microbik.ru
1
Институт президента в зарубежных странах.
Президент является самым распространенным в современный период видом главы государства. Главная черта правового статуса президента – он избирается на определенный срок. Однако порядок избрания, объем и характер полномочий, порядок взаимоотношений главы государства, могут существенно различаться в разных странах.

Главным фактором, влияющим на статус президента является форма республики – если в парламентарной республике президент это лишь формальная должность, то в случае президентской республики, президент естественно наделен значительными полномочиями и является реальным главой государства.

Порядок избрания президента, может быть различным:

В президентских республиках применяется только непосредственное избрание гражданами (исключение - США).

В парламентарных республиках возможно использование различных способов, чаще всего используются следующие способы:

  • Избрание парламентом;

  • Избрание специальным коллегиальным органом.


СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
В соответствии с Конституцией исполнительная власть принадлежит Президенту США. Такое положение, определяющее место президента в системе органов государственной власти, является традиционным для республик президентского типа.

Требования к кандидату в президенты:

  • Гражданство США по рождению

  • Возраст 35 лет

  • Проживание в США в течение 14 лет перед выборами

Срок полномочий – 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд.

Избрание Президента США осуществляется нетипичным для этой формы республики способом – путем косвенных выборов. Выборы являются двухступенчатыми: на первом этапе, граждане страны избирают специальную коллегию выборщиков, затем эта коллегия избирает президента (необходимо абсолютное большинство голосов).

Полномочия Президента как это и характерно для президентских республик достаточно широки (хотя до белорусского президента здесь далеко!) – президент, таким образом, является «сильным». Все полномочия можно подразделить на несколько групп:

  1. Представительские полномочия – представляет государство внутри страны и за рубежом

  2. Внешнеполитические полномочия

    • Определяет и осуществляет внешнюю политику

    • Ведет международные переговоры и заключает международные договоры

    • Назначает дипломатических представителей

    • Осуществляет аккредитацию иностранных послов

  3. Полномочия в сфере исполнительной власти

    • Определяет внутреннюю политику страны

    • Назначает министров (с утверждением Сенатом), и освобождает их

    • Непосредственно руководит правительством (и, по сути, возглавляет его – главы правительства, а США не существует – см. тему «Правительство»)

    • Назначает должностных лиц федерального уровня

  4. Полномочия по участию в законодательном процессе - всего одно, но очень важное – право вето (преодолеть очень трудно, поэтому это важное средство воздействия на парламент)




  1. Полномочия в области обороны

    • Главнокомандующий вооруженными силами страны

    • Присваивает высшие воинские звания, назначает на соответствующие должности.

Ответственность: политической нет (избирается гражданами, а, следовательно, перед парламентом не ответственен). Юридическая ответственность – в форме импичмента.

Прекращение полномочий: основания традиционные – отстранение от должности (импичмент), отставка, освобождение по состоянию здоровья.

ГЕРМАНИЯ
Федеральный президент является по Конституции главой государства. Как и характерно, для парламентарной республики, должность президента во многом формальна, реальные полномочия по управлению государством сосредоточены у главы правительства (федерального канцлера).

Правовой статус президента регулируется разд. V, ст. 54 – 61 Основного закона. Место президента в системе органов государства конституция специально не определяет (первая статья сразу начинается с порядка избрания и требований к кандидату). Однако, как отмечалось выше оно вполне обычно.


Федеральный президент ФРГ

Понятие

Президент – должностное лицо возглавляющее государство, представляющее страну в международных и внутренних отношениях.

Исполнительную власть президент не возглавляет, и соответствующих полномочий у него почти нет

Требования к кандидату

Такие требования вполне обычны:

  • гражданство ФРГ;

  • обладание правом избрания в Бундестаг;

  • возраст – 40 лет.

Порядок избрания

Избрание президента, производиться специальным органом – Федеральным собранием (это не парламент!). Он создается только для выборов президента, никаких иных функций не выполняет, после избрания распускается.

Состоит ФС из членов Бундестага и такого же количества представителей земель (избираются соответствующими ландтагами).

Кандидат выдвигается членами ФС. Избрание – абсолютным большинством голосов.

Срок полномочий

Срок полномочий – 5 лет. Избрание одного лица более чем на 2 срока подряд не допускается.



Полномочия президента, можно подразделить на 3 группы:


Внутриполитические

Внешнеполитические

Резервные

Подписывает федеральные законы

Обращается в Федеральный конституционный суд для проверки правовых актов

Выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера

Назначает федеральных министров (по представлению федерального канцлера)

Назначает на другие высшие военные и гражданские должности

Право помилования

Представляет государство в международных отношениях

Назначает и отзывает послов

Заключает от имени государства международные договоры


Вправе требовать созыва Бундестага

Право роспуска Бундестага при отказе в доверии правительству

Объявляет состояние войны


Нормативно-правовые акты федерального президента, требуют контрасигнатуры главы правительства (федерального канцлера)

Ответственность президента – политической нет (не имеет смысла при данной форме республики, поскольку президент реально все равно не управляет государством). Юридическая есть – за совершение преступлений.
ФРАНЦИЯ
По Конституции 1958 г., президент является центральным должностным лицом в системе органов государственной власти (и не только исполнительной).

