microbik.ru
1
Тренинги
1. Коррекционный модуль.

Подборка психологических упражнений, используемых для развития позитивного отношения представителей однородной целевой подгруппы, с целью межличностного взаимодействия с представителями других этносов (необходимо проводить в полиэтнокультурных группах после диагностики). Проводит профессиональный психолог, владеющий данным методом:

1 серия: развитие общих коммуникативных умений

Упражнение «Карусель»

Цель: Формирование навыков завязывания контактов.

Описание упражнения. Члены группы садятся по принципу карусели, т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники располагаются лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга одновременно делают один или два шага вправо (пересаживаются на стоящий справа от них стул) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько.

Ведущий объясняет участникам, что цель данного упражнения – научиться легко и приятно входить в контакт, поддерживать разговор и так - же легко и приятно расставаться, поэтому каждый должен выполнять упражнение в соответствии с целью. Каждый раз роль участнику дает ведущий.

Примеры ситуаций встречи:

1) Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.

2) Перед вами неизвестный человек другой национальности (выходец с Кавказа). Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, чем он занимается.

3) Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте.

4) Вас сильно толкнули в автобусе, оглянувшись, вы увидели пожилого человека другой национальности.

5) Вы были самыми близкими друзьями в детстве, на год вас увезли в другой город. Вы встретились впервые после годовой разлуки.

6) Человек, стоящий напротив вас, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодрите его.

7) Этот человек сделал для вас нечто приятное и непростое. Вы только что узнали об этом.

8) Вам только недавно стало известно, что этот человек совершил нечто необыкновенное (спас человека, поставил рекорд, сделал великолепное открытие). И вот вы встретились.

9) Ему сегодня жутко не повезло, с ним обошлись несправедливо. Он, конечно, не подает виду, но вы, его друг, понимаете, насколько ему тяжело на душе.

10) Этому человеку через несколько минут, предстоит сдача очень трудного экзамена, который вы уже сдали. Поддержите его.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 мин. Затем ведущий дает сигнал, и участники должны в течение 1 минуты закончить беседу, попрощаться, перейти вправо, к новому партнеру.

После проведения упражнения каждый участник записывает, например, самый приятный комплимент, полученный им, самое удачное подбадривание, самое искреннее выражение благодарности и т.д.

Рефлексия. Происходит обсуждение записей, каждый участник делится своими впечатлениями.

Упражнение «Выбор тактики»

Цель: Овладение тактиками речевого взаимодействия с представителями других конфессий, этнических групп.

Описание упражнения. В речевом общении можно выбрать разные тактики поведения: подавление, уступка, подстраивание, защита, сотрудничество, компромисс. Сейчас вам представится возможность апробировать эти тактики в действии. Пожалуйста, разбейтесь на пары. А сейчас определите для себя роли. В каждой паре один из вас будет начальник, другой – подчиненный.

Представьте себе такую ситуацию: в конце рабочего дня начальник подходит к сотруднику. Конец месяца, подразделение загружено срочными делами, и вот между начальником и подчиненным происходит следующий разговор. Начальник: «Я прошу вас остаться после работы, чтобы доделать горящие дела». Подчиненный «Не могу, рабочий день уже закончился». Цель каждого из вас: найти тактику поведения. А теперь вопрос ко всем: «Кто по своей субъективной оценке нашел гибкий ход? Кто в каждой паре выиграл? Начальник или подчиненный?». Затем следующий тур: один из вас уроженец Махачкалы (со всеми вытекающими последствиями), другой – житель казачьей станицы Ставрополья. Ситуация: кто-то один из вас пытается вне очереди купить последний билет на поезд. Оцените ваши действия. Лучшие варианты решения проблемы обсуждаются совместно.

Рефлексия. Кто же в этом тренинге был на самом высоком уровне.

Тренинг «Я за тебя отвечаю»

Цель: Развитие навыков вербальной коммуникации, социальной перцепции и лучшего понимания других, формирование навыков конструктивного взаимодействия и уверенного поведения.

