microbik.ru
1 2 ... 20 21


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО “Российский государственный профессионально-педагогический университет”

Институт экономики и управления

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСОМ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ
Монография

Екатеринбург - 2008
УДК 69.055.4

ББК У291.571

М 74

А.Г. Мокроносов, В.А.Придвижкин, К.Ю.Питецкая. Управление ресурсом безопасной эксплуатации техники: моногр. / А.Г. Мокроносов, В.А.Придвижкин, К.Ю.Питецкая. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. Проф.-пед. ун-т», 2007.


ISBN

Книга посвящена решению актуальной задачи совершенствования методов управления надежностью оборудования на основе экспертизы промышленной безопасности.

Предназначается специалистам, занимающимся проблемами обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации оборудования, относимого к числу опасных производственных объектов, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной проблемой.

Рецензенты: канд. экон. наук, проф. О.П.Могиленских (ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ»); канд. экон. наук, доц. Г.И.Якушева (ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

ISBN 5-321-00817-5 © ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический

университет»), 2007
© А.Г. Мокроносов, В.А.Придвижкин,

К.Ю.Питецкая, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………….……………………………..4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………….....................................8

1.1. Промышленная безопасность в контексте конкурентоспособности промышленного предприятия………………………………………………………………….…………………8

1.2. Промышленная безопасность в системе управления качеством продукции…………………………………………………………………………………..…..26

1.3.Задачи и функции Экспертизы промышленной безопасности……………………………………………………………………………….…..32

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСОМ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛАУТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ………………………………………………………………………..…...42

2.1. Ресурс как объект управления экспертизы промышленной безопасности………………………………………………………………………………….....42

2.2. Роль экспертизы промышленной безопасности в формировании инвестиционной политики…………………………………………………………………………………….…..59

2.3. Методика оценки эффективности услуг по экспертизе промышленной безопасности технических устройств…………………………………………………………………………72

Глава 3. АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУРОВЫХ УСТАНОВОК………………………………………………………………………………….90

3.2. Анализ эксплуатационного парка буровых установок………………………………….90

3.1. Анализ рынка услуг по экспертизе промышленной безопасности……………………101

3.3. Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию организации экспертизы промышленной безопасности…………………………………………………..111

Заключение……………………………………………………………………………….......123

Список использованных источников……………………………………………………..128

Приложение…………………………………………………………………………………..146

ВВЕДЕНИЕ

В условиях реформирования российской экономики замедлился процесс технического переоснащения промышленных предприятий, значительно сократился объем производства многих видов машиностроительной продукции. Вследствие этого износ эксплуатационного парка техники подавляющего числа отраслей отечественной промышленности достиг критического значения. Соответственно резко возросло число аварий, техногенных катастроф, обусловивших существенные экономические, экологические и социальные потери. Вышеуказанные обстоятельства выдвигают на первый план проблему управления промышленной безопасностью, что в условиях глобализации становится одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

При высокой изношенности эксплуатационного парка вопрос обеспечения промышленной безопасности невозможно решить массовым обновлением технических устройств, необходим поиск резервов лучшего использования качественных характеристик эксплуатируемой техники, в том числе путем достижения безрисковой работы оборудования, относимого к числу опасных производственных объектов (ОПО).

В этой связи важным стратегическим направлением обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий является эффективное управление ресурсом безопасной эксплуатации техники, позволяющее значительное увеличение сроков её эксплуатации. В частности, возрастает роль экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), с помощью которой можно продлить нормативный срок эксплуатации оборудования, закладываемый при его проектировании и изготовлении.

Проблемы экспертизы промышленной безопасности приобретают сегодня особую актуальность для предприятий нефте- и газодобывающего комплекса, эксплуатационный парк оборудования которых изношен на 70 - 80 % и включает, как правило, большое количество опасных производственных объектов. Поэтому для этих предприятий услуги по экспертизе промышленной безопасности являются важным инвестиционным ресурсом и фактором формирования конкурентных преимуществ.