Президент вместе с правительством возглавляет систему органов исполнительной власти государства. Такая формулировка, закрепленная в Конституции Франции, выражает дуализм исполнительной власти: она принадлежит Президенту и Правительству совместно – Правительство может заседать под руководством Президента (Совет министров) или Премьер-министра (кабинет).

В этой модели организации исполнительной власти, наиболее явно проявляется сущность смешанной республики.

Следует отметить, что президент благодаря значительным полномочиям может влиять и на другие ветви государственной власти (и прежде всего законодательную).

Статус президента определен разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место президента в системе органов власти определено через его функции:


Функции Президента Франции






Следит за соблюдением конституции

Обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства

Гарант национальной безопасности, территориальной целостности и соблюдения международных договоров


Такие функции, в общем, обычны для республик с «сильными президентами» (и президентских и смешанных республик). Глава государства здесь, условно говоря «возвышается» над иными ветвями государственной власти, своим арбитражем обеспечивая их нормальное функционирование, разрешая конфликты между ними.

Такое положение, однако, не означает особого положения президента, принцип разделения властей естественно сохраняется и функционирует – глава государства не превращается в диктатора, сосредотачивающего в своих руках всю власть. Деятельность президента осуществляется строго в рамках закона.

Порядок избрания: президента обычен для данной формы республик. Президент избирается путем прямых выборов населением страны, по мажоритарной системе смешанного типа. Порядок выборов, а общих чертах определен ст.7 конституции:

ПЕРВЫЙ ТУР

Применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Поскольку в этом случае избрать президента в один тур сложно, второй тур почти обязателен (все французские президенты избирались во 2 туре).

ВТОРОЙ ТУР

Здесь используется мажоритарная система относительного большинства.

Во втором туре участвуют два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом.








Правовой статус президента Франции вполне обычен:


Требования к кандидату

Требования к кандидату на должность президента традиционны:

  • Гражданство Франции;

  • Обладание избирательным правом;

  • Возраст 35 лет;

Срок полномочий

Срок полномочий президента также вполне обычен– 5 лет.

Ранее (до 2000 г.), срок был большим – 7 лет, такое положение делало французских президентов «долгожителями» выделяя их статус по сравнению с другими странами. Теперь срок полномочий ничем не отличается от других государств

Возможность переизбрания

Конституция не устанавливает никаких ограничений на переизбрание одного лица. Теоретически это возможно сколько угодно раз.

Однако на сегодняшний день, ни один из президентов не избирался более чем на два срока


Полномочия Президента – как и свойственно республике смешанного типа, объем полномочий достаточно велик. Все их можно подразделить на 2 группы:


Полномочия, осуществляемые Президентом самостоятельно

Полномочия, на которые требуется контрасигнатура Премьер-министра

  • Представляет страну в международных отношениях, заключает договоры

  • Право роспуска Национального Собрания

  • Право введения в стране чрезвычайного положения

  • Назначение Премьер-министра, иных министров и других высших должностных лиц государства.

  • Передача на референдум законопроектов

  • Председательствовать на заседаниях Совета Министров

  • Право обращения в Конституционный Совет

  • Главнокомандующий вооруженными силами страны.

  • Право помилования

  • Созыв Парламента на внеочередные сессии

  • Подписание нормативных актов принятых СМ

  • Назначение на часть гражданских и военных должностей

  • Назначение дипломатических представителей


Ответственность: как и во всех президентских республиках, политической ответственности перед Парламентом нет. Юридическая ответственность – традиционно в форме импичмента.

Специфическая черта импичмента во Франции - для его осуществления есть особый орган политической юстиции – Высокий суд правосудия.
ИТАЛИЯ
Италия - парламентарная республика, что и определяет основные черты правового статуса президента. Согласно конституции (ст.87) президент «является главой государства и представляет национальное единство». Исполнительной властью президент, как и следует для данной формы республики, не наделен (она принадлежит правительству).

Однако роль президента в Италии большая, чем в других парламентарных республиках (напр. в соседней Германии). Это обусловлено с одной стороны спецификой партийного состава итальянского парламента (которая в свою очередь – следствие партийной системы страны), с другой – наличием особых полномочий не свойственных главам других парламентарных республик.