Описание упражнения. Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по его мнению, у него возникло наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на них отвечал его напарник. Напарник же помалкивает и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы должны быть связаны с проявлениями экстремизма и насилия.

Рефлексия. Кто предлагает лучшие варианты вопросы и ответы.

Упражнение «Дискуссия»

Цель: Овладение навыками коммуникативного взаимодействия.

Описание упражнения. Четыре участника группы добровольно вызываются участвовать в дискуссии, взяв на себя одну из предложенных ролей.

«Начальник». Держится высокомерно, мыслит безапелляционно. Себя считает правым, остальных – виновными. Говорит властным голосом, не терпит возражений.

«Подчиненный». Во всем противоречит начальнику. Держится подобострастно, во всем соглашается с начальником. Всех успокаивает, очень боится конфликта.

«Человек-компьютер». Ультрарассудительный, спокойный, холодный, собранный, бесстрастный, умный. Говорит только правду.

«Чудак». Высказывает неожиданные суждения, приводящие всех в недоумение. Держится независимо. Кажется неуклюжим «простаком», «себе на уме».

Предметом дискуссии может быть любая тема. Добровольно, в соответствии со своими поведенческими ролями участники дискуссии демонстрируют различные варианты межличностных отношений. Дискуссия длится 15-20 минут. Занятие заканчивается общим обсуждением поведения участников дискуссии. Руководитель предоставляет каждому участнику дискуссии возможность защищать свою позицию.

Рефлексия.

Упражнение «Вызвать симпатию»

Цель: Диагностика и коррекция личностных качеств и умений в сфере коммуникации.

Описание упражнения. У вашего сына (дочери) неприятности в школе начались после прихода в школу новой учительницы математики, причем другой национальности (этнической принадлежности). Вы идете в школу и встречаетесь с ней. У вас нет никакой цели, кроме одной ‒ вызвать симпатию по отношению к вам и вашему (-ей) сыну (дочери). Представьтесь, расскажите о себе, о своем (-ей) сыне (дочери) с использованием приемов завоевания симпатии.

Рефлексия. Что вызвало трудности? Какие эмоции возникали, когда вы были в роли отца? С чем они могут быть связаны?

Упражнение «Эксперимент с техникой Б – перефразирование»

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Описание упражнения. Участникам предлагается объединиться в четыре команды. Ведущий объединяет участников в команды. Лучше, чтобы это были новые команды. Нужно следить за тем, чтобы на протяжении тренинга каждый участник поработал в командах самого разнообразного состава). Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратит в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собою», «дорогу» – в «путь», «сердце» – в «центральный орган кровообращения» и т.п. Нужно будет записать текст, перефразирующий выбранную строфу, и затем прочитать его вслух группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Есть ли какие-нибудь вопросы? На эту работу дается 10 минут.

Рефлексия.

2 серия: развитие коммуникативной толерантности

Упражнение «Прикосновение»

Цель: осознать потребность в тактильных контактах; почувствовать, что все ощущения и переживания очень субъективны; попытаться понять другого, даже если он испытал при прикосновениях совершенно другие чувства.

Описание упражнения. Вы и ваш партнер сидите напротив друг друга. Посмотрите друг на друга в течение минуты. Затем закройте глаза, протяните друг другу руки и начните осторожно исследовать их. По команде ведущего попробуйте руками выразить конкретное прикосновение, выражающее любовь, страх, восхищение, пренебрежение, доверие и т.п. Прочувствуйте малейшие изменения в ваших ощущениях. Через минуту уберите руки, но, не отвергая друг друга, а попрощавшись. Сядьте спокойно. Восстановите весь ход упражнения, поделитесь вашими чувствами с партнером.

Рефлексия.

Упражнение «Добиться согласия»

Цель: осознать, что люди в одно и то же вкладывают разный смысл; понимание собеседниками друг друга.

