microbik.ru
1 2 ... 23 24


ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый читатель (надеюсь даже на большее - друг), вам предлагается книга, которая поможет разобраться в сути диагностики электронных систем управления двигателем (ЭСУД).

Управление двигателем при помощи бортового компьютера (маршрутный - это другое) позволяет максимально оптимизировать работу его систем питания и зажи­гания с учетом состояния окружающей среды, топлива, двигателя и управляющих воздействий водителя через педали дроссельной заслонки и тормоза, переключение передач, включение - выключение электропотребителей и т.д.

Электронный впрыск топлива и электронное зажигание практически обеспечи­вают оптимальные состав топливовоздушной смеси, момент и энергию искрообра-зования.

Электронная система управления (ЭСУ), в конечном счете, обеспечивает сниже­ние токсичности отработавших газов (ОГ) при одновременном улучшении рабочих показателей двигателя в целом. Иными словами, удается при топливной экономично­сти добиться улучшения динамических показателей двигателя и эксплуатационных качеств автомобиля.

Сказанное - это одна сторона медали. Но есть и другая - обслуживание и ремонт автомобилей, оснащенных ЭСУД или, другое название, микропроцессорными систе­мами управления двигателем (МСУД). Здесь без специального инструмента и в пер­вую очередь без диагностических сканирующих тестеров (ДСТ) просто не обойтись.

Соответствующих руководств по ЭСУ выпущено достаточно. Во многих из них присутствуют грозные предупреждения об охране авторских прав, запрещается: вос­произведение, перенос, хранение и т. д. Осталось только запретить чтение этих пуб­ликаций.

Что же там так тщательно защищается? Большая часть их или почти все - это пе­реводы, причем повторяющиеся в разных книгах слово в слово. Переводы не беда, бе­да в другом, что они не осмыслены специалистами в данной области, поэтому иной раз просто трудно понять написанное.

В предлагаемой читателю книге автор, сам занимающийся диагностикой ЭСУД, предпринял попытку доступно изложить устройство, принцип работы и порядок ра­циональной диагностики ЭСУД.

Определенные трудности при изучении ЭСУД вызывают многочисленные сокра­щения, при этом один и тот же элемент в разных книгах часто называют по-разному. Встречаются и случаи, когда одно и то же обозначение (сокращение) используется для различных элементов.

Для облегчения изучения ЭСУД целесообразно привести практически все встре­чающиеся обозначения, однако применяться они будут, как правило, только в диа­гностических картах.

Руководство предназначено для работников автосервиса, владельцев автомоби­лей (с ЭСУД и классической), а также может быть использовано в учебном процессе при изучении ЭСУД отечественных и зарубежных автомобилей.

В книге подробно рассмотрена диагностика ЭСУД на примере диагностики авто­мобилей ГАЗ «Волги» и «Газелей» с системами МИКАС 5.4, МИКАС 7, МИКАС 7.1, а так­же приводятся сведения по диагностике ЭСУД автомобилей ВАЗ.


АББРЕВИАТУРЫ И СИНОНИМЫ ПАРАМЕТРОВ.

ДАТЧИКОВ, ПРИБОРОВ, БЛОКОВ, СИСТЕМ

И УСТРОЙСТВ ЭСУД АВТОМОБИЛЯ

ЭСУД, МСУД, КМСУД* - электронная, микропроцессорная, комплексная микро­процессорная система управления двигателем.

ПЗУ, ППЗУ - постоянное запоминающее устройство, однократно программируе­мое ПЗУ.

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство.

ППЗУ - программируемое ПЗУ, ЭРПЗУ - электрически репрограммируемое ПЗУ, ЭПЗУ - электрически программируемое запоминающее устройство, ЭСППЗУ - элек­тронная система перепрограммируемого ПЗУ.

ЭБУ, МБУ, БУ - электронный, микропроцессорный блок управлени»; мини-ЭВМ; микропроцессор; бортовой компьютер: контроллер. В действительности процессор -это вычислительное устройство, состоящее из миллионов логических атементов -транзисторов. В компьютере процессоров может быть достаточно много. Основной (центральный, остальные вспомогательные) принято обозначать аббревиатурой CPU (Central Processor Unit). Современный процессор (кремниевый кристалл) - это не только скопище транзисторов, в него могут быть включены сопроцессор (устрой­ство для особо точных и сложных расчетов) и различные виды памяти (Cache - кэш) -накопители данных, используемых при расчетах.