Полномочия президента определены ст.87 конституции, их немного и большинство требуют контрасигнатуры. Таким образом, здесь обычная для республик такого типа ситуация («слабый президент»):


«Формальные полномочия»

(требуют контрасигнатуры или реализуются вследствие указаний закона)

«Реальные полномочия»

(осуществляются самостоятельно)

Направляет послания палатам

Назначает выборы в парламент и первое его заседание

Разрешает предоставление парламенту правительственных законопроектов

Промульгирует законы, издает декреты и регламенты




Подводя итоги, можно отметить следующие черты статуса президента Италии:

  1. Полномочия в целом обычны для парламентарных республик, и не дают президенту реальной возможности влиять на управление страной (за исключением, которое отмечено ниже);

  2. Реально, однако, значимость президента большая, чем это следует по конституции – в условиях итальянской многопартийности, президент часто приобретает значительную свободу

  3. Важнейшим полномочием, придающим президенту реальный вес является право роспуска парламента – при этом он может влиять и на правительство (оно уходит в отставку вместе с парламентом)

  4. Значительную роль играет и право назначения главы правительства (председателя Совета министров). Хотя здесь президент не самостоятелен (как и положено он «связан» партийным составом парламента), однако в Италии, где многочисленные партии часто не способны прийти к компромиссу, за президентом – решающее слово1.

В остальном положение президента Италии традиционно для парламентарных республик и характеризуется следующими чертами:


Требования к кандидату

Установлены ст. 84 Конституции, и являются вполне обычными (менее жесткие, чем в президентских и смешанных республиках):

  1. Гражданство Италии (как по рождению, так и натурализованное);

  2. Возраст – 50 лет (а вот тут особенность – возраст один из самых высоких);

  3. Обладание гражданскими и политическими правами;

Избрание

Избрание производиться в целом обычным для данной формы республики способом косвенными выборами, хотя и со своими особенностями.

Ст. 83 указывает «Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов». В действительности президент избирается особой коллегией, в которую помимо членов обеих палат парламента входят представители областей.

Главная особенность выборов – чрезвычайно жесткие требования к количеству голосов – необходимо квалифицированное большинство (правда, только в первых трех турах). Поскольку набрать такое количество голосов очень сложно, 15 – 20 (!!!) туров президентских выборов – обычное дело.

Срок полномочий

Срок полномочий президента Италии – 7 лет.

Это один из самых длительных сроков полномочий главы государства, не часто встречающийся в настоящее время. Однако поскольку речь идет о «формальном» президенте парламентарной республики, срок здесь не играет большой роли (не президент управляет страной в течение своего срока, а премьер-министр)

Возможность переизбрания

Конституция не устанавливает никаких ограничений на переизбрание одного лица. Теоретически это возможно сколько угодно раз.

Однако на сегодняшний день, ни один из президентов не избирался более чем на два срока


Ответственность главы государства, также базируется на привычных принципах. Политической ответственности нет, вследствие контрасигнатуры – ст. 90 прямо указывает на это

«Президент Республики не ответствен за действия, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на Конституцию».

Поскольку важнейшие государственные решения принимаются только с одобрения их главой правительства, он и отвечает за них.

В случае же совершения преступления (на что указывает последняя часть нормы) наступает обычная уголовная ответственность (от нее не освобожден никто). В этом случае президент «предается суду Парламентом на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов его членов».

БРАЗИЛИЯ
Как и во всех президентских республиках, президент и правительство образуют единое понятие «исполнительная власть». Ведущую роль здесь, однако, играет все же президент (в отличие от республик смешанного типа, где президент и правительство почти равны по статусу – см. тему «Франция»), министры (правительство) подчинены ему и выполняют его распоряжения.

Вообще статус президента Бразилии в общих чертах сходен со статусом президента США (в конце концов, тип республики тот же – президентская) – большинство полномочий аналогичны. Сходен и порядок взаимодействия с другими органами власти (Национальным Конгрессом и др.). Есть, однако, и свои особенности, рассмотренные ниже.

Место президента определено ст. 76 Конституции Бразилии «исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, которому помогают государственные министры». Таким образом, президент – глава исполнительной власти в стране.

Избрание президента осуществляется обычным для данной формы республики путем – прямыми выборами населением страны. Выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства (в два тура, поскольку в первом избрать президента удается редко, во втором достаточно относительного большинства).

Вместе с президентом избирается и традиционный для президентских республик вице-президент (на голосование эти кандидаты идут вместе).

Особенность правового статуса президента (и вице-президента) вытекает из положения ст.77 конституции – кандидат должен быть зарегистрированным какой-либо политической партией – то есть беспартийные кандидаты не могут выдвигаться на должность президента2.

