microbik.ru
1
Т.В. Дыченко, Украина, г. Сумы, СумГУ
Использование опорных конспектов

в преподавании химии в высшей школе
Впервые опорные конспекты предложил и начал применять учитель-математик В.Ф. Шаталов [1]. Напомним, что опорный конспект (ОК) – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. ОК требует точной и понятной расшифровки – «озвучки», как говорят учителя.

Опорный сигнал (ОС) – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Основными требованиями к составлению ОК, по мнению В.Ф. Шаталова, являются [2]:

  • лаконичность (не более 400 печатных знаков);

  • структурность (4–5 связок, логических блоков);

  • смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов);

  • унификация (использование единой символики);

  • автономность (каждый из блоков должен быть самостоятельным);

  • привычные ассоциации (ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы);

  • цветовая наглядность и образность.

Текст ОК является материализованной памятью и содержит опорные сигналы в виде знаков. При значительном объеме информации ОК более эффективен, чем звук.

Многочисленные ученики и последователи В.Ф. Шаталова, беря за основу его опыт работ с ОК, предлагают свои подходы к преподаванию той или иной дисциплины, модифицируя авторскую методику в соответствии со своим возможностями, и даже находят собственные интересные решения. Опыт использования ОК в средней школе достаточно богат [3–6]. Мы попробовали применить подобный подход при обучении студентов-иностранцев.

Всем преподавателям высшей школы, работающим с иностранными студентами, известна проблема адаптации перво-курсников к условиям учебы в вузе. В частности, большинство из них не умеют конспектировать, более того, далеко не все этому научатся: среди старшекурсников немало тех, кто боится сократить слово, фразу. Лекция часто превращается в диктовку материала, за которой не видно его содержания и теряется возможность его активного осознания уже на лекции, «здесь и сейчас».

При проведении лекции с использованием ОК студенты являются прежде всего активными слушателями. Их основная цель – вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, пояснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя канвы лекции. Есть несколько вариантов проведения лекции с использованием ОК.

Первый вариант. Преподаватель по мере изложения материала формирует ОК на специально отведенной для этого части доски (с помощью ОС). Вместе с ним аналогичный конспект на отдельно взятом листе записывают студенты. В заключение лекции преподаватель вкратце «пробегает» изложенный материал по созданному конспекту.

Предполагается, что есть пособие, из которого студент при детальной проработке изучаемой темы почерпнет не попавший в ОК материал. Это либо имеющийся учебник, либо созданное именно как часть методического пакета учебное пособие. Таким образом гарантируется, что не рассмотренные на лекции подробности изложения смогут быть восстановлены и не станут проблемой. Кроме того, требование «студент – активный слушатель» не означает запрета на записи: студент может фиксировать то, что считает необходимым. Да и сам преподаватель акцентирует внимание на особенно важных или сложных моментах, инициирует их запись студентами в дополнение к ОК (по материалам Интернета).

Второй вариант. Студентам на лекции раздаются ОК, содержащие основные термины и понятия изучаемой темы. Приводим пример такого ОК для студентов-иностранцев медицинского института СумГУ.
ПОЛИ- И ГЕТЕРОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ









В раздаточном материале оставлены пустые места, которые заполняются студентами на лекции. Жирным шрифтом выделен текст, который раздается студентам.

Сформулированный на лекции ОК – это план, по которому нужно воссоздать материал. Его легче запомнить, он не объемен. В начале практического занятия проводится проверка знаний ОК лекции по соответствующей теме. Воспроизведение конспекта не займет много времени у студентов, как и проверка его правильности у преподавателя. ОК может использоваться студентами и при выполнении контрольных работ, для подготовки развернутого ответа.

Методическое обеспечение дисциплины, ориентированное на использование ОК, должно включать в себя как минимум:

  • тематическое планирование дисциплины (рабочая программа);

  • курс лекции или учебное пособие, содержание которого соответствует тематическому планированию;

  • пакет ОК (охватывающий весь лекционный материал);

  • фонды контрольных заданий.

Предлагаемая методика открыта для использования информационных технологий, более того, с их применением она становится более организованной и привлекательной. На лекциях ОК могут применяться в виде презентаций, а организация контроля и самоконтроля может осуществляться с помощью электронных вариантов заданий.

Таким образом, использование ОК дает возможность более рационально организовать лекции, повысить эффективность практических занятий и самостоятельной работы студентов, т.е. использование опорного конспекта оправданно и перспективно.
Список литературы


  1. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований / В. Ф. Шаталов. – Минск : Изд-во «Университетское», 1990. – 224 с.

  2. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. – М. : Педагогика, 1989. – 336 с.

  3. Суконицкая И. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием / Суконицкая И. И., Гоголевская Н. И. – М. : МПГУ, 2003.

  4. Ларичев Г. А. Химия: опорные конспекты и методические указания / Ларичев Г. А., Мороз В. П., Кожухова Т. Ю. – Кемерево : КГУ, 2009. – 148 с.

  5. Конспект и конспектирование / Безрукова В. И. // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150–154.

  6. Штенберг Л. Ф. Скоростное конспектирование : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Штенберг. – М. : Высшая школа, 1988. – 31 с.