microbik.ru
1 2

Введение.


"Три человека тащат тяжелые камни.

Пот катится со всех трех.

Одного спросили:

- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

-Что ты делаешь?

- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье,

- бодро отвечает он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

- Строю замечательный храм,

который простоит века на радость людям!"

Эта притча Сократа ясно показывает, что при одном и том же содержании трудовой деятельности, как эффективность труда, так и самочувствие работника может принципиально отличаться. Определяющими в этом случае являются мотивы деятельности. Мотив - побудительная сила, причина (от латинского - приводить в движение, толкать); мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к деятельности; учебная мотивация - совокупность побуждений к учебной деятельности.

Мотивационная сфера достаточно разнообразна и индивидуальна. То, что одних побуждает к активным действиям, других оставляет равнодушными или приводит к незначительному эффекту.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности. Исходя из этого, проблема формирования умений самостоятельной учебной работы является одной из наиболее актуальных, она определяет эффективность учебного процесса.

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как бедующего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта.

Проведя психологическое тестирование на установление мотивов обучении учащихся, я выяснила, что у 59% учащихся сформирована мотивация достижения успеха, а у 31% - мотивация боязни неудач. А это значит, что эти учащиеся осознанно будут отрицать предлагаемые им задания при первой же неудачи, не постараются самостоятельно выяснить не понятый материал, ссылаясь на то, что у них нет способностей в области физики и им это просто «не дано».

Исходя из этого я поставила перед собой задачу: повысить уровень мотивации к изучению физики, у учащихся . Постараться заинтересовать их физикой- как учебным предметом и наукой.

Для выполнения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1.Изучить понятие мотивации с точки зрения психологии и педагогики.

2.Выделить способы мотивации в преподавании физики.

3. применить различные способы мотивации на уроках физики в 8 классах.

Глава 1. Мотивация. Основные виды мотивации и их характеристика

1.1.Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и, особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.

В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

1.2. Мотивация учебной деятельности

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мною было проведено тестирование 8- х. классов на определение мотивации успеха и боязни неудач, а также уровня внутренней мотивации.

У 59% учащихся сформирована мотивация достижения успеха, а это значит, что эти дети обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют ,то расчетливо.

В процессе своей работы очень важно не потерять таких детей, и постараться поддержать в них эту искорку возникшего интереса и желания учиться.

Но в то же время у 41% учащихся сформирована мотивация боязни неудач. Такие личности малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели.

Для педагога в работе с такими учащимися очень важно «не отпугнуть» их, дать возможность поверить в себя, свои силы. И, по возможности, сформировать у учащегося мотивацию успеха.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Формирование мотивации учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо не только учитывать (а иногда это означает, что возрастные особенности просто приговариваются после того, как вся система методов работы учителя уже отобрана, построена), из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, -- каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего), чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием резервов возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

1.3.Психологические принципы формирования мотивации учения школьников

Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психологические требования, которым она должна удовлетворять.

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников.

1. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте.

2. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную, общественно-политическую и др.) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).

3. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития -- психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в проявлении у ребёнка нового, действенного отношения, новой позиции.

4. Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественное изменение её отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная, т. е. регулируемая волей, её организация.

1.4. Методы изучения мотивации учащихся

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении учителем ряда условий.

Методами, наиболее надёжными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:

а) Длительное (так называемое лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся.

б) Индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач. Общий ход такого занятия состоит в предъявлении задания повышенной сложности, затем обучении ученика с помощью подсказок и предъявлении аналогичного задания для того, чтобы выявить обучающий эффект занятия.

в) Одним из вариантов формирующего индивидуального эксперимента является постановка школьников в ситуации реального нравственного выбора, например соподчинения мотивов. Такие ситуации либо создаются учителем специально, либо учитель умело использует ситуации такого рода, возникающие в реальной жизни.

г) Индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми "диалогическими техниками”.

д) Каждый из названных выше методов изучения (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуации выбора) лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие).

е) Полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования:

1. Главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. При изучении психологических особенностей конкретного ребёнка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

3. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.

4. Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации к учению) увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребёнка (неумение учиться, несформированность умений постановки целей).

5. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребёнка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

6. Заключение, суждение об ученике, его характеристика должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка.

7. В ходе изучения мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью. Она включает наряду с психологической информированностью (осведомленностью в возрастной и педагогической психологии, в ее методах) еще и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможностях другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.

8. Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности. [Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - С. 5-11]

Глава 2.Способы мотивации учащихся на уроках физики.

