microbik.ru
1

Выступление Ермоловой Т. В. учителя технологии

МБОУ «ООШ» г. Котовска Тамбовской области


Выступление Ермоловой Т. В. учителя технологии

МБОУ «ООШ» г. Котовска Тамбовской области

на мастер-классе для учителей предметников на тему:

«Использование ИКТ при интеграции образовательных предметов»

Тема мастер-класса: «Применение интеграции на уроках технологии и ОБЖ посредством использования ИКТ»
1). Под интеграцией понимают взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблеме интеграции в настоящее время уделяется большое внимание.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные.

Интеграция в школе осуществляется на 3 уровнях:

  1. Межпредметные связи.

  2. Интегрированные уроки.

  3. Интегрированные учебные курсы.


Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является актуальным. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Мною используется целая система уроков межпредметного характера.
2) Рассмотрим все три уровня интеграции в преподавании отдельных тем технологии в 5-7 классах и уроков ОБЖ.

2.1. Межпредметные связи.

При изучении раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий» происходит слияние таких дисциплин как изобразительное искусство, черчение, русский язык.

В этом же разделе курса есть урок «Конструирование швейного изделия», на котором невозможно обойтись без знаний основ черчения. Но проблема состоит в том, что черчение изучается в 8 классе, а правильно выполнить и оформить чертеж надо уже в 5-м классе. Рассчитать конструкцию изделия невозможно без знаний порядка действий. Постепенно от курса к курсу происходит знакомство с правилами выполнения чертежа посредством компьютерных технологий (слайд из презентации с комментариями). Используя возможности интерактивной доски можно проводить данные уроки, выполняя чертежи непосредственно на доске.

Знакомя учащихся с понятием «Моделирование», я использую их знания в области образования однокоренных слов (модель, мода, модельер). В ходе беседы, просмотра слайдов презентации они дают определение данному понятию: моделирование – процесс изменения основы изделия с целью получения нового изделия.

На уроке обучающиеся знакомятся с основами моделирования и выполняют эскизы. Понятие «эскиз» им известно из уроков изобразительного искусства, однако не всегда обучающиеся, особенно младших классов, могут отличить эскиз от чертежа. На помощь приходят опять информационные технологии: грамотный подбор слайдов позволяет учащимся собрать необходимый образ, понятие.

Раздел «Материаловедение» знакомит учащихся с видами волокон, сочетанием цветов, типами переплетений. Содержание данного раздела переплетается с такими дисциплинами как природоведение, химия, изобразительное искусство.

Хотелось бы продемонстрировать фрагмент урока с информацией о значении цвета в интерьере и одежде (показ фрагмента презентации).
2.2. Интегрированные уроки.

Самой эффективной формой реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки, которые объединяют в себе несколько дисциплин.

Интегрированные уроки могут включать лишь отдельные составляющие содержания, методы. Такие уроки предполагают большую подготовку, они требуют от преподавателей партнерского решения проблем. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

В канву интегрированного урока технологии и музыки хорошо были вплетены картинки истории русского быта, ремесел, основ православной культуры, музыкальная и культурологическая составляющая. Он дал обучающимся возможность проявить свои креативные способности, повысить познавательную активность (фрагмент урока).

Урок «Народная кукла своими руками» интегрировал знания обучающихся по истории и технологии. Обучающиеся ознакомились с обрядами и традициями, связанными в Древней Руси с куклами. Узнали о их назначении (обрядовая, игровая, оберег).
2.3. Интегрированные учебные курсы.

Этот уровень предусматривает изучение комплекса проблем и явлений, которые по своей сути требуют знаний из разных дисциплин, например курс, естествознание, ОБЖ.

Такой предмет как Основы безопасности жизнедеятельности уже сам по себе является интегрированным. Без использования информационных технологий здесь не обойтись. Вопросы, касающиеся основ медицинских знаний, техники безопасности, природных явлений, знаний некоторых правовых законов, основ химии и многих других аспектов, невозможно продемонстрировать без использования презентаций (как выполненных детьми, так и учителем), интернет ресурсов, видеороликов, тестовых заданий (слайды с уроков).

Элективный курс «По одежде встречают…» также можно назвать интегрированным учебным курсом, так как он синтезирует знания по таким дисциплинам как история, изобразительное искусство, анатомия, технология. Названия тем говорят за себя: «История развития костюма», «Колористическое решение костюма», «Разработка эскизов моделей одежды», «Коррекция фигуры с помощью одежды», «Стили в одежде», «Зрительные иллюзии в костюме». (слайды курса).
3) ИКТ является одним из средств для проведения интегрированных уроков или уроков с межпредметными связями, что помогает сэкономить время, повысить мотивацию, получить желаемый результат. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.