microbik.ru
1
Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам вариант урока «Словообразование и орфография. Морфемы, их типы и функции», который может быть использован как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления, обобщения и систематизации знаний в старшей школе. Этот материал требует периодического повторения, так как ошибки в неумении выделять части слова приводят к орфографическим и грамматическим ошибкам. Следовательно, сформулируем цель уроков: 1. научить выделять в слове корень, а также приставку, суффикс, окончание ( если они есть), соединительную гласную( если слово сложное), чтобы применять правила правописании.

Дидактический материал, собранный мною, поможет учителю в его работе.

Каждый учитель выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока - пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:

    • актуализировать ранее полученные знания;

    • коллективный поиск «от простого к сложному»;

    • исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;

    • интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).

Для успешного усвоения материала необходимо:

    • научить учеников различать морфемы и способы образования слов;

    • обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основным правилам словообразовательного и морфемного разбора;

    • обучать школьников «технике мышления»;

    • сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;

    • сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти и способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.



  1. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала.

  2. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:

    • развитию речи школьников;

    • формированию художественного мышления;

    • зрительной и слуховой памяти учащихся;

    • закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;

    • обогащению словарного и лексического запаса.

Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала.

Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые ученики учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный). Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.

  1. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…

Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Оборудование урока:

    • карточки с индивидуальными заданиями;

    • таблицы, схемы, рисунки;

    • учебник: «Русский язык» под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой;

    • пособие «Русский язык. Единый государственный экзамен(2009). Универсальные материалы для подготовки учащихся» Интеллект-Центр.2009.

Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.
Ход урока.



  1. Словарно - поэтическая разминка.

  1. Прочитайте наизусть понравившиеся строки из стихотворения.

  2. Подчеркните в тексте два слова, образованные

  • суффиксальным,

  • приставочно-суффиксальным способом.

  1. Найдите эпитеты и определите их роль в тексте.

Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

Ее равнины снеговые,

Ее цыгане кочевые,

-Ах, им ли радость не дана?

Ее порывы огневые,

Ее мечты передовые,

Ее писатели живые,

Постигшие ее до дна!

Ее разбойники святые,

Ее полеты голубые,

И наше солнце и луна!

И эти земли не земные,

И эти бунты удалые,

И вся их, вся их глубина!

И соловьи ее ночные,

И ночи пламно-ледяные,

И браги древни, хмельные

И кубки полные вина!

И тройки бешено - степные,

И эти спицы расписные, и эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

И наши бабы избяные,

И сарафаны их цветные,

И голоса девиц грудные,

Такие русские, родные,

И молодые, как весна,

И разливные, как волна,

И песни, песни разрывные,

Какими наша грудь полна,

И вся она, и вся она

- Моя ползучая Россия,

Крылатая моя страна!

И. Северянин



  1. Словарно – орфоэпическая разминка.

    1. Расставьте ударение в следующих словах:

анатом ваяние генезис

апостроф гастрономия дефис

бытие гегемония диспансер

    1. Лексико-стилистическая разминка. Определите лексическое значение слов и составьте предложения.

гастрономия добыча

гегемония диспансер


    1. Вспомните, как называются слова, близкие по звучанию, но различные по лексическому значение (паронимы).

Обсуждение — осуждение

Опечатки - отпечатки

Обличие - обличение

Оружие - орудие
Составьте с данными словами предложения.


  1. Повторение изученного по теме «Состав слова».

  1. Теоретическая разминка.

Вспомните все значимые части слова и дайте им определение.

На предыдущем уроке в качестве домашнего задания были даны вопросы, на которые учащихся должны были найти ответы.

  1. Что такое морфема, корень, однокоренные слова, омонимичные корни?

  2. Что такое приставка, суффикс, окончание, постфикс?

  3. Для чего «служит» каждая из этих служебных морфем?

(Служебные морфемы служат для образования новых слов и форм слов)

  1. В какой части слова заключено лексическое значение?

  2. Какие части слова выражают грамматическое значение?

  3. Какие части речи не имеют окончания?

  4. Докажите, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова.

  5. Вспомните, орфографические привила, которые опираются на умение выделять морфемы в словах.

Дома ученики вспоминали изученный ранее материал, делали записи в тетрадях.


    • Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания.

    • Основа — это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.

    • Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

    • Суффикс — это значимая часть слова, которая находится обычно после корня и служит для образования слов.