Несмотря на большую социально-экономическую значимость указанной проблемы, отечественный менеджмент далеко не в полной мере владеет современными методами управления промышленной безопасностью и не использует их возможности при формировании и реализации корпоративной политики технического перевооружения. В результате инвестиции в промышленную безопасность зачастую продолжают выделяться по остаточному принципу.

В значительной мере такая ситуация обусловлена недостаточно глубокой проработкой теоретико-методических аспектов проблемы, в том числе связанных с оценкой эффективности экспертизы промышленной безопасности и установлением партнерских отношений промышленных предприятий и экспертных организаций.

В связи с этим необходим поиск новых подходов к управлению эксплуатационной надежностью оборудования, позволяющих продлить сроки его эксплуатации.

В экономической литературе проблемы восстановления эксплуатируемого оборудования разрабатывались главным образом с позиции повышения эффективности ремонтного производства, оптимизации ремонтных циклов и сроков службы техники, экономической оценки надежности эксплуатируемых машин. В частности решению вопросов экономической оценки сроков службы машин и качества техники посвящены труды Р.З.Акбердина, Р.Н.Колегаева, В.В.Новожилова, Д.И.Палтеровича, Ф.Байхельта, И.И.Пичурина, З.Б.Хмельницкой, И.В.Боровинской и др. [2, 5, 15, 53, 86, 98, 102, 140].

Общие вопросы управления экономической безопасностью, в том числе промышленной, освещаются во многих исследованиях. [6, 32, 49, 50, 85, 92, 115, 131].

Особенности принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности и риска изучались И.А.Бланком, А.С.Шапкиным, В.Н.Башкиным, И.В.Ершовой [37] и др. [9, 13, 37, 56, 144].

Исследованию методики оценки риска аварий на опасных промышленных объектах посвящены работы А.И.Гражданкина, А.П.Белкина, В.В.Приходько, А.В.Колесниковым и др. [11, 32, 55, 116].

Вместе с тем недостаточно разработаны многие теоретические и методические аспекты управления экспертизой промышленной безопасности. В частности, отсутствуют работы, в которых рассматриваются вопросы экономической эффективности экспертизы промышленной безопасности в контексте проблем повышения качества оборудования, особенно имеющего ресурс “избыточной” надежности, а также обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Необходимо уточнение экономического содержания промышленной безопасности в условиях глобализации экономики и внедрения международных стандартов управления предприятием. Требуют глубокой проработки аспекты экономических возможностей экспертизы промышленной безопасности при ограниченности инвестиционных ресурсов, высокого риска инвестирования в опасные производственные объекты.

В монографии уточняется экономическая сущность понятия “промышленная безопасность”; определяется характер взаимосвязи системы управления промышленной безопасностью и надежностью оборудования; раскрывается роль экспертизы промышленной безопасности технических устройств как инструмента управления сроком службы оборудования; обосновываются методические подходы к оценке эффективности услуг по экспертизе промышленной безопасности. Кроме того, осуществлен анализ путей повышения эффективности проведения экспертизы промышленной безопасности буровых установок, даны рекомендации по совершенствованию её организации.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Промышленная безопасность в контексте конкурентоспособности предприятия
В настоящее время одной из основных задач государства в сфере поддержания роста промышленности и эффективности производства является обеспечение промышленной безопасности.

В целом категория “безопасности” трактуется как “защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз” [87].

- Наука о безопасности соотносит понятие “безопасность” с опасными событиями [48]. К сфере безопасности относят способы и средства, уменьшающие частоту (вероятность) совпадения во времени опасных ситуаций или частоту (риск) свершения опасного события. Целью безопасности является не полное исключение опасности, а обеспечение технически достижимого, экономически и социально обоснованного минимально допустимого риска труда или иного вида деятельности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности.

Для понимания основ промышленной безопасности, целенаправленное изучение которых началось сравнительно недавно, необходимо рассмотреть данное понятие в контексте с общей национальной безопасностью. Концепция национальной безопасности РФ [59] прямо связывает эффективность государственного надзора с величиной риска техногенных аварий и катастроф и рассматривает в этой связи ослабление надзора как реальную угрозу национальной безопасности России.

Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под национальной экономической безопасностью, согласно определению, данному в российском законодательстве, понимается состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Обеспечение национальной безопасности в связи с глобализацией народнохозяйственной деятельности, непредсказуемостью внутренних и внешних опасностей, воздействующих на состояние государства и общества, представляет наибольший интерес для исследования с точки зрения составных частей этого понятия.

Национальная безопасность - многоаспектное понятие, включающее в себя такие многоплановые определения, как социальная, экономическая, политическая, экологическая, трудовая безопасность, и пр., тесно связанные между собой (рис. 1.1).

Политическая Военная Финансовая




Экологическая Промышленная Экономическая




….





Социальная Трудовая Демографическая
Духовно-нравственная Энергетическая Информационная


Рис. 1.1 - Структура национальной безопасности
В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 “Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)”. Во исполнение положений данного указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 “О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)”. В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности [19].

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Например, А. Татаркин, А.Куклин, А.Мызин [131] предлагают определение экономической безопасности как совокупности условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития, степень её независимости.

Суть экономической безопасности для отдельных хозяйствующих субъектов экономической деятельности, по мнению Р. Качалова, заключается в стабильной и динамичной работе промышленного предприятия. Под экономической безопасностью предприятия понимается такое его состояние как экономического субъекта, при котором возможность нежелательного изменения каких-либо качеств самого субъекта, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика [46].

Экономическая безопасность отдельного субъекта экономической деятельности рассматривается как на “совокупность условий, обеспечивающих сохранность коммерческой информации” [122], что, по сути, подменяет собой понятие информационной безопасности.

По мнению Тамбовцева В., например, под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать “совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы” [132].

Под экономической безопасностью предприятия (хозяйствующего субъекта) Бенедиктов М.А. [12] предлагает понимать защищенность его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых (активных) или косвенных (пассивных) экономических угроз, например, связанных с неэффективной научно-промышленной политикой государства или формированием неблагоприятной внешней среды, и способность к его воспроизводству. Согласно данной трактовке, обеспечение экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности.

Следует отметить, что политика безопасности предприятия будет эффективной только в случае совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, являестя готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Таким образом, лишь высокий уровень организационной культуры предприятия обеспечит его экономическую и промышленную безопасность.

Анализ составляющих экономической безопасности (рис.1.2) показывает, что понятие «экономическая безопасность» тесно связно с понятием промышленной безопасности.


Составляющие экономической безопасности




Технико-производственная

Управленческая

Технологическая

Информационная


Энергетическая

Кадровая


Рис. 1.2 – Составляющие экономической безопасности
Под технико-производственной составляющей понимается “способность предприятия в случае нарушения экономических связей или внутренних социально-экономических проблем оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять производство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности” [61]. Она обусловлена материально-вещественными социальными факторами производства. Необходимым условием производства машино-технической продукции высокого качества и достаточного количества, является эффективная система управления промышленной безопасностью (СУПБ).

Технологическая составляющая предполагает такое наличие научно-технического потенциала предприятия, позволяющего в минимально короткие сроки самостоятельно разработать технологические решения. Это возможно лишь при учете международных стандартов, в том числе и стандартов по качеству, охране окружающей среды и пр., внедрение которых необходимо осуществлять в рамках СУПБ.

Под управленческой составляющей подразумевается набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления.

Информационная составляющая предполагает получение системой в целом и ее элементами информации со всех стадий производства, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей. что возможно лишь с использованием СУПБ.

Кадровая составляющая заключается в том, что для промышленного предприятия его активно задействованный кадровый потенциал является определяющим стабилизирующим фактором развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости предприятия и безопасности работы [12]. Его утрата сопряжена с серьезными последствиями для осуществления производственной деятельности. Безопасная работа персонала в равной степени зависит как от руководителя, так и от работников предприятия, является одним из самых сильных средств укрепления единства организации.

