108 - 111.