microbik.ru
1 2 3

























Управление научно-методической работой в школе.

Одной из ключевых проблем модернизации системы общего образования, повышения его качества, эффективности в решении задач, стоящих перед обществом и каждым человеком, является кадровое обеспечение образовательного процесса. Не случайно, поэтому во всех стратегических документах федерального, регионального и муниципального уровней, определяющих развитие образования на длительный период, огромное внимание уделяется неуклонному повышению профессиональной компетентности, престижа и социального статуса педагогов. В выстраиваемой системе непрерывного образования педагогических работников особое место принадлежит методической работе, осуществляемой общеобразовательным учреждением. Характерной особенностью методической работы, отличающей ее от других видов повышения квалификации, является неразрывная связь с повседневной педагогической деятельностью и решением проблем, выдвигаемых образовательным процессом конкретной школы. С учетом современных задач модернизации общего образования перед общеобразовательным учреждением, ее руководителями и педагогами стоит серьезная проблема не просто выбора собственного варианта методической работы, а обеспечения ее перевода в статус научно-методической работы.

Не только инновационные общеобразовательные учреждения (гимназии, лицеи), но и массовые школы, работающие или стремящиеся работать в режиме развития, существенно модернизируют внутришкольную систему методической работы. В учреждениях, которые являются методическим (ресурсным, опорным) центром для других образовательных учреждений по одному или нескольким направлениям развития общего образования; пилотных и экспериментальных площадках федерального, регионального или муниципального уровня; государственных и муниципальных школах, осуществляющих опытно-экспериментальную деятельность, предъявляются новые требования к содержанию и формам методической работы.

В школах, работающих в режиме внедрения педагогических инноваций, научная деятельность педагогов занимает все больший объем в содержании методической работы. Учителя, участвуя в разработке и апробации учебных программ дополнительного и профильного образования, развитии системы воспитательной работы, подготовке и издании учебно-методических пособий, дидактических и диагностических материалов и т.п., оказываются вовлеченными в научно-методический процесс, целенаправленно организуемый в рамках работы методической службы школы. Режим такой работы нуждается не просто в качественном управлении, но и в управлении качеством работы всех подразделений, структур образовательного учреждения, и методической службы в том числе. Для того чтобы обеспечить управление качеством научно-методической работой, необходимо своевременно ее измерять и корректировать. Таким образом, руководители школы испытывают потребность в осуществлении самооценки управления научно-методической работой, с одной стороны, для оценки действующих систем управления, с другой – для принятия решения о необходимости проектирования новой, более совершенной системы управления данным компонентом жизнедеятельности школы.

Исследования Г.И. Горской, Л.П. Ильенко, В.С. Лазарева, В.М. Лизинского, А.М Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. раскрывают сущность и роль методической работы в школе, функции управления в определении перспектив и направлений её развития, рассматривают технологические подходы к планированию и организации методической работы. Однако современный этап становления и развития научно-методической работы требует новых исследований, изучающих как специфику ее содержания, так и особенности управления ею.

Практика управления научно-методической работой в школе характеризуется наличием следующих противоречий:

- между необходимостью обеспечения качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов, решения инновационных проблем образовательного процесса конкретной школы и неспособностью традиционной методической работы выполнить данное предназначение;

- между необходимостью создания эффективной системы управления научно-методической работой в школе и недостаточным осмыслением сущности и содержания ее управленческого сопровождения;

- между необходимостью повышения эффективности управления качеством научно-методической работы и отсутствием методики самооценки субъектов этой деятельности.

Для того чтобы перевести методическую работу в статус научно-методической необходимо теоретическое осмысление научно-методической работы как объекта внутришкольного управления, в целостном обосновании концепции управления научно-методической работой и в разработке целого ряда актуальных управленческих технологий, например, технологии самооценки управления научно-методической работой в общеобразователном учреждении.

Развитие отечественной теории и практики научно-методической работы, ее управления имеет несколько этапов. В период 20-40-ых г. возникает сам феномен методической работы. Период 50-ых г. знаменует собой начало теоретического и практического осмысления методической работы как актуальной системы повышения профессиональной квалификации учителей. Период 60-80-ых г. стал значительным этапом в развитии теории и практики методической работы, она стала обязательным компонентом жизнедеятельности школы. В эти годы были разработаны теоретические позиции, приняты необходимые нормативно-инструктивные документы. Период с конца 80-начала 90-ых годов прошлого столетия и по настоящее время можно определить как качественно новый этап развития теории и практики методической работы, ее перевода в статус научно-методической работы. Во многом это обусловлено появлением инновационных общеобразовательных учреждений, негосударственных образовательных учреждений, изменением юридического статуса школ, их автономизацией, сопровождающейся необходимостью самостоятельного решения специфических проблем образовательного процесса. Повышение профессиональной квалификации перестает быть самоцелью, научно-методический уровень педагогических кадров совершенствуется благодаря участию учителей в разработке и внедрении в образовательный процесс научно обоснованных дидактико-методических средств.

На рубеже 90-ых годов инновационные общеобразовательные учреждения, школы, работающие в режиме развития, стремясь решать проблемы образовательного процесса посредством разработки и внедрения в практику педагогических инноваций, объективно переводили методическую работу в статус научно-методической. Научно-методическая работа, как и методическая, призвана способствовать обеспечение качества образования в школе.