Контроллеры (Controllers) - устройства, отвечающие за выполнение определен­ного круга операций, иногда - посредники между системной шиной компьютера и подключенными к контроллеру устройствами.


АПС - автомобильная противоугонная система (иммобилайзер).

ДД - датчик детонации.

ДК - датчик кислорода, А.-зонд, лямбда-зонд.

ДМРВ - датчик массового расхода воздуха (МРВ).

ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки.

ДПКВ - датчик положения коленчатого вала (KB), датчик угловой синхронизации.

ДПРВ - датчик положения распределительного вала (РВ), ДФ - датчик фазы. Дат­чики ДПКВ и ДПРВ принято называть датчиками синхронизации.

ДСА - датчик скорости автомобиля.

ДТВ - датчик температуры впускного трубопровода, датчик'температуры воздуха.

ДТОЖ, ДТОХЛ - датчик температуры охлаждающей жидкости.

ОГ - отработавшие газы.

КД - колодки диагностики, РД - разъем диагностический.


КЗ, 33, СЗ - катушка, замок, свеча зажигания.

РХХ - регулятор холостого хода (XX), РДВ - регулятор добавочного воздуха.

УОЗ - угол опережения зажигания.

РБН - реле бензонасоса.

РДТ - регулятор давления топлива.

СУПБ - система улавливания паров бензина.

ЭБН - электробензонасос.

Лампа «CHECK ENGINE» - «проверь двигатель», «контроль двигателя*. ДД - лампа диагностики, ЛН - лампа неисправности, КЛ - контрольная лампа.

ККН - карты кодов неисправностей.

КТН - карты типичных неисправностей.

L

* Комплексная, т. е. взаимосвязанная ЭСУ питанием и зажиганием. У «Газелей» ЭС- - •: тани-

ем, двигатель карбюраторный.
КТЗ - карты типичных значений параметров. КТФ С - карта теста форсунок (тест стандартный). КТФ П - карта теста форсунок (тест пользовательский).



АНГЛИЙСКИЕ АББРЕВИАТУРЫ ПАРАМЕТРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ

FREQ - ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПОСЛЕ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ.

Отображаемые данные соответствуют интерпретации* блоком управления факти­ческой частоты вращения двигателя по входному сигналу датчика положения колен­чатого вала. Неожиданное увеличение частоты вращения при постоянном угле откры­тия дроссельной заслонки указывает на электрическую помеху в цепи входного опор­ного сигнала положения коленчатого вала. Такая помеха обычно вызывается высоко­вольтными проводами, не предназначенными для комплектации данного двигателя.

FREQX - ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ХОЛОСТОМ ХОДУ.

Этот параметр отражает измеренную (фактическую) частоту вращения коленча­того вала, отличаясь от предыдущего параметра большей точностью представления, но меньшей максимальной величиной.

JUFRXX - ЗАДАННАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ХОЛОСТОГО ХОДА-На режиме холостого хода частотой вращения коленчатого вала управляет блок управления. Заданной частотой вращения (уставкой частоты вращения холостого хода) называется частота вращения коленчатого вала, задаваемая блоком управления, например в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

EFREQ - ОШИБКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ.

Этот параметр характеризует разность между уставкой частоты вращения холос­того хода и измеренной частотой вращения холостого хода. Используется для оцен­ки точности управления частотой вращения на режиме ограничения минимальной частоты вращения холостого хода.

TWAT - ТЕМПЕРАТУРА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.

Данные представляют собой интерпретацию блоком управления сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости. Датчик установлен на двигателе и электрически соединен с блоком. Блок управления измеряет напряжение на двух контактах и преоб­разует напряжение в значение температуры в градусах Цельсия. Значения должны быть ' низкими к температуре воздуха, когда двигатель не прогрет, и должны повышаться по мере прогрева двигателя. После запуска двигателя температура должна равномерно по­вышаться до 85-92 °С и затем стабилизироваться при открытии термостата.

TWATI - ТЕМПЕРАТУРА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЗАЖИ­ГАНИЯ.

TAIR - ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА НА ВПУСКЕ.

Данные представляют собой интерпретацию блоком управления сигнала датчика температуры на впуске. Датчик установлен на впускном трубопроводе и соединен с бло­ком. Блок управления измеряет напряжение на двух контактах и преобразует напряже-

' Интерпретация {лат. Interpretatio) - толкование, разъяснение, представление.