Энергетическая безопасность – основа устойчивого развития экономики страны, понимается как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы дефицита в обеспечении их потребностей эканомически доступными топливо-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топливо- и энергоснабжения потребителей.

Однако понятие экономической безопасности полностью не включает в себя понятие промышленной безопасности. Экономическая и промышленная безопасность взаимно дополняют друг друга, пересекаются во многих аспектах сферы своего применения, в том числе в таких, как субъекты управления (отдельные граждане, социальные группы, общественные, хозяйственные организации, институты местного самоуправления, государственный институт); системы управления (предприятия, продукция и услуги, персонал); законодательство, понятийный аппарат. Национальная же безопасность включает в себя как экономическую, так и промышленную безопасность (рис.1.3).







Рис. 1.3 Взаимосвязь национальной, экономической и промышленной безопасности
Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности развивается в полном соответствии со стратегическими задачами интеграции российской экономики в мировую экономику [75]. Эти задачи конкретизируются в среднесрочных программах социально-экономического развития Российской Федерации и решаются в процессе реализации ежегодных планов действия и программ законопроектных работ Правительства Российской Федерации.

Правовое регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации осуществляется на основе:

  • международных обязательств России в соответствии с Конвенцией о трансграничном действии промышленных аварий, а также Конвенцией Международной организации труда № 174 “О предотвращении крупных промышленных аварий” [57, 58];

  • федеральных законов и постановления Правительства РФ, принятые для его реализации [87, 94];

  • Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных и ведомственных норм и правил безопасности [59].

С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон “О техническом регулировании”, который устанавливает обязательные требования в области промышленной безопасности, регулирует отношения в области оценки соответствия обязательным требованиям. Реализация закона предопределяет необходимость реформирования системы технического регулирования в области промышленной безопасности, а также совершенствования государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности в условиях либерализации экономики.

Законодательно понятие “промышленная безопасность” определено в Федеральном законе “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” [94] как “состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий”.

Данная формулировка, на наш взгляд, носит узкоспециализированный характер и не учитывает общесистемный подход к промышленной безопасности.

Существуют различные подходы к определению промышленной безопасности . Например, Ф.С. Клебанов [49] исследует проблему безопасности с точки зрения оценки риска опасности в процессе труда (с инженерно-технической позиции). В.Н.Антипьев [4] промышленную безопасность связывает с риском эксплуатации объекта. Он отмечает, что риск эксплуатации объекта может быть приемлемым, если ради выгоды, получаемой от его эксплуатации, общество готово пойти на этот риск.

Подобные трактовки, безусловно, правомерны, однако в них не учитываются такие составляющие, как социальные и общекультурные аспекты обеспечения промышленной безопасности. Так, Ф.С.Клебанов отчести затрагивает социальные аспекты в трактовке термина промышленной безопасности, но только в свете решения вопросов о страховании трудящихся от несчастных случаев в процессе труда и от профзаболеваний, приобретаемых на производстве, а не в контексте общей производственной культуры на предприятии.

В.Н. Усов, А.И.Гражданкин, А.А. Салихов и Р.И.Габдюшев промышленную безопасность рассматривают с точки зрения ущерба в результате любых техногенных аварий и защиты потенциальных жертв от источника опасности [32,.121. 132]. Недостаток этого определения состоит в том, что в нем не учитывается возможность неблагоприятных последствий в результате неготивного развития производственных отношений внутри организации.

Социальные аспекты частично прослеживаются в трактовках «промышленная безопасность», данных В.И. Балабой, Е.А.Ивановым, Ф.С.Клебановым, А.Ф.Козьяковым [6, 39, 52]. А.Ф.Козьяков рассматривает понятие промышленной безопасности через узкую сферу жизнедеятельности - производство и конкретное рабочее место, акцентируя внимание на охране труда и защите окружающей среды. В.И.Балаба также определяет понятие “промышленной безопасности” через категории “безопасность труда” и “экологическая безопасность”. В данных трактовках не отражены взаимодействие служб предприятия, обеспечивающих промышленную безопасность на всем предприятии, и управление промышленной безопасностью.