Описание упражнения. Сядьте лицом к лицу с вашим партнером. Один из вас будет произносить утверждения, кажущиеся ему верными. Тот, кто слушает, будет выражать свою реакцию на них фразой, начинающейся словами: «Ты имеешь в виду, что...», и дальше повторять высказывание говорящего, чтобы дать ему понять, что смысл произнесенного высказывания понят. Ваша цель - трижды добиться согласия. Если задающий вопросы не сможет получить достаточного числа утвердительных ответов, отвечающий должен объяснить ему какой именно смысл он вложил в те или иные слова.

Варианты: Можно проделать упражнение с одной и той же фразой, но с разными партнерами.

Рефлексия.

Упражнение «Подходящие слова»

Цель: показать, что только откровенные, тактичные высказывания способствуют установлению доверительных, позитивных отношений.

Описание упражнения. Выскажите своему партнеру три истины о нем и о себе. Истины, которые справедливы только на данный момент. Чтобы сосредоточиться на своих чувствах, каждую реплику начинайте со слов: «Мне кажется, что сейчас можно сказать …». Если высказывание содержит негативный смысл, найдите подходящие слова.

Рефлексия.

Упражнение «Утверждения»

Цель: помочь сфокусировать внимание на подлинном слушании и видении другого человека.

Описание упражнения: Сообщите вашему партнеру утверждения, которые вы считаете истинными. Он должен повторить сказанное вами, стараясь подражать вашему голосу, тону, интонации, выражению лица, позе. Проверьте, насколько точно все было повторено, и если ваш собеседник не ошибся, сообщите ему об этом. Будьте искренними и открытыми, не превращайте это упражнение в игру-угадайку. Затем поменяйтесь ролями и выполните то же самое.

Рефлексия.

3 серия: развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях

Упражнение «Конфликты».

Цель: помочь участникам группы научиться выражать свои чувства посредством «Я-высказывания».

Описание упражнения. Участники делятся на пары. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта. Второй реагирует тремя различными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции «жертвы»); б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений; в) использует «Я-высказывание» по схеме. Затем участники меняются местами и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует все увиденное, используя критерии соответствия поведения заявленной позиции, правильность использования приема «Я-высказывания» участниками упражнения.

Рефлексия.

Упражнение «Лесенка»

Цель: Развитие навыков перцепции конфликта.

Описание упражнения. В этой игре конфликтные взаимодействия строятся уже по определенной схеме. Активное противоборство двух условных сторон дозировано и идет по нарастающей линии. В игре не ставится цель добиться каких-либо действий от одной из сторон. Необходимо просто вступить в конфликтный диалог. Первый бросает фразу своему сопернику. Затем второй также отвечает ему фразой из нескольких слов. Так они поочередно обмениваются фразами с непременным условием, что каждая следующая фраза должна быть на тон выше, эмоционально более сильной, превосходящей предыдущую. Только не надо переходить на крик, так как зрители увидят и оценят не уровень шума фразы, а ее эмоциональную силу. Проигрывает тот, кто не сможет взять следующие ноты, ответить фразой, эмоционально превосходящей последнюю фразу соперника. Проигравший выбывает. Его сменяет новый участник игры. Итак, выберите первую пару. Пусть они выйдут вперед, все следите за их конфликтом, идущим по нарастанию, по лесенке.

Рефлексия.

Упражнение «Метафорическая вербализация»

Цель: Развитие умения снижать эмоциональное напряжение с помощью юмористических метафор.

Описание упражнения. Участникам предлагается объединиться в пары. Тот, кто сидит справа, нападает на того, кто сидит слева. Тот, на кого напали, должен будет ответить метафорическим описанием своего состояния. Например, один участник может сказать: «Почему вы оттягиваете процесс подписания?» Второй участник может ответить: «Я чувствую себя как бабочка, которую протыкают иголкой, назначив ей место на планшете… А она еще хочет летать…».

