microbik.ru
1
Тема урока: «Скелет человека, его значение, строение»

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового материала по технологии здоровьесбережения

Курс: Анатомия и физиология человека

Раздел: Опора и движение

Цели урока:

Образовательная: Раскрыть особенности строения отделов скелета человека в взаимосвязи с выполняемыми ими функциями.

Развивающая: Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроке.

Воспитательная: Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.

Оборудование: Модель «Скелет человека», «Скелет черепа», «Позвонки», электронный продукт «Биология. Человек».


Методы


Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Постановка проблемного вопроса

Формулирование цели урока

Индивидуальная работа с текстом; электронный продукт

Промежуточная рефлексия

Самостоятельная работа с текстом

Работа в группах с моделью скелета и рисунками учебника

Промежуточная рефлексия

Работа в парах с текстом учебника

Промежуточная рефлексия: беседа

Беседа

Самостоятельная работа с рисунками

Объяснение( по модели скелета) с элементами беседы.

Работа в парах с моделями, рисунком учебника

Промежуточная рефлексия

Объяснение с элементами беседы

Индивидуальная практическая работа

Практическая работа в парах

Промежуточная рефлексия

Практическая работа в группах по рисункам учебник и моделям скелета человека

Промежуточная рефлексия

Решение задачи урока(работа в парах)

Организация домашнего задания

Почему нельзя рано учить детей ходить, например в 7 – 9 месяцев? Ответ объясните.

Почему пока мы можем только предполагать?

Какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы дать развернутый ответ при решении задачи?

Отделы скелета

Используя материал учебника на стр 98 заполните схему:

отделы скелета

? ? ?

Организация обсуждения

Используя рисунок учебника на стр 98, текст первого абзаца на стр 99, текст второго абзаца на стр 100 дополните схему о составе отделов.

В строении черепа выделяют два отдела: мозговой и лицевой. Используя рисунок на стр 98 назовите кости, образующие каждый отдел.

По цепочке в группах и между группами покажите и назовите кости, образующие отделы скелета черепа.

В первом абзаце учебника, на стр 98, выделены функции которые выполняет череп. Распределите, пожалуйста, какие из них выполняет мозговой отдел черепа, а какие – лицевой.

Что в строении этих отделов позволяет им выполнять перечисленные Вами функции?

Скелет туловища

Вспомните, пожалуйста из курса 7 класса, из материала «Нервная система» какие функции выполняет позвоночник?

В чем проявляется опорная и защитная функции позвоночника?

Рассмотрите рисунок на стр 99 учебника: какие кости образуют позвоночник; какие отделы выделяют в позвоночнике?

Используя материал учебника назовите количество позвонков в каждом отделе позвоночника.

Расположение отделов, строение.

Почувствовать на себе окончание шейного отдела позвоночника очень просто: наклоните голову в перед, нащупайте на шее выступающий бугорок – это седьмой шейный позвонок. Чтобы понять чем образован бугорок давайте рассмотрим строение позвонка.

Перед вами модели позвонка, используя текст и рисунка учебник назовите и покажите составляющие позвонка.

Обратите внимание на модель скелета: в каком направлении расположены тела и отростки позвонков? Почему именно таким образом?

Проследите расположение позвонков от шейного к поясничному отделу. Какую закономерность можно увидеть?

С чем это связано?

Вы выделили две функции, которые выполняет позвоночник. Что в строении позвоночника позволяет выполнять эти функции?

Пояс конечностей, свободные конечности

Строение пояса верхних и нижних конечностей

В том, что плечевой пояс не только прикрепляет руки к туловищу, но и участвует в движении, можно убедиться так. Положите левую руку на правую ключицу и начните медленно поднимать правую руку. Ключица правой руки неподвижна до тех пор, пока движение происходит за счет плечевого сустава и пока не дойдет до горизонтального положения. Попробуйте двигать руку дальше, поднимая ее над головой, – ключица, а вместе с ней и лопатка придут в движение, так как теперь перемещение руки идет за счет грудино-ключичного сустава. Этот сустав работает и при движении руки вперед и назад.

Чтобы проследить за движениями лопатки, надо нащупать ее нижний угол. Когда лопатка неподвижна, этот угол не двигается с места. Но стоит ей прийти в движение, как он тут же меняет положение.

Какой можно сделать вывод о способе прикрепления поясов конечностей?

Какую функцию выполняют пояса конечностей?

Строение свободных конечностей

Перед вами модели свободных конечностей. Используя рисунки учебника найдите и дайте название костям, образующим скелет свободных конечностей.

Поменяйтесь моделями конечностей человека. Представители одной группы показывают кости, другой – называют.

Какие функции выполняют свободные конечности?

Что в строении свободных конечностей позволяет осуществлять данные функции?

Теперь, когда мы выяснили какое строение имеет скелет человека и какие он выполняет функции, давайте попытаемся решить задачу.

Разработать упражнения обеспечивающие отдых отделов скелета.

Читают вместе с учителем условие задачи, дают варианты ответов.

Нет конкретных знаний о строении и функциях скелета.

Выяснить строение и функции скелета.

Читают текст, заполняют схему:

отделы скелета

скелет скелет скелет

головы туловища конечностей

Один ученик зачитывает результаты заполнения схемы, остальные учащиеся проверяют, сравнивают с материалом электронного продукта.

Читают, дополняют схему:

отделы скелета

скелет

скелет скелет

головы туловища конечностей

череп позвоночник пояс

конечности

грудная свободная

клетка конечность

Сравнивая модель с рисунком находят кости каждого отдела.

Ученик первой группы показывает кость отдела черепа, дает ее название – ученик второй и третьей групп показывает ту же кость. Второй ученик второй группы показывает и называет следующую кость отдела черепа, дает ее название – ученик первой и третьей групп показывает ту же кость и т. д.

Читают текст, распределяют материал.

Мозговой отдел: защищает от внешних повреждений головной мозг; лицевой отдел: дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной системы.

Дают характеристику отделов черепа.

Называют функции: опорная, защитная.

Варианты ответа.

Называют отделы, дают название костям.

Определяют и называют количество позвонков в отделах позвоночника.

Слушают, следят по модели скелет человека.

Определяют строение, называют части позвонка.

Высказывают предположения, объяснения.

Увеличение размеров позвонка.

Варианты ответов.

Дают характеристику строения позвоночника.

Слушают, следят за объяснением по рисунку, сравнивают материал рисунка с моделью скелета человека.

Выполняют работу

Выполняют работу

Вывод: тазовые кости прикрепляются к скелету неподвижно, пояс верхних конечностей – подвижно.

Варианты ответов; обсуждение.

Выполняют задание в группах

1 и 2 – по модели верхней конечности

3 и 4 – по модели нижней конечности.

Группы меняются моделями:

Ученики 3 и 4 групп показывают кости модели верхних конечностей, ученики 1 и 2 групп дают их название.

Ученики 1 и 2 групп показывают кости модели нижних конечностей, ученики 3 и 4 групп дают их название.

Дают варианты ответов.

Подвижность всех костей, образующих скелет свободных конечностей.

Костно-мышечный аппарат нижних конечностей недостаточно сформирован, чтобы выдержать тяжесть всего тела, а позвоночник еще не имеет четких изгибов на всей его протяженности, ранняя ходьба может нарушить его развитие, привести к искривлению или защемлению спинномозговых нервов.

Фиксируют, задают вопросы.