2.1 Мотивация как этап урока.

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей,- повышение эффективности урока.

Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой.

Ш.А.Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Поэтому заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Заинтересовать учащихся, побудить их к активной деятельности на уроке поможет мотивация.

Мотивация является важнейшим этапом урока. Чаще всего она располагается после активизации знаний учащихся, побуждая детей на активную работу во время урока.

Цель:

  • вызвать интерес к изучению нового;

  • показать важность изучаемого материала;

  • снять психологическую нагрузку.

Большое значение имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся. Надо убеждать их в логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. Кроме того, учитель должен попытаться вызвать у учащихся интерес к теме сообщить о значении изучаемого вопроса для научной и практической деятельности человека; привести интересные факты, связанные с историей установления закона, показать опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения.

Интерес к учению у подростка возникает тогда, когда он сам делает «открытия».

Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации. Проблемная ситуация стимулирует проявление познавательного интереса.

Создание проблемных ситуаций предусматривает привлечение ученика к такой деятельности, в ходе которой он сталкивается с фактами, противоречащими его жизненному опыту, сложившейся системе знаний. Воспринимаемое им несоответствие изучаемого явления с ранее установленными законами затрагивает его лично, побуждает разобраться в вопросе, найти и установить причину наблюдающего расхождения.

Проблемная ситуация «озадачивает ученика», обеспечивает одновременно и появление интереса к изучаемому вопросу, и включение его в активный познавательный поиск.

Проблемная ситуация рождает тот непосредственный «внутренний» интерес, о котором еще К.Д.Ушинский писал: «Внутренняя занимательность преподавания основана на том, что мы внимательны ко всему тому, что

Ново для нас, но не настолько ново, чтобы быть совершенно незнакомым и потому непонятным, новое должно дополнять, развивать или противоречить старому – словом, быть интересным, благодаря чему оно может войти в любую ассоциацию с тем, что уже известно;

Возбуждает и дает удовлетворение возбужденному внутреннему чувству».

Например, при изучении тепловых двигателей в 8 классе можно использовать исторический подход, а урок начать с эксперимента с пробиркой:



К данному эксперименту можно задать следующие вопросы:

1. почему вылетела пробирка?

2. кто совершил работу по выбиванию пробирки?

3. как объяснить данный процесс с энергетической точки зрения? И тд.

В результате логичных рассуждений учащиеся выстраивают следующую логическую цепочку:

тепловые машины => U =>E мех - тепловые двигатели.

E => U – холодильник.

Мотивация может носить разный характер: проблема, которую нужно решить в процессе урока, историческая справка, литературное произведение, рассматриваемое с физической точки зрения, эксперимент, или какой – либо игровой момент и многое другое. Мотивацией могут служить не только постановка проблемы и эксперименты, но и отрывки из художественных произведений, загадки, ребусы и многое другое.

Урок по изучению понятия равнодействующей сил можно начать с басни Крылова «Лебедь, рак и щука»:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

_________
Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.

попросив учащихся объяснить : почему «воз и ныне там», а затем ввести понятие равнодействующей сил и в конце урока вернуться к поставленной задаче.

На уроке по изучению электромагнитной индукции, в качестве мотивации использую справку об истории открытия явления электромагнитной индукции Майклом Фарадеем, затем демонстрирую простейшие эксперименты по изучению явления электромагнитной индукции. Дети приходят в восторг от того, что нс столь простые, казалось бы, эксперименты у Фарадея ушло 10 лет.

Но мотивация как этап урока может располагаться не только в начале урока. Мотивационные приемы можно использовать в течение всего урока. Это могут быть проблемные вопросы, интересные задачи, ребусы и просто задача, сформулированная не традиционным способом.

Одним из элементов организации такого обучения является применение ретестов. Метод теста-ретеста известен в психометрии как способ повышения надёжности теста. Суть его заключается в том, что один и тот же тест предъявляется индивиду дважды: в начале изучения темы, т.е. при входе в новый материал, и на заключительном этапе, когда вся тема изучена в рамках программы. При этом ретест отражает произошедшие в индивиде изменения.

Ретест состоит из двух частей: первая – вопросы 1–4 – предназначена для диагностирования объёма зоны актуального развития, а вторая – вопросы 5–7 под чертой – для диагностирования знаний и умений из зоны ближайшего развития. Учитель при первом тестировании фиксирует тот объём знаний и умений, который имеется у учащегося на данный момент, и способность находить ответ на неизвестные вопросы, что позволяет судить об интеллектуальном потенциале ребёнка. Затем через некоторый промежуток времени после повторного тестирования учитель наблюдает те новые знания и умения, которые приобретены за контролируемый промежуток времени. После первого тестирования учитель не только знакомит учащихся с новым материалом, но и проводит коррекционную работу над ошибками и неточностями, которые уже заложены на «длительное хранение» в памяти ребёнка. Повторное тестирование покажет, какая информация – правильная или искажённая – попала в долговременную память.