Рефлексия.

Упражнение «Стили преодоления конфликтов»

Цель: Развитие навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Описание упражнения. Ведущий делит группу на четыре подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех карточек, предложенных ведущим, достается одна с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом:

1) Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2) Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

3) Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4) Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

В течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме экстремальную ситуацию, в которой показаны сцены преодоления конфликта разными способами. Вся группа обсуждает продемонстрированное с точки зрения соответствия «девизу» и заявленному стилю.

При несоответствии показанного в сцене экстремальной ситуации поведения тому заданию, что было получено, группа и ведущий вносят в эту сцену коррективы, «на ходу» разыгрывая другой вариант.

Рефлексия.
2. Образовательный модуль

а) Программа по курсу «Формирование антиэкстремистской гражданской позиции как компонента смысложизненной стратегии» для студентов ВУЗов (особенно в ЮФО и СКФО). Предусматривается включение данной программы в учебные дисциплины «Введение в специальность» (для студентов) и ОБЖ (для школьников).

Содержание курса

Тема 1. Этнопсихология как область научного знания

Понятие этнической психологии. Методологические принципы этнопсихологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода. Предмет этнопсихологии. Задачи этнической психологии. Связь этнической психологии с педагогикой, социологией, политологией, военным делом и др. науками. Содержание основных терминов этнической психологии: этнос, этническая общность, нация, раса, культура.

Тема 2. Понимание культуры и ее место в психологии

Понятие культуры в этнопсихологии, ее основные характеристики. Элементы культуры. Факторы формирования культуры: экология, плотность населения, история, технологии. Последствия культуры, проявляющиеся в способах социализации детей, межгосударственных и политических отношениях, здоровье. Психологические измерения культур: психологические измерения культур Г. Хофстеде и их проявление в организационной культуре; культурные синдромы Г. Триандиса; «культурная грамматика» Э.Холла.

Тема 3. Этнические грани личности

Понимание и структура этнического мира человека: национальный характер, национальный менталитет, индивидуальный менталитет, национальный темперамент, этнические чувства и настроения, национальные традиции. Классификация теорий направленных на изучение национального характера. Изучение национального характера в США. Современные исследования русского национального характера (Касьянов К., Братусь Б.С., Шлягина Е.И., Асмолов А.А., Кочетков В.В., Хащенко А. и др.).

Тема 4. Культурно-специфические аспекты общения

Понятие общения в этнопсихологии. Исследование невербальных и вербальных средств общения, перцептивной стороны общения. Исследование Н.М. Лебедевой, изучающее ценностно-мотивационную структуру личности в русской культуре. Этнопсихолингвистика как наука, изучающая национально-культурную вариативность. Факторы, влияющие на национально-культурную специфику речевого общения.

Тема 5. Этнопсихологические аспекты общения

Стили вербальной коммуникации на основе культурной вариативности. Этнокультурные особенности мимики, пантомимики и жестов. Этнокультурные особенности организации пространства и времени, контакт глазами. Стили невербальной коммуникации на основе культурной вариативности.

Тема 6. Межэтнические отношения и этническая идентичность личности

Понятие этноцентризма. Факторы, влияющие на формирование этноцентризма. Способы избежать этноцентризма. Этнические стереотипы: автостереотипы, гетеростереотипы. Основные функции этнических стереотипов: познавательная, коммуникативная, защиты позитивной этнической идентичности. Социальные функции стереотипизации. Предубеждения и дискриминация – понятие и сущность. Способы избавления от предубеждения и дискриминации.

Тема 7. Этнические диспозиции, стереотипы и предрассудки

Детерминанты этнического поведения: этнические диспозиции, этнические стереотипы, этнические экспектации. Понятие этнических диспозиций: структура, схема диспозиционной регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Понятие этнической аттракции и аффилиации. Этнические стереотипы: понятие, параметры, факторы, условия, варианты развития. Этнические экспектации: понятие социальной роли, классификации социальных ролей: 1) в зависимости от общественных отношений; 2) по степени проявления; 3) по уровню эмоциональности.