Е.А.Ивановым, отмечается, что необходимо внедрение систем управления промышленной безопасностью и охраной труда на производствах. Однако нельзя сводить трактовку такого многоаспектного понятия, как промышленная безопасность, лишь к терминам «охрана труда» и «охрана окружающей среды», необходимо рассматривать так же качественные аспекты обеспечения промышленной безопасности.

Частично влияние качественных аспектов имеется у Б.В.Олейника, рассматривающего промышленную безопасность в контексте качества конструирования и изготовления машин, а также их эксплуатацией в соответствии с технической документацией завода-изготовителя [92].

Некоторые исследователи определяют промышленную безопасность как узкоотраслевое понятие, связанное с функционированием объектов нефтегазового, топливно-энергетического комплекса, химического, металлургического, горнорудного производства, трубопроводного транспорта и др. [75]

Терминологические изъяны в трактовке понятия “промышленная безопасность” нарушают взаимопонимание среди специалистов, мешают обмену опытом и нередко приводят к практическим ошибкам. Формирование рыночных отношений создает условия для нового понимания термина и принципов промышленной безопасности, подходов к её управлению. Важнейшими слагаемыми данного процесса, на наш взгляд, являются:

  • качество техники, достигаемое в процессе производства машин, а также безопасная эксплуатация на протяжении всего срока их жизненного цикла;

  • обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия путём развития и углубления взаимосвязи систем управления качеством продукции и управления промышленной безопасностью.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 и постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 вопросы промышленной безопасности отданы в ведение созданной Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) [22, 96].

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

  • органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

  • специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

  • органом государственного горного надзора;

  • специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

  • органом государственного энергетического надзора;

  • специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

В функции ФСЭТАН входят:

  • осуществление контроля и надзора за

Отметим разнородность понятий надзора и контроля. Надзор - проверка соблюдения правовой нормы и безусловное соблюдение установленных санкций. Контроль - возможность учета целесообразности поведения соответствующих субъектов, их ответственности.

Механизм надзора (мониторинга) экологического, технологического и атомного состояния объектов осуществляется через услуги по экспертизе этих объектов.

Несомненно, важно то, что в названии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору “экологический” стоит на первом месте, как наиболее значимый для жизни общества и сохранения природы.

Под экологическим надзором понимаем надзор и контроль над разработками месторождений природных ресурсов, строительства нефтепроводов, атомных объектов. От заключения экологической экспертизы во многом зависит разрешение проведения практически всех крупных проектов. Экологическая экспертиза включает в себя анализ вопросов обеспечения промышленной безопасности объекта.

Повышение технического уровня производства и совершенствование технологических процессов должно постоянно находиться в центре внимания специалистов, т.к. это создает условия для дальнейшего повышения качества, надежности, долговечности и конкурентоспособности продукции. Понятие технологического надзора и технологической безопасности принципиально связано с понятием промышленной безопасности. При этом под технологической безопасностью следует понимать “систему методов и средств предотвращения и выявления непредумышленных угроз безопасности функционирования при случайных, дестабилизирующих воздействиях и отсутствии злоумышленного влияния на производственные системы, а так же снижения воздействия этих угроз до допустимого уровня”, который определяется соответствующими нормативно-техническими документами [153].

Технологический надзор заключается в организации на каждом объекте надзора постоянного и периодического контроля (осмотра, технического освидетельствования, обследования) технического состояния установок (оборудования, зданий и сооружений), определения уполномоченных за их состояние и безопасную эксплуатацию лиц, а также назначения персонала по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции [113]. Техническое состояние оборудования во многом зависит от качества изготовления, обеспечиваемого предприятием-производителем оборудования, что является составным элементом понятия промышленной безопасности.

Промышленная безопасность на атомных объектах в целом обеспечивается техническим радиационным контролем, т.е. атомным надзором.

В результате анализа положения о ФСЭТАн можно сделать выводы о принципиально новом понимании термина промышленной безопасности - во взаимосвязи с экологической, технологической и атомной безопасностью (рис. 1.4).



следующая страница >>