При конструировании ретеста необходимо проявить смекалку и изобретательность. Особенно это относится ко второй его части (вопросы № 5–7 под чертой). Это вопросы, с которыми ученик ещё не сталкивался при изучении физики. Какой смысл просить ученика сформулировать, например, первый закон термодинамики, если с ним ребёнок ещё незнаком и наверняка не сможет дать правильный ответ? Поэтому, несмотря на то, что вопросы под чертой относятся к зоне ближайшего развития, составитель ретеста должен всё своё мастерство направить на такую формулировку вопроса, которая помогла бы ребёнку найти правильный ответ на незнакомый вопрос. Например, спросить у ученика иначе: «К машинам с тепловыми двигателями относятся реактивный самолёт, паровая турбина. Приведите ещё два примера». Учитель не должен использовать ретест для уличения ученика в каком-то незнании. наоборот, ретест позволяет ребёнку ошибиться, направить свою деятельность на обнаружение ошибки и при повторном тестировании исправить её! Ребёнок должен быть уверен в том, что ему будет дана возможность скорректировать свои ответы и получить оценку только за вторичное тестирование. Поэтому у него появляется вера в свои силы, ожидание успеха, что является условием эффективности формирования познавательной активности.

Применение ретестов в работе обнаружило следующее:

– вторичное тестирование увеличивает зоны актуального и ближайшего развития учащихся;

– изменение этих зон различно, что позволяет судить об индивидуальных способностях ребёнка;

– качество успеваемости школьников и познавательная активность на уроках физики повышаются.

Приведём примеры тестов-ретестов.

Тепловое движение, строение и свойства тел

  1. Одинаковы ли молекулы воды и водяного пара?

  2. Какая из частиц – атом, молекула или электрон – входит в состав двух остальных из перечисленных?

  3. Что не состоит из атомов: вода, воздух, звук?

  4. Что из перечисленного ниже послужило основой для предположения об атомном строении вещества: притяжение всех тел к Земле, распространение запахов, расширение тел при нагревании?

  5. Можно ли сказать, что объём газа равен сумме объёмов его молекул?

  6. Могут ли находиться в газообразном состоянии железо и свинец?

  7. Можно ли определить скорость одной молекулы или одного атома?

.Тепловые явления

  1. Можно ли уменьшая объем газа изменить его внутреннюю энергию

  2. Почему шуба греет?

  3. Хватит ли 200г керосина для того чтобы нагреть до температуры кипения 3л воды?

  4. Каким образом Солнце передает тепло на Землю?

  5. Можно ли вскипятить воду в бумажном сосуде?

  6. Почему батареи центрального отопления располагаются у пола?

  7. В какой одежде (светлой или темной) прохладнее летом?

Приемы мотивации учащихся, использовавшиеся на уроках физики в 8 классе.



Тема урока

Способ мотивации

1

Внутренняя энергия

Проблемная ситуация

2

Способы изменения внутренней энергии

Ретест

3

Теплопроводность

Проблемная ситуация

4

Конвекция и излучение

Проблемная ситуация

5

Количество теплоты

Историческая справка

6

Удельная теплоемкость

Историческая справка

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Игровой момент с использованием КТ

8

Л.р.№1 «Исследование измерения со временем температуры остывания воды»




9

Л.р.№2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»




10

Л.р.№3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»




11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Литературное произведение

12

Закон сохранения и превращения в тепловых процессах

Литературное произведение

13

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Занимательные задачи

14

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»




2.2. Нетрадиционные уроки.

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например, закреплению знаний, лучшему усвоению решению задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока.

Цели нетрадиционных уроков:

  • Нетрадиционный урок должен быть уроком интереса (по форме предъявления материала, по форме работы);

  • Интенсифицировать процесс усвоения знаний;

  • Поставить учеников в ситуацию выбора и типа задания, и уровня сложности;

  • Снять с учащихся стресс вызова к доске;

  • Научить учащихся получать нужную информацию из учебника;

  • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои знания и действия;

  • Удовлетворить интересы учеников с разным типом мышления.

Ролевые игры – это творческие игры, в которых все действия ученика определены той ролью, которая ему назначена заранее и которую он в этой игре выполняет.