    • Приставка—это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень, образуют группу однокоренных слов. В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня.

  1. Словообразование - раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса:

1) как построены (то есть, из каких частей состоят) слова;

2) как они образованы (то есть, от чего и с помощью чего).

Орфография-раздел науки о языке, в котором изучаются правила нависания слов.

Какие способы образования слов вы знаете?

Основные способы образования слов в русском языке.

Ответы учеников.

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним

приставок и суффиксов:

  • приставочным способом (с помощью приставок, например, потемнеть от глагола темнеть);

  • суффиксальным (с помощью суффиксов, например, автозаводской от автозавод);

  • приставочно-суффиксальным (с помощью одно временного прибавления приставки и суффикса, например, соединять от единый);

  • бессуффиксным (например, переход от глагола переходить).

Слова могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, например, ледокол от лёд и колоть, или без них, например, Ивангород), сложением слов, например, диван-кровать, переходом одной части речи в другую (например, заводская столовая и столовая комната).

Таким образом, делается вывод:

Чтобы определить способ образования слова, необходимо рассуждать следующим образом : берёзовое (полено) — (полено) из берёзы. Значит, слово берёзовое образовано от слова берёза, из которого взята основа берёз - и к которой прибавлен суффикс -ов-; следовательно, это суффиксальный способ образования.

Подберёзовик — гриб, растущий в берёзовом лесу. Значит, слово подберёзовик образовано от слова берёзовый, из которого взята основа берёзов- и к которой одновременно прибавлены приставка под- и суффикс -ик-; следовательно, слово подберёзовик образовано приставочно-суффиксальным способом.

Учитель обращает внимание на правописание слов, образованных сложением слов, корней, частей слов

На доске запись:
Сложные слова. Правописание сложных слов.

Соединительные гласные « О и Е» в сложных слова.
Ученики вспоминают теоретический материал

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить — паровоз), из целых слов (диван, кровать — диван-кровать).

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные «О и Е », а также «И»(шестилетки). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород.

Учитель обращает внимание на запись, сделанную на доске.

> Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после
твёрдых согласных, а какая — после мягких согласных, шипящих и Ц :

верхолаз — лазить

нефтепровод— нефть, проводить

пешеход — пеший, ходить

Сложное слово, состоящее из сокращённых основ слова, называется сложносокращённым.


Практическая пятиминутка.

Вопрос задает учитель:

Какие бывают корреспонденты?

Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу: детский корреспондент деткор. Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

Юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, соб(ственный) корреспондент,

сель(ский) корреспондент.

  • При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:

  1. части, состоящие из нескольких звуков: рыб (оводное) хоз(яйство) —рыбхоз;

  2. начальные буквы: М(осковский) Г(осударственный) У(ниверситет) — МГУ, произносится [эмгоу];

3) начальные звуки: с(троительное) м(онтажное) у(прабление) — СМУ, произносится [сму].

Делается вывод:

Чтобы определить род сложносокращённого слова, образованного из названий начальных букв сокращённых слов, рассуждайте так: РТС подготовил... к сену всю технику. Расшифруем слово РТС — ремонтно-техническая станция. Станция — главное слово в словосочетании, оно женского рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в женском роде: РТС подготовила.

Таким образом, ключевое понятие - производность. Суть механизма словообразования составляет соотношение производных и производящих слов. В каждом производном слове материально представлено или все производящее слово, или его основа:

диспансер-диспансер-изова-(ть);удивленн(ый)-удивлённ-о.

Кроме того, значение производного слова определяется значением производящего: садик «небольшой сад», волейболист «тот, кто играет в волейбол». Производные слова в русском языке образованы различными способами.



  1. Cоставляем таблицу «Способы словообразования» и делаем запись в тетрадь.









Морфологи- Морфолого- Лексико-синтак. Лексико-семант

ческий синтаксический

Префик- Суффиксальный Префиксально- Безаффикс- Основосло- Аббревиация

сальный суффиксальный ный жение




  1. Все разновидности морфологического способа образования дети смогли вспомнить. Мы остановимся на безаффиксном (бессуффиксном) способе. Это- образование новых слов без добавления суффикса: широкий- ширь, глубокий- глубь, поливать-полив, выходить- выход.