ние в значение температуры в "С. Значения должны быть примерно равны температуре окружающего воздуха, когда двигатель не прогрет, и должны повышаться по мере прогре­ва двигателя. Данный параметр используется для определения температуры воздуха на впуске в цилиндры двигателя и введения корректировок в топливоподачу и зажигание.

JAIR - МАССОВЫЙ РАСХОД ВОЗДУХА (МРВ).

Параметр представляет собой массовый расход воздуха через датчик массового расхода в кг/ч.

JGBCIN - ЦИКЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРА ВОЗДУХОМ. Отражает массу воздуха (в мг), попадающую во впускной трубопровод двигателя, отнесенную к одно­му цилиндру.

JGBCD - ЦИКЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРА ВОЗДУХОМ ПО ДАТЧИКУ МРВ. Отражает расчетное значение наполнения цилиндра двигателя воздухом по изме­ренному часовому расходу посредством датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

JGBCG - ОГРАНИЧЕНИЕ ЦИКЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ ЦИЛИНДРА ВОЗДУХОМ. Предельное программное значение циклового наполнения цилиндра двигателя.

JGBC - ЦИКЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРА ВОЗДУХОМ ДЛЯ РАСЧЕТА НЕОБ­ХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА ТОПЛИВА.

Реальное наполнение цилиндра двигателя воздухом, используемое для расчета базового значения величины подачи топлива.

NFRGBC - НОМЕР РЕЖИМНОЙ ТОЧКИ НА РЕЖИМНОМ ПОЛЕ ДВИГАТЕЛЯ. Используется для маркировки комбинации параметров «квантованное цикловое наполнение воздухом» и «квантованная частота вращения».

THR - ПОЛОЖЕНИЕ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ.

Отображаемый параметр представляет собой угол открытия дроссельной заслон­ки, рассчитываемый блоком управления, как функция напряжения входного сигнала датчика положения дроссельной заслонки. 0% - соответствует полностью закрытой дроссельной заслонке, 100% - полностью открытой.

COEFFF - КОЭФФИЦИЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВОПОДАЧИ.

Отображается передаточный коэффициент топливоподачи в зависимости от ча­стоты вращения и циклового наполнения цилиндров двигателя воздухом. Представ­ляет собой корректирующий программный параметр.

VALF - СООТНОШЕНИЕ ВОЗДУХДОПЛИВО.

Соотношение воздуха и топлива в воздушно-топливной смеси, задаваемое блоком управления. Представляет собой текущее задаваемое значение коэффициента избыт­ка воздуха топливной смеси (1).

BITPOW - ПРИЗНАК ПЕРЕХОДА НА РЕЖИМ ПОЛНОЙ НАГРУЗКИ (ПО СОСТАВУ СМЕСИ И ПО ВЕЛИЧИНЕ УОЗ).

Отображается переход на мощностной режим регулирования топливоподачи и зажигания. Переход зависит от текущих значений частоты вращения двигателя и по­ложения дроссельной заслонки.


BLKINJ - ПРИЗНАК ОТКЛЮЧЕНИЯ ТОПЛИВОПОДАЧИ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ (ДА/НЕТ).

Отображает отключение топливоподачи при торможении автомобиля двигате­лем. Значение «Да» соответствует нулевой подаче топлива.

INJ - ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИМПУЛЬСА ВПРЫСКА.

Длительность импульса впрыска представляет собой длительность (в миллисе­кундах) включенного состояния форсунки, задаваемую командой блока управления. Система электронного впрыска топлива управляет составом воздушно-топливной смеси пугем регулирования длительности включенного состояния форсунки. Боль­шая длительность включенного состояния дает большее количество подаваемого топлива и обогащение смеси.

UOZ - УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ.

Отображается текущее значение угла опережения зажигания. Оно должно совпа­дать со значением, измеренным с помощью стробоскопа.

UOZOC - ПОПРАВКА УОЗ («ОКТАН-КОРРЕКТОР»).

Отображает введенное с помощью диагностического прибора ДСТ-2М или АС-КАН-8 в энергонезависимую память блока управления смещение угла опережения за­жигания. Действие поправки распространяется на все режимы, кроме холостого хо­да. Поправка вычитается с учетом знака из задаваемого блоком управления значения угла опережения зажигания.

Например: введена поправка «-3» ° пов. КВ. Это значит, что реальное значение угла опережения зажигания на всех режимах, кроме режима холостого ход, определяется формулой:

УОЗ=УОЗ блока управления (-3)=УОЗ блока управления +3° пов. КВ.