Ролевые игры могут быть разными как по игровым, так и по дидактическим задачам. Интерес представляют всевозможные суды, например, суд над инерцией, трением, атмосферным давлением, сопротивлением… Не менее интересны игры под названием «Следствие ведут знатоки».

Рассмотрим сначала игру «Физический суд».

За несколько дней до игры класс делится на группы свидетелей защиты и свидетелей обвинения. Выбираются главный судья, народные заседатели, прокурор, адвокат, подсудимый и ученый секретарь суда.

Подбираются демонстративные опыты, которые могли бы служить вещественными доказательствами правоты или обвинения подсудимого.

Подготавливаются материалы из истории физики, которые в речи подсудимого составят биографию физического явления, закона или физической величины. Кроме того, ученый секретарь суда может подготовить исторические документы, присланные в распоряжение суда от имени ученых, работавших в области обсуждаемой проблемы.

На уроке идет соревнование между двумя группами свидетелей. Однако, в отличие от других игр-соревнований, победитель определяется не столько степенью подготовки команд, сколько сущностью самого физического явления. Это должно найти отражение в решении суда.

По правилам игры выступление на суде является не правом, а обязанностью ее участников (отчетом о выполнении домашнего задания). Если цель домашней работы была правильно объяснена учащимся, то они с желанием включились в игру, то эта игра в большей степени, чем любой опрос будет стимулировать творческую активность учащихся.

Арбитрами в ходе суда выступают судья и народные заседатели. В случае неверных или неполных объяснений свидетелей они задают уточняющие вопросы, исправляют, дополняют и т.д.

Урок объяснения нового материала типа «Следствие ведут знатоки».

Структура занятия:

  1. Постановка задания-хищения (выполняет учитель).

  2. Разработка версии по обнаружению хищения. Этап похож на проблемный урок, поэтому осуществляться может в 3 уровнях:

  • Учитель целиком разрабатывает версию и сам же ведет учащихся к раскрытию преступления;

  • Учитель путем наводящих вопросов учащимся вместе с ними создает план раскрытия преступления;

  • Учащиеся самостоятельно, разбившись на отдельные оперативные группы с капитаном во главе, прорабатывает свои версии самостоятельно.

Для оценки всех следствий создается штаб следствия во главе с учителем.

  1. Экспериментальная проверка версии. Выполняется либо в форме реального или мысленного демонстрационного эксперимента, либо в форме самостоятельного эксперимента учащихся на компьютере, либо в процессе решения расчетной физической задачи.

  2. Установление размеров хищения

  • Оценка порядка величины хищения;

  • Решение качественных задач по ущербу экологическому или экономическому.

  1. Исследование мотивов преступления

  • Оценка пользы и вреда нового содержания и ограниченность знаний учащихся в решении физических проблем.

  1. Рефлексия.

Урок-путешествие.

Такой тип урока рекомендуется для учащихся 7-8 классов.

Подросткам свойственны стремление к самостоятельности, признанию сверстников, тяга к романтическому, героическому. Учет этих особенностей не только оправдывает, но и утверждает применение такой формы урока, как игра-путешествие.

Для проведения игры учащиеся разбиваются на команды и «отправляются в путешествие», цель которого вполне конкретная и, безусловно, интересна подросткам. Между командами объявляется соревнование на быстроту достижения цели. Заранее рисуется карта «похода», на которой указываются все промежуточные пункты следствия.

Препятствиями в путешествии являются физические вопросы, ответив на которые можно продолжать путь. За правильный ответ ученик получает оценку, а команда – жетон. По количеству предъявленных жетонов в конце урока определяется личное и командное первенство.

Целью такого урока может стать активное повторение пройденного материала по многим темам.

Урок-аукцион.

Урок такого типа проводится с целью контроля понимания материала и обобщения знаний учащихся после изучения темы.

Игра состоит из набора больших карт, на которых даны рисунки, изображающие физические явления и опыты, подтверждающие основные положения пройденной темы.

Ведущий предлагает учащимся одну из карт, учащиеся, дополняя друг друга, должны объяснить физическое явление, изображенное на карте. Наибольшее число баллов за каждую карту получает тот, кто последним внес существенное дополнение или поправку.

Составляя рассказ по картинке, учащиеся развивают логическое мышление, тренируются в составлении связного научного рассказа. Игра может быть использована на дополнительных занятиях с отстающими учениками с целью усвоения основных положений теории.

«Домино».