  2. Морфолого - синтаксический способ - появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую. Употребляясь в качестве другой части речи, слово изменяет лексическое значение и грамматические признаки. В современном русском языке наблюдается:

  3. Переход имён прилагательных и причастий в имена существительные (субстантивация): больной человек (прил.)- принимает больного (сущ.), раненый боец (прил.)- принесли раненого (сущ.).

  4. Переход числительных в имена прилагательные: первый звонок (числ.) – первый математик в классе (прил.).

  5. Переход причастий в прилагательные: рассеянные семена (прич.) – рассеянный взгляд (прил.), изысканные деньги (прич.) – изысканные манеры (прил.).

  6. Переход деепричастий в наречия: стоя на одной ноге (дееприч.) – ехать стоя (нареч.), сидя на земле (дееприч.) – разговаривать сидя (нареч.).

  7. Переход имён существительных в наречия: заниматься бегом (сущ.) – не догнать бегом (нареч.), любоваться весной (сущ.) – вернуться весной (нареч.).

  8. Лексико – синтаксический способ – сращение компонентов словосочетаний в одно слово: сего дня – сегодня, с ума сшедший – сумасшедший; быстро растворимый – быстрорастворимый.

  9. Лексико – семантический способ – появление новых слов в результате распада многозначного слова на омонимы: крепость вина – старая крепость, набрать ягод – набрать текст, состояние здоровья – скопить состояние.


Практическая работа №1
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова.

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых состоит слово, например, слушатель. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит. Словообразовательный разбор слова — это выяснение того, как образовано данное слово, то есть от чего и с помощью чего образовано.

Например: слушатель — слушать.

При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Учитель задает вопрос классу:

Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

Делается соответствующая запись в тетрадь.


План разбора слова по составу:

План словообразовательного разбора:
1) Дать толкование лексического значения слова (слушатель- это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь).

1)окончание



2)основа



3) суффикс (суффиксы)

2) сравнить состав данного слова с однокоренным ( слушатель - слушать);

4) приставка (приставки)

выявить ту часть (или части) слова, которых оно образовано (-тель).

5)корень

3) Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушатель).

Слушатель слушатель — слушать




  1. Делается запись в тетрадь

План разбора слова по составу.

  1. Дать толкование лексического значения слова.

  2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую основу.

  3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

  4. Построить словообразовательную цепочку.

  5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.


Практическая работа №2.
Поработаем со словом « НАДПИСЬ».

  1. Существительное надпись означает «короткий текст на чём- либо».

  2. Образовано от глагола надписать. Производящая основа – надписа.

  3. Образовано отсечением суффикса – а – (по другой точке зрения – с помощью нулевого словообразовательного суффикса).

  4. Писать – надписать – надпись.

  5. Слово образовано бессуфиксным способом (по другой точке зрения – способом нулевой суффиксации) (запись, вывод, покос).


Тренировочные упражнения.

1. Подберите по 2-3 имени существительного, имени прилагательного и глагола на каждый способ образования слов. Добавьте приведённые ниже слова в соответствии со способом их образования.

Приставочный: ,

Суффиксальный: ,

Приставочно-суффиксальный:

Сложение (основ слов или целых слов):

Сложение сокращённых основ: ,

Переход одной части речи в другую: ,

Лётчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный (поступок), преподнести, юнкор, ТЮЗ, турпоход, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

2. Дополните списки слов 3-4 примерами каждого способа образования сложных слов. Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в нём главные члены.

1. Сложение двух целых слов: ракета-носитель, лётчик-космонавт.

2. Сложение части слова с целым словом: физкультура, драмкружок.

3. Сложение полных основ с помощью соединительных гласных о, е: верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.

4. Сложение сокращённых основ: профком, ТЮЗ, вуз.

а) Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова.

Образец: берёзовый — берёза

бензовоз — возить бензин

Радос..ный, кр..сноватый, преотличный, ельник, атомоход, восход, подводный, ленточ(?)ка, скоросшиватель, булочная, перерыв.

Образованы ли друг от друга слова берёзовый и березняк, смородинный и смородина, лесник и лесной; луговой и лужок; травяной и травинка? От каких слов они образованы?

б) Каким способом образованы данные слова?

Образец: водолаз — вода, лазить; водолазный — водолаз.

Листопад, пароходик, лесостепь, носоглотка, водопровод, лесопарковый, железобетон, ракетоноситель, самоварный, тепловозный, ракета-носитель, заплыв.

