microbik.ru
1 2 3 4


УДК 658.382.3:622.276.5.04

На правах рукописи

АЛЕКСАНЬЯН АРТУР АРАМОВИЧ



Управление промышленной безопасностью эксплуатации морских гидротехнических сооружений шельфа юга Вьетнама

(на примере месторождения «Дракон» СП «Вьетсовпетро»)

Специальность 05.26.03 – Пожарная и промышленная безопасность

(нефтегазовый комплекс)

АВТОРЕФЕРАТ



диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук
Уфа 2011

Работа выполнена в Государственном унитарном предприятии «Институт проблем транспорта энергоресурсов» (ГУП «ИПТЭР»)


Научный руководитель

кандидат технических наук, доцент

Велиев Мубариз Мустафа оглы


Официальные оппоненты:

 доктор технических наук, профессор

Идрисов Роберт Хабибович
 доктор технических наук

Клейменов Андрей Владимирович


Ведущее предприятие

 Российский государственный университет

нефти и газа им. И.М. Губкина



Защита диссертации состоится 23 декабря 2011 г. в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д 222.002.01 при ГУП «Институт проблем транспорта энергоресурсов» по адресу: 450055, г. Уфа, пр. Октября, 144/3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУП «ИПТЭР».

Автореферат разослан 23 ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д


октор технических наук, профессор Л.П. Худякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. В увеличении объемов добычи нефти во Вьетнаме основную роль играет освоение морских нефтяных месторождений в связи с тем, что в настоящее время добыча нефти осуществляется в море. Большие перспективы открыты для освоения нефтяных месторождений на шельфе юга Вьетнама, относящемся к бассейну Индийского океана.

При разработке морских нефтяных месторождений необходимо строительство эстакад, площадок под буровые, индивидуальных оснований и других сооружений. Стальные конструкции в морских условиях постоянно подвергаются интенсивной коррозии, что снижает пожарную и промышленную безопасность платформы в целом.

Добыча нефти в море связана с риском возникновения аварийных ситуаций. Крупнейшие природные и техногенные аварии последних лет выявили необходимость углубления исследований в области теории безопасности и катастроф, а также прикладных разработок по обеспечению промышленной и экологической безопасности. Так, авария на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе в 2010 г. привела к большим материальным потерям. Усугубляют аварийные ситуации и климатические условия региона, когда ливни и наводнения могут препятствовать проведению спасательных операций.

В общей проблеме страхования и обеспечения надежности морских объектов СП «Вьетсовпетро» важное место занимают вопросы оценки степени риска эксплуатации таких уникальных в своем роде сооружений, какими являются морские стационарные платформы (МСП), представляющие собой сложный технологический комплекс бурового и эксплуатационного оборудования для бурения нефтегазовых скважин, сбора и подготовки к транспортировке продукции этих скважин, а также систем жизнеобеспечения.

В настоящее время нефтедобывающие платформы Вьетнама выработали свой нормативный срок эксплуатации. Поэтому происходит процесс их плановой замены. Для повышения стабильности работы вновь вводимых сооружений необходимы анализ факторов, снижающих безопасность их эксплуатации, и разработка мероприятий, повышающих безаварийность функционирования таких систем.

На сегодняшний день во Вьетнаме отсутствуют общепринятые стандарты по контролю за техническим состоянием и обслуживанием металлоконструкций, технологических трубопроводов и оборудования на морских объектах.

Поэтому управление промышленной безопасностью эксплуатируемых объектов морской нефтегазодобычи на основе оценки техногенных рисков является важным и актуальным направлением исследований.

Целью настоящей работы является совершенствование системы управления промышленной безопасностью эксплуатируемых морских гидротехнических сооружений (МГТС) шельфа юга Вьетнама путем оценки риска с разработкой перечня мероприятий по снижению опасностей и рисков до минимальных показателей.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать аварии и происшествия на морских объектах, проанализировать их причины;

2. Определить приемлемые критерии риска эксплуатируемых морских стационарных платформ на основе идентификации опасных производ-ственных объектов;

3. Провести количественный анализ рисков и оценить частоты утечек на морских нефтегазопромысловых сооружениях;

4. Разработать методы моделирования и оценки риска возможных аварий;

5. Предложить мероприятия по снижению риска аварий при эксплуатации морских гидротехнических сооружений.

Методы решения поставленных задач

Поставленные задачи решались с применением современных методов статистического анализа, математического моделирования и методов теории вероятностей.

Научная новизна исследований заключается в разработке концептуального подхода и практических рекомендаций по совершен-ствованию механизма анализа и оценки рисков:

1. Проведен количественный анализ и определены приемлемые критерии риска эксплуатируемых опасных производственных объектов морских гидротехнических сооружений;

2. Предложена формула для расчета частоты утечек на оборудовании морских гидротехнических сооружений;

3. Разработаны методы моделирования и оценки риска возможных аварий на объектах морских гидротехнических сооружений.

Основные защищаемые положения

1. Результаты идентификации опасностей и критерии приемлемого риска.

2. Результаты количественного анализа риска и оценки частоты утечек на морских гидротехнических сооружениях.

3. Моделирование последствий пожара и взрыва углеводородных утечек.

Практическая ценность и реализация результатов работы

В результате выполненных исследований предложены мероприятия по снижению риска при эксплуатации технологических участков и оборудования.

Концептуальный подход к определению опасности и оценке риска эксплуатации технологических систем морских стационарных платформ, а также практические рекомендации по устранению причин аварий и их последствий используются в СП «Вьетсовпетро» как при проектировании и эксплуатации морских стационарных платформ, так и при работе со страховыми компаниями.

Апробация работы

Основные положения диссертационной работы докладывались на:

  • научно-практической конференции «Энергоэффективность. Проблемы и решения» в рамках VIII Российского энергетического форума (г. Уфа, октябрь 2008 г.);

  • научно-практической конференции «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» в рамках VIII Конгресса нефтегазопромыш-ленников России (г. Уфа, май 2009 г.);

  • Девятой Всероссийской научно-практической конференции «Энергоэффективность. Проблемы и решения» в рамках IX Российского энергетического форума (г. Уфа, октябрь 2009 г.);

  • научно-практических конференциях «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа», «Проблемы и методы рационального использования нефтяного попутного газа» в рамках XVIII международной специализированной выставки «Газ. Нефть. Технологии  2010» (г. Уфа, май 2010 г.);

  • Десятой Всероссийской научно-практической конференции «Энергоэффективность. Проблемы и решения» в рамках X Юбилейного российского энергетического форума (г. Уфа, октябрь 2010 г.);

  • Международной научно-практической конференции «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» в рамках Нефтегазового форума и XIX международной специализированной выставки «Газ. Нефть. Технологии  2011» (г. Уфа, май 2011 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 15 печатных работ, из них 2  в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, основных выводов, библиографического списка использованной литературы, включающего 128 наименований. Она содержит 148 страниц машинописного текста, 13 рисунков, 44 таблицы.



следующая страница >>