Игра проводится на уроке во время групповой работы для повторения и закрепления материала по всей теме. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, обеспечивающих активную работу группы. Такую игру можно провести перед контрольной работой, что позволит учащимся повторить материал и дать правильную самооценку своим знаниям.

Для игр данного типа готовится четное число карт, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещают портреты ученых, физические величины, формулы и рисунки, изображающие физические явления.

Карты раздаются учащимся и заранее договариваются о той, которая начинает игру. Затем играющие по очереди выставляют свои карты так, чтобы каждая следующая карта была логически связана с предыдущей. Ученик, неправильно выставивший карту или не сумевший объяснить причину ее выставления, пропускает один ход.

Выигрывает тот, кто первым выставил свои карты.
Типы уроков.

Уроки изучения нового

Уроки получения практических навыков

Уроки систематизации и обобщения знаний

  1. Слет специалистов (с учебником);

  2. Урок-аукцион;

  3. Путешествие;

  4. Следствие ведут знатоки (исследование)

  1. Урок-путешествие;

  2. Счастливый случай (освоение теории);

  3. Конкурс знатоков (решение задач);

  4. Морской бой;

  5. Взятие вершины;

  6. Следствие ведут знатоки (проблемное задание с элементами самостоятельной работы)

  1. Суд над…

  2. Аукцион;

  3. Счастливый случай;

  4. Восхождение на вершину;

  5. Что? Где? Когда?

  6. КВН;

  7. Академбой;

  8. Защита темы;

  9. Путешествие.

Методические замечания:

  • Нетрадиционные уроки проводятся не чаще 4 раз в год;

  • Создать надежную систему оценки от баллов к отметке;

  • Учитель на уроке – артист;

  • Не превращать урок в развлечение, но давать задания, доступные ученику.

  • Форма урока должна соответствовать содержанию и помогать решению задач урока.


2.3. Новые информационные технологии при изучении физики.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотно используя современные технологии, иначе он не сможет рассчитывать на успех в информационном обществе.

Использование инновационных технологий на уроках позволяет приобщить учащихся к новому стилю обучения, сформировать навыки, необходимые для жизнедеятельности в условиях постиндустриального общества, а также подготовить к активному использованию новых технологий в будущей профессиональной деятельности. Ведь не случайно говорится: «скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

На уроке физики компьютер – это физический прибор. Какой? Любой!!! Методы физического моделирования позволяют воссоздать на компьютере любые природные явления от простого падения шарика до атомного взрыва, горения звезд, развития урагана. Имеется возможность наблюдать полет электрона в атоме, возникновение полярных сияний, моделировать условия любой учебной задачи. Последнее очень важно: с целью упростить рассматриваемое явление, в задачах разбираются ситуации, не представимые в реальной жизни (движение без трения, без силы тяжести, абсолютно упругие столкновения…). Создать эти ситуации с помощью компьютера можно за несколько секунд прямо на уроке. Существующие программы позволяют моделировать на компьютере приборы, которые отсутствуют в школьной лаборатории: двух лучевые осциллографы, генераторы несинусоидальных колебаний, монтажные плиты, кольца Ньютона и многое другое. Необходимо отметить и вспомогательные программы, типа инженерных калькуляторов и графопостроителей. Не только физики, но и в большей степени математики знают, как важна, бывает возможность быстро построить график полученной функции и всесторонне его проанализировать. Существуют программы, позволяющие сделать этот процесс моментальным и наглядным.

Работа над созданием презентации самостоятельного исследования учащихся от имени ученика должна помочь нам понять его интересы и потребности в знаниях, а ученикам обеспечить интересное для них презентационное представление результата, и, следовательно, повысить положительную мотивацию изучения предмета.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

На уроках физики я использую компьютер при объяснении нового материала (демонстрации экспериментов, слайд презентации), при закреплении и при проверке знаний (решение кроссвордов, составление формул) построение графиков скорости . использование компьютерных технологий позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, оперативно проверить готовность учащегося к уроку(предложив ему выполнить тест, решить кроссворд, составить формулу).

Заключение

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как бедующего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта.

Перед данной работой была поставлена цель повысить мотивацию к изучении физики у учащихся 8 классов, все задачи были направлены на ее решение.

По окончании небольшого эксперимента было проведено повторное тестирование учащихся 8 классов, которое выявило, что мотивация успеха повысилась на 3%, уровень внутренней мотивации у 4% восьмиклассников повысился до среднего уровня.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в результате работы поставленная цель была достигнута.

Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы и приемы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые методы и приемы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательной деятельности.

Приложение.


следующая страница >>