  1. приставочным,

  2. суффиксальным,

3) приставочно-суффиксальным способами.

Укажите письменно способ их образования.

Образец: опёнок — пень

  • В каких словах есть чередование звуков?

  • Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

Прик..саться, г..релый, распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стить, уз..конить, ож..вить, бе..чувственный, бе..ветренный, ре..чик, препод..ватель.

  • При последовательном образовании слов друг от друга создаётся цепочка однокоренных слов: серый — сероватый — сероватенький; приятный — неприятный — пренеприятный.

г) Расположите однокоренные слова с учётом последовательности образования их друг от друга.

Об р а з е ц:

Лес

Лесной лесник

Лесок лесочек

Облесить

Лесхоз

лесовоз

Краешек, окраина, край, крайний, крайность. Листик, листочек, листок, лист, листовой, листопад, безлистный. Бумажка, бумажонка, бумажный, бумага, бумажник.

Лингвистическая игра по теме «Словообразование».

Разминка:

1. Прочитайте пары слов. Обратите внимание, что начальные части совпадают у них по написанию. Является ли одинаковым морфемный состав начала слов в каждой паре?



Передовой – передоверить




Подвинуть – подвинтить




Изобразить - изолировать

Подоконник – подорожник




Подопытный – подойник



Простенок – простенький



Прозрачный – прозаический



Призванный – призовой




Отрядить – отрясти




Подворотня - подворье

2. Восстановите словообразовательную цепочку, написав недостающие слова на листах бумаги, и постройтесь с этими листами расположиться в ряд так, чтобы каждый участник, держащий лист со словом, мог назвать способ, которым образовалось от предыдущего его слово.

1-я команда: судить — безрассудно

2-я команда: сухой — засушливость

судить (приставочный) рассудить (суффиксальный) - рассудок (приставочно-суффиксальный) - безрассудный (суффиксальный) - безрассудно;

сухой (бессуффиксный) — сушить (приставочный) — засушить (бессуффиксный) —засуха (суффиксальный) —засушливый (суффиксальный) — засушливость

3. Всем, наверное, не раз приходилось отгадывать шарады, например:

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Весь же — в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

4. Сочините свою стихотворную шараду.

5. Суффиксы, как и слова, могут быть многозначными. Подберите по одному слову с суффиксом -ник- со значением названия

  1. занятия, профессии начальник




  1. предмета, приспособления чайник




  1. дня недели понедельник

6. Назовите слово, от которого образовалось данное слово, и способ словообразования.

Безвозмездный, прохожий, механизатор, Приуралье, новосел, предвечерний, критиковать, пищеблок, синь, четыреста.

Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня, например: сумасшедший.

7. Один из интересных художественных приемов, используемых в литературе, и особенно в поэзии, - словотворчество. У известного поэта XX века Велимира Хлебникова есть такое стихотворение:

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь у смеяльно!

рассмешищ надсмеяльных — смех

усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех

надсмейных смехачей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики!

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!
Сочините свое стихотворение, используя прием словотворчества.


  1. Упражнения для закрепления даются учителем на его усмотрение.


Выполните блок тренировочных упражнений.
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя про­пущенные буквы и знаки препинания.

В своих произведениях поэт Константин Скворцов г_в_рит о су_ьбах Росси_ отдельных людей о су_ьбе мира. Ему пр_сущи глуб_на историч_ской пам_т_ смелая (не)ожида(н,нн)ая тр_ктовка историч_ских событий все то что было свойстве(н,нн)о русской дра_атической поэзи_. Но у К.Скворцова свой путь в и(с,сс)ку(с,се)тве свой взгля_ на мир поэт продолжа_т тр_диц_и русской литературы но он самобытен (не,ни)на кого (не,ни)похож. Глуб_на и острота чу_ств бл_городство верн_сть себе пр_клонение перед женщиной нравстве(н,нн)ая ч_стота высота духа вот что отл_ча_т его лирку. «Я наследую небо...» это кредо поэта и человека Константина Скворцова.
1. Определите стиль текста:

1) научный; 2) публицистический; 3) худо­жественный.
2. Определите основную мысль отрывка и за­пишите ее.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________
3. Выпишите из текста существительное, в ко­тором нет окончания.