Некоторые ключевые особенности методической и научно-методической работы


Показатели

Методическая работа

Научно-методическая работа

Основные мотивы

Необходимость повышения профессиональных знаний и умений педагогов

1. Потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности, обусловленные результатами образовательного процесса

2. Необходимость решать подчас сугубо индивидуальные для образовательного процесса той или иной школы психолого-педагогические проблемы

Приоритетная цель

Способствовать обеспечению качества образования в школе посредством повышения профессиональных знаний и умений педагогов

Способствовать обеспечению качества образования в школе посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса

Ведущие направления деятельности


- Повышение профессиональных знаний и умений педагогов

- Обобщение передового педагогического опыта

- Повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образования

- Совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы

- Научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса в школе

Превалирующие формы повышения квалификации педагогов

Репродуктивные просветительские формы повышения квалификации педагогов (лекции, семинары)

Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется прежде всего посредством вовлечения их в разработку и внедрение решений личностно значимых и актуальных для конкретной школы психолого-педагогических проблем (временные творческие коллективы, авторские мастерские, проблемные курсы, обучения в малых группах и индивидуальное консультирование)

Степень сотрудничества с вузами и УМЦ

Для повышения квалификации педагогов приглашаются преподаватели вузов для чтения лекций и проведения семинаров

В связи наукоемкой экспериментальной работой по решению инновационных проблем школы существует потребность в активном, долговременном сотрудничестве с научным руководителем, консультантом

Организационная структура управления

Линейно-функциональная – традиционный вид оргструктуры, сочетающий линейное руководство, (директор), и функциональную специализацию по определенным видам управленческих действий (завуч по начальной школе), созданием функциональных подразделений (методобъединения)

Матричная структура – инновационный вид оргструктуры, сочетающий линейно-функциональную и проектную структуры (создание временных штабов по решению конкретной проблемы, реализации коллективного проекта)



Доминирующие органы управления и структурные подразделения

методический совет,

методические объединения и т.д.

научно-методический совет,

предметные кафедры,

методические объединения,

экспертная группа,

научно-исследовательские лаборатории,

совет по стратегии развития школы,

временные творческие группы педагогов,

клуб педагогов и т.д.


Однако для этого используется более разнообразный, современный и наукоемкий арсенал средств. Так, научно-методическая работа не только удовлетворяет потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности, но решает подчас сугубо индивидуальные для образовательного процесса той или иной школы проблемы посредством разработки и внедрения в практику во многом инновационных дидактических и методических решений. Очевидно, что эффективное функционирование и развитие научно-методической работы требует адекватного управленческого сопровождения. Столь же очевидна потребность в понимании того, в каком состоянии находится действующая система управления. Таким образом, руководители школы испытывают потребность в осуществлении самооценки управления научно-методической работы, с одной стороны, для оценки действующих систем управления, с другой – для принятия решения о необходимости совершенствования системы управления данным компонентом жизнедеятельности школы.

В трудах известных ученых отечественной теории внутришкольного управления (Г.И. Горской, Л.П. Ильенко, В.С. Лазарева, В.М. Лизинского, А.М Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др.) раскрывается сущность и роль методической работы в школе, рассматриваются технологические подходы к планированию и организации методической работы. В диссертационных исследованиях последнего десятилетия (С.К. Абдуллиной, С.Г. Азариашвили, К.С. Бурова, О.Ф. Гагариной, О.Ю. Заславской, Л.В. Карпухиной, О.А Клестовой и др.)
В тоже время в теории и практике внутришкольного управления отсутствуют глубокие исследования по разработке и обоснованию технологии самооценки управления научно-методической работой с целью повышения ее эффективности. Современные подходы к самооценке качества управленческой деятельности руководителей школы опираются на определение эффективности как комплексной характеристики реальных результатов деятельности, учитывающей степень их соответствия главным целям образования, концепции и задачам развития общеобразовательного учреждения, а также его ресурсам и времени достижения этих результатов. Наиболее обоснованный подход к определению эффективности через представление четырех взаимосвязанных компонентов (целевой, ресурсной, социально-психологической эффективности и эффективности управления) предложен Э.В. Литвиненко. В настоящее время в теории управления обоснована необходимость комплексной оценки многих параметров управленческой деятельности как ресурсного и процессуального, так и результативного характера, что может создавать реальную картину внутришкольного управления.

Эффективность управления НМР может быть представлена в виде взаимосвязанных составляющих: целевой, ресурсной, социально-психологической эффективности управления.


Деятельность по повышение профессиональной компетентности


Влияние ОУ на развитие образования других школ округа, микро-района, города, региона


Уровень проективно-конструктивной компетентности

Развитие компетенции целеполагания учителя на уровне методической работы и самообразования

Востребова-нность образовательного учреждения



Через успехи учеников


Уровень педагогического мастерства учителя


Формы и периодичность повышения квалификации


Система стимулирования


Стиль руководства научно-методической работы


Профессиональные успехи учителей

Реализация функций управления научно-методической работой


Соответствие организационной структуры целям научно-методической работы


Вовлеченность пед. коллектива в научно-методическую работу


Через сформированность информационной системы


Технологическая эффективность управления научно-методической работой



следующая страница >>