Тема 8. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

Понятие конфликта. Структура, динамика и виды конфликтов (структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные, ситуативно-управленческие). Основные стратегии разрешения конфликтов (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество). Особенности использования стратегий разрешения конфликта в разных культурах. Понятие этнического конфликта. Особенности этнических конфликтов.

Тема 9. Межкультурная адаптация: понятие, этапы, факторы

Понятие адаптации, аккультурации и приспособления. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде: индивидуальные характеристики, обстоятельства жизненного опыта индивида. Характеристики взаимодействующих культур: степень сходства или различия между культурами; особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры; особенности страны пребывания. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов: модель С. Бочнера, схема Дж. Берри.

Программа рассчитана на 34 часа и проводится в течение 3- 6 месяцев.

Коррекционно-развивающий блок разработанной нами программы включал в себя серию занятий, в целом направленных на развитие позитивного отношения студентов к межличностному взаимодействию с представителями других этносов. Данные серии предусматривали решение определенных задач:

- 1 серия - развитие общих коммуникативных умений в общении с людьми другого этноса;

- 2 серия - развитие коммуникативной и этно- толерантности;

- 3 серия - развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях с участием людей разных национальностей и конфессиональной принадлежности.

б) Лекции для индивидуальной пропагандисткой деятельности, направленные на разные социальные, возрастные, гендерные и профессиональные группы

Учителя и преподаватели ВУЗов.

«Проектирование психологически безопасной, толерантной образовательной среды (рекомендуется для регионов, в которых проживает большое количество мигрантов, в том числе и трудовых)»

План:

1) Принципы гармоничного взаимодействия людей принадлежащих к различных национальным и культурным группам.

2) Проблемы формирования толерантности и развитие толерантных отношений между людьми разных национальностей и религий.

3) «10 шагов к поликультурным ценностям». 10 этапов формирования безопасной образовательной среды в учебных заведениях, в которых учатся дети мигранты.

Педагоги в системе дополнительного образования.

«Творчество как резус формирования антиэкстремистских поликультурных ценностей»

План:

1) Психологическая характеристика творчества.

2) Искусство как один из видов творчества направленного действия на формирование личностных ценностей.

3) Влияние творческой среды на проявление толерантности и уважения к другим культурам в деятельности человека.

Представители общественных организаций и волонтеры.

«Особенности формирования антиэкстремистских ценностей в молодежных субкультурах»

План:

1) Экстремистские настроения в молодежной среде

2) Смысложизненные ориентации современной российской молодежи, вовлеченной в различные субкультуры

3) Психолого-педагогическое воздействие и психолого-педагогическая поддержка молодых людей через субкультурные ценности.

Государственные служащие, участвующие в профилактике и пропаганде ценностей противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности.

«Профилактика экстремизма этноконфессиональной направленности в молодежной среде»

План:

1) Экстремизм: основные понятия и определения.

2) Экстремизм как формы деструктивного поведения молодежи. Виды экстремизма. Специфика экстремизма этноконфессиональной направленности.

3) Способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма в молодежной среде.

4) Особенности психологической помощи молодежи группы риска.

Специалисты по работе с семьей и психологи образовательных учреждений.

«Развитие коммуникативной компетентности членов семьи как одно из эффективных средство профилактики идеологии»

План:

1)Понятие «экстремизм».

2)Причины и мотивация экстремизма и терроризма.

3)Психологический портрет экстремиста.

4)Зависимость проявления экстремизма от психологического состояния современного российского общества.

5)Способы решения проблемы экстремизма.

6)Позитивный опыт по изучаемой теме в ЮФУ.

Развернутые тексты лекций прилагаются.