_________________________________________________________
4. Найдите ошибочное утверждение:

1) окончание образует формы слова;

2) окончание не входит в основу слова;

3) все слова в русском языке имеют окончания.
5. Укажите номера слов с нулевым окончанием:

1) жег; 2) здание; 3) тоньше; 4) купаешься; 5) домой; 6) унес;

7) молодец; 8) комментарий; 9) горжусь; 10) поразителен.
6. Укажите номера слов с приставкой разо-:

1) разорвать; 2) разоружить; 3) разобидеться; 4) разочаровать;

5) разозленный; 6) разорить; 7) разобщить; 8) разобранный;

9) разогнаться; 10) разоткровенничаться.

7. Укажите значение приставки в слове разре­зать:

1) распределение; 2) распределение действия в разные стороны;

3) раздробление; 4) разделе­ние на части.
8. Укажите значение приставки в слове вду­маться:

1) направленность движения или действия внутрь;

2) сосредоточенность и напряженность дейст­вия;

3) направленность движения вверх.
9. Выпишите из текста слово(а), в котором(ых) не является приставкой.

____________________________________________________________
10. Укажите номера слов, в которых нет суф­фикса:

1) узкий; 2) направо; 3) массаж; 4) аккурат­ный; 5) ящик; 6) корзина;

7) домина; 8) мос­тик; 9) лисий; 10) двурогий; 11) Москворечье.
11. Укажите номера слов, в которых есть два суффикса:

1) колечко; 2) речка; 3) скоростной; 4) ска­занный; 5) спасатель;

6) увиденный; 7) бумаго­делательный; 8) будничный.
12. Укажите слово (слова), от которого(ых) образовано данное. Назовите способ словообразо­вания.

Столовая, ЕГЭ, мореходный, разноязыкий, достучаться, неподвижно, скрип.
13. Разберите слова по составу:

1) приусадебный; 2) безветренный; 3) зауп­рямился; 4) проигрыватель.
14. Запишите слова в два столбика.


Однокоренные (родственные) слова

Формы одного и того же слова








Плохой, плохонький; журналист, журналис­тика; писать, буду писать; красивый, более кра­сивый; напишу, напиши; я, меня; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.
15. Найдите «лишнее» слово:

1) нож, ножны, стреножить, ножевой;

2) нос, носик, переносица, переноска;

3) приводить, проводка, проводник, олене­вод.
16. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?

1) влюбленный; 2) капля; 3) зубило; 4) при­плыли; 5) бережливость;

6) носильщик.
17. Обозначьте приставки.

Пододеяльник, подорожник, подострить, по­дошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, на­ступить, наст.
18. В каких словах нет суффикса?

1) соловьиный; 2) синий; 3) лисий; 4) зверье; 5) спугнуть; 6) мамин.
19. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Как образованы слова доброе и злое?
Удивительно не то, что добрый человек в каж­дом человеке ищет доброе, а злой злое. Удиви­тельно, что оба находят.

(Ц.Меламед)

20. Выпишите из стихотворения К.Рубинского слова с суффиксами субъективной оценки. С ка­кой целью их использует автор?
День осени
Неслышно ступая с малышкой Шептушкой,

Всем листикам Осень желтушила ушки.

За нею дожди по неслышной тропинке

Тащили водицу в прозрачной корзинке.
И сырость тревожную нежную эту

Они разбросали по белому свету.

А листикам желтым велели без шуток

Готовить для ветра свои парашюты.


21. Выпишите из стихотворения К.Рубинского авторские неологизмы. Как вы их оцениваете?

______________________________________________________________

Литература

  1. Баранов М.Т., Ипполлитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.П. Методика преподавания русского языка в школе/ Под ред. Баранова М.Т.М., 2001.

  2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе// Русский язык в школе, 2000, №4.

  3. Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: htt:// www. gramota.ru.

  4. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.

  5. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.

  6. Нарушевич А.Г., Русский язык, 2007, №19.

  7. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.

  8. Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: АСТ,2004.

  9. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

  10. Тихонов А.Н., Лагутова Е.Н. Множественность словообразовательной структуры наречий // Русский язык в школе, 1978, №6.

  11. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. М., 1953.


Словари и справочники

  1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005.

  2. Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамматических омонимов русского языка. М.: Астрель, 2004.

  3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Л., 1974.

  4. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999.

  5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз.,1990.

  6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2005.

Тихонов А.Н. Морфемно - орфографический словарь. М., 2002.