RDET - ПРИЗНАК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАБОТЫ РЕГУЛЯТОРА УОЗ ПРИ НАЛИ­ЧИИ ДЕТОНАЦИИ.

Данный признак описывает режим1г/ю область работы двигателя по нагрузке и частоте вращения, в которой реализуется функционирование регулятора угла опере­жения зажигания по признаку детонации.

DET - ПРИЗНАК ДЕТОНАЦИИ.

Отражает работу двигателя с детонацией или без.



DUOZ1 - СМЕЩЕНИЕ УОЗ ПО ДЕТОНАЦИИ ДЛЯ 1 -го ЦИЛИНДРА. Отражает введенную блоком управления коррекцию угла опережения зажигания в 1-м цилиндре двигателя по признаку детонации в данном цилиндре.

DUOZ2 - СМЕЩЕНИЕ УОЗ ПО ДЕТОНАЦИИ ДЛЯ 2-го ЦИЛИНДРА. Отражает введенную блоком управления коррекцию угла опережения зажигания во 2-м цилиндре двигателя по признаку детонации в данном цилиндре.

DUOZ3 - СМЕЩЕНИЕ УОЗ ПО ДЕТОНАЦИИ ДЛЯ 3-го ЦИЛИНДРА. Отражает введенную блоком управления коррекцию угла опережения зажигания в 3-м цилиндре двигателя по признаку детонации в данном цилиндре.

DUOZ4 - СМЕЩЕНИЕ УОЗ ПО ДЕТОНАЦИИ ДЛЯ 4-го ЦИЛИНДРА.

Отражает введенную блоком управления коррекцию угла опережения зажигания в 4-м цилиндре двигателя по признаку детонации в данном цилиндре.

UOZXX - УСТАВКА УОЗ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ.

Отражает программное значение УОЗ при работе двигателя на холостом ходу с закрытой дроссельной заслонкой. Необходимо учитывать, что текущее значение уг­ла может отличаться от уставки на величину, вводимую регулятором УОЗ с обратной связью по частоте вращения. Величина поправки будет пропорциональна ошибке регулирования частоты вращения (параметру EFREQ).

NUACC - НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ.

Отражает измеренное блоком управления напряжение питания с точностью квантования, реализуемого программным обеспечением блока управления.

RCOD - КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКЦИИ СО НА ХОЛОСТОМ ХОДУ.

Отображает введенное с помощью диагностического прибора ДСТ-2М, АСКАН-8 в энергонезависимую память блока упраачения, поправку топливоподачи (если в комплектации отсутствует потенциометр СО). Действие поправки распространяется на режим холостого хода и малые нагрузки. Отрицательное смещение соответствует снижению подачи топлива относительно теоретически рассчитываемой в блоке уп­равления величины. Положительное смещение - увеличению подачи топлива. При наличии потенциометра СО отражается величина его сигнала, преобразованная в смещение относительно нуля.

RCOK - КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКЦИИ ТОПЛИВОПОДАЧИ.

Отображает введенное с помощью диагностического прибора ДСТ-2М, АСКАН-8 в энергонезависимую память блока управления значение полной поправки величи­ны топливоподачи, действующей на всем режимном поле двигателя. Положительное значение соответствует увеличению топливоподачи, отрицательное - уменьшению. Коэффициент служит для компенсации отклонений параметров двигателя и автомо­биля, вызванных факторами, которые не определяются блоком управления (напри­мер, коксование топливных форсунок, вызывающее уменьшение их производитель­ности).

SSM - УСТАВКА ПОЛОЖЕНИЯ РДВ (РХХ).

Данный параметр отражает требуемое положение РДВ в шагах. Максимальное от­крытие РДВ соответствует 255-ти шагам, закрытое состояние соответствует 1-му шагу.

FSM - ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РДВ.

Данный параметр отражает текущее положение РДВ в шагах. Максимальное откры­тие РДВ соответствует 255-ти шагам, закрытое состояние соответствует 1 -му шагу.

JKGBC - КОЭФФИЦИЕНТ БАРОМЕТРИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

Данный параметр отражает результат адаптации блока управления в ходе эксплу­атации. Значительное отклонение коэффициента от «1» говорит об отклонениях в измерении расхода воздуха относительно среднестатистического двигателя.

JGTC - ЦИКЛОВАЯ ПОДАЧА ТОПЛИВА НА ЦИЛИНДР.

Отражает рассчитываемое блоком управления требуемое значение подачи топ­лива в цилиндр двигателя в мг.


следующая страница >>