Требования к кандидату на должность президента обычны:

  • Возраст 35 лет;

  • Бразильское гражданство (по рождению);

  • Обладание политическими правами;

  • Грамотность;

Срок полномочий президента – обычен и составляет 4 года. Одно лицо может переизбираться на должность без ограничений (хотя до 1998 г. устанавливался запрет даже на повторный срок, в настоящее время он снят).

Полномочия президента – как и свойственно республикам президентского типа, объем полномочий достаточно велик и разнообразен, особенно с учетом региональных черт (в странах Латинской Америки президенты особенно «сильны» - обычное положение):

В сфере исполнительной власти


В сфере отношений с судебной властью

Полномочия Президента

Бразилии






В сфере внешней политики


В сфере обороны и безопасности


В сфере отношений с парламентом

ИНДИЯ
Правовое положение президента Индии, определяется парламентарной формой республики. Однако конституционное закрепление его правового статуса, отличается от фактического места занимаемого им в системе органов власти.

В соответствии со ст. 53 Конституции Индии «исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему в соответствии с настоящей Конституцией». Таким образом, конституция определяет президента как главу исполнительной власти, однако в действительности она ему не принадлежит (ее осуществляет правительство).

Статус индийского президента, характеризуется двумя чертами:

  1. Акты президента не требуют контрасигнатуры обычной для парламентарных республик – нигде не указано, что они должны подписываться главой правительства.

  2. Однако это положение, в действительности фиктивное – оно компенсируется ст.74 Конституции «Совет Министров во главе с Премьер-министром учреждается для оказания помощи и дачи советов Президенту, который обязан действовать в соответствии с такими советами». Следовательно «советы» (если их так можно назвать) – в действительности обязательные для исполнения указания (единственное право президента – потребовать повторного рассмотрения совета, однако если Премьер-министр продолжает настаивать на их выполнении, президенту ничего не остается, как поступить в соответствии с ними).

Следовательно, статус президента в Индии, обычен для парламентарных республик («слабый» президент, действующий под контролем главы правительства), хотя в Конституции такой порядок завуалирован и замаскирован.

Избрание президента производится косвенным путем, как и свойственно парламентарным республикам. Президент избирается особой коллегией:
Коллегия по выборам президента


Члены обеих палат парламента

(только избранные)

Представители законодательных собраний штатов

Представители национальной столичной территории Дели и союзной территории Пондичерри






Президент Индии


Срок полномочий президента – 5 лет. Возможно повторное переизбрание без ограничений.

Требования к кандидату – вполне обычны:

  1. Гражданство Индии;

  2. Возраст 35 лет;

  3. Соответствие требованиям, предъявляемым к депутатам Народной палаты;

Должность президента несовместна с любой другой государственной (или вообще оплачиваемой) должностью.

Полномочия Президента, по Конституции 1950 г. очень значительны (более похожи на полномочия главы государства в президентских республиках!), однако в действительности, все они формальны – реализуются только «по совету» Премьер-министра (т.е. фактически правительством, а персонально – его главой):


Полномочия Президента







В сфере исполнительной власти


  1. Назначает правительство и руководит его работой;

  2. Назначает высших должностных лиц государства




В сфере отношений с парламентом


  1. Созывает / закрывает сессии;

  2. Право требовать повторного рассмотрения закона;

  3. Санкционирует (подписывает) законы;

  4. Между сессиями может издавать указы (имеют силу законов);

В сфере обороны и национальной безопасности


  1. Главнокомандующий вооруженными силами страны;

  2. Объявляет чрезвычайное положение;

  3. Вводит президентское правление;




Внешнеполитические полномочия


  1. Представляет государство внутри страны и за ее пределами;

  2. Определяет основные направления внешней политики;

  3. Ведет международные переговоры;

Иные полномочия
Право помилования


Ответственность президента – политической нет, только юридическая (при совершении преступлений – нарушении конституции, злоупотребление служебными полномочиями и т.п.). Юридическая ответственность – в форме импичмента (не типичный институт для парламентарных республик).

Несмотря на парламентарную форму республики, Конституция 1950 г., предусматривает не характерную для нее должность Вице-президента (уникальный случай – такая должность существует обычно только в президентских республиках).

Правовое положение вице-президента, в целом такое же, как и у президента. Однако и здесь есть особенность – отличающийся порядок избрания (обычно он одинаков для обоих должностных лиц, которые участвуют в выборах парой) – вице-президент избирается парламентом без участия представителей штатов.

Главная функция – возглавляет по должности Совет Штатов. Иных полномочий, пока президент в должности не выполняет.



1 Правда в настоящее время, когда соперничество идет между двумя партийными блоками (фактически двухпартийная система), эта черта статуса президента Италии, почти утратила свое значение.

2 Можно отметить, что в Беларуси существует почти противоположное положение – политические партии вообще не имеют права выдвигать кандидатов в президенты, тогда как в развитых демократических государствах мира беспартийные президенты – исключение из правила.