microbik.ru
1
Тема урока: «Конфликт и пути его преодоления»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)
Тип урока: изучение нового материала, выстроенный в форме интерактивного занятия.

Класс- 11

Цели и задачи:

- обеспечить усвоение модели конфликта;

- показать какие пути выхода из конфликтов существуют;

- развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах; анализировать документы; публично выступать;

- развивать умения частично – поисковой деятельности;

- сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

План урока:

  1. Что такое конфликт?

  2. Модель конфликта.

  3. Разрешение конфликта.

  4. «Кодекс поведения» при конфликтах.

Ресурсы к уроку:

  1. Рабочий лист

  2. Раздаточный материал

  3. Лист оценивания (групп, учеников)


Ход урока:

1 этап. МОТИВАЦИЯ

Вступительное слово учителя

Актуализация знаний и постановка целей и задач.

«Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.

2.этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

А) « МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (работа над понятием конфликт)

Работа с рабочим листом №1

1.Что вы понимаете под понятием конфликт?

2.Можно ли дать однозначное определение понятию «конфликт»?

3.Какие бывают виды конфликта?

4.Каким образом могут быть распределены роли в конфликте? (подстрекатель, свидетель, пособник, посредник)

ВЫВОД: определение понятию «КОНФЛИКТ»- это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Проблема межличностных отношений поднимается всегда и мы решили её сегодня затронуть. Вашему вниманию предлагается социологический опрос выполненный творческой группой.
В конфликтологии выработана определенная МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА

Закрепление Модели конфликта осуществляется выполнением задания (Ситуация№1)

Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой, один употребил какие - то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», - заявил руководитель удовлетворительно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Задание: 1. обратитесь к модели конфликта и определите а) что является конфликтом, б) конфликтной ситуацией, в) инцидентом

2. Каковы последствия конфликта?
НАГЛЯДНАЯ АНАЛОГИЯ

«Сорняк – конфликт в огороде»

Вопросы: Что, по-вашему, является конфликтной ситуацией и инцидентом?

(корень – конфликтная ситуация, ботва – инцидент)

Ситуация №2

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…

Вопрос. Какими могли быть пути разрешения конфликта?

Работа в группах над заданием. Каждая группа должна найти выход из сложившейся ситуации и ответь на вопросы, т.е. подготовить презентацию своего ответа.

После выступлений групп, учитель подводит к пониманию того, что существует 3 пути выхода из конфликта (Обращаемся к схеме в слайде)

1. Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)

2. Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)

3. Игнорирование (уход от решения проблемы)

Вступая в конфликт люди занимают определенную стратегию .Обратите внимание на таблицу и предлагаю выполнить задание

Задание группам

Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стратегии.

Девизы:

      • «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».(избегание)

    • «Чтобы я победил, ты должен проиграть».(конкуренция)

    • «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».(приспособление)

    • «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».(компромисс)

    • «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».(сотрудничество)

Как успешно разрешить конфликт?(возвращаюсь к теории)

Для разрешения конфликта конструктивным способом сущест.3 вида.

  1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон, как сам процесс, так и его результат.


2. Медиация

При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.


3. Арбитраж

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.




ВОПРОСЫ: (уч-ся отвечают)

1. Решая конфликты тремя способами, какие последствия могут быть?

2. Как будут чувствовать себя участники конфликта в разных случаях? (при конструктивном выходе, деструктивном и игнорировании)

Работа с таблицей: «Последствия конфликта»

3. Какой путь по – вашему самый оптимальный, приносящий меньше потрясений? (ответы уч-ся)

Д) Слово учителя. «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»

Ученики вырабатывают правила поведения при конфликтах: «Кодекс поведения» (записывают на ватман и вывешивают в классе, работа с раздаточным материалом)

Ребятам раздаются

«Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям»

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

  2. Улыбайтесь.

  3. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  6. Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

РЕФЛЕКСИЯ (Оценка своей деятельности на уроке)

Вариант№1

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказазывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

1.строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающие действие понятия.

4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Вариант№2

Оценка своего личного участия на уроке и его полезность

критерии

оценка

Доступность нового материала

Низкая-1балл

Средняя-3балла

Высокая- 5баллов

Объем нового материала

Не достаточно 1балл

Достаточно -3балла

Можно увеличить-5баллов

Полученные знания

Останутся не востребованными -1балл

Смогу применить на занятиях-3балла

Смогу применить на практике -5баллов

Свое личное участие в работе группы

Пассивное -1балл

Достаточно активное-3балла

Активное- 5баллов

Работа в группе

Мешала-1балл

Не имела значение -3балла

Помогала-5баллов



Вариант№3

«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).
Уровень успешности занятия
Интересность Атмосфера










Работа группы Полезность информации

Д/З:1. Самим придумать себе Д./З. исходя из данной темы урока.

2. Предлагаю составить памятку: «как я должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями и т.д.»

Д/з Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Перепишите конец сказки. Разрешите конфликт используя полученные знания на уроке.
«Мудрец и слон»

Давным –давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?

«Я знаю , - сказал один мудрец, -мы ощупаем его»

«хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он- слон»

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.

«Слон похож на копье», -воскликнул четвертый.

«Нет, -закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал хобот слона.»Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет на веревку!»- «Змею!»-«Стену!»-«Вы ошибаетесь!»- «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Психологи предлагают множество вариантов выхода из стресса или расслабления. Одно из них это посмотреть на горящую свечу и расслабиться.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов»

Желаю вам удачи!
Список литературы:

  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987

  2. Данакин Н.С. Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов. М., 1993.

  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., Прогресс, 1993

  4. Козлов Н. Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления.- М., Новая школа, 1994.

  5. Ожогов С.И. Словарь русского языка.

  6. Рабочая тетрадь для старшеклассников « Мой выбор» М.,2003.