microbik.ru
1
Тема урока: «Экосистема леса».
Задачи: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса;

формировать предметную компетентность по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);

воспитывать необходимость бережного отношения к лесу, как части природы, его обитателям, рационально использовать богатства леса.

Основные понятия: лес – природное сообщество, «этажи» леса, экологическое равновесие.

Оборудование: презентация.

Раздаточный материал: карточки с кроссвордами, гербарий, справочная литература.
Ход урока:

1.Организационный компонент.
Сегодня мы с вами совершим новое открытие в области живой природы.
2. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите пожалуйста на ряд иллюстраций и попытайтесь найти среди них отгадку на загадку. ( Слайд № 1 степь, лес)
Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.
- По каким признакам вы определили, что это лес?

- Есть деревья.

- Но на рис. 3 тоже есть деревья? (выявлено противоречие, сомнения)

- А для того, чтобы быть уверенными в своем ответе, что мы должны узнать?

- Что такое лес?

- Лес – целый мир. В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых зависит друг от друга. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
- Что мы будем сегодня изучать?

-Сформулируйте цель работы…..

-А зачем это нужно знать нам, жителям Пермского края? (принятие цели), мотивация. Что нам поможет это сделать? ……

(Слайд №2 лес)

3.Открытие нового знания.

Лес дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Как вы сами думаете, что же это такое?  Какой ярус самый первый?

( Слайд № 3 деревья)

В тетрадях на стр. 29 задание 1

-  Поставьте цифру 1 и запишите (Деревья - многолетние растения с крупным, твердым стеблем-стволом).

- А почему счет ярусов в лесу идет сверху? (Свет). Какие основные части в строении выделяют у дерева? ( Крона с листьями, ствол, корни.) Подпиши основные части деревьев в задании 4 на стр.30 в тетради.

-Почему даже высокие деревья держатся и не падают? ( Ствол очень крепкий, состоит из прочной древесины. Сверху ствол покрыт прочной корой, которая его защищает).

Рассмотрите коллекцию «Древесина»

- Какие функции выполняют листья? ( С помощью зеленых листьев растение усваивает углекислый газ и воду, под действием солнечного света, создает питательные органические вещества).

- Но откуда деревья берут воду? Откуда в корнях появляются органические вещества? ( В стволе у дерева находятся мощные трубки-сосуды, по которым в одну сторону идет вода, а в другую – питательные вещества).

- Как вода поднимается вверх, если ее притягивает земля? ( Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается по трубкам древесины, помогает ей в этом само растение и солнце: влага испаряется с поверхности листьев, и вода поднимается из корней).

- Могут ли деревья, расти в сухих местах? ( Деревья могут существовать в таких условиях, где достаточно влаги в почве, поэтому в сухих местах деревьев мало).

– В лесу много деревьев, вы все их знаете (предложение разгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев). У нас должно получиться ключевое слово.



Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Стоит Алена: платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

2. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7.Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

8. Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

– Какое ключевое слово получилось?

( Слайд №4 растения )

Какие названия деревьев вам встретились? На какие 2 большие группы делят все деревья по (выбор основания для классификации) листьям? ( Хвойные и лиственные.) Запишите в тетради под рисунками

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

-  Кустарники. Поставьте цифру 2 и запишите в тетради. ( Многолетнее растения, имеющие несколько твердых стеблей, начинающихся у самой поверхности почвы).

- Для того чтобы определить представителей 2 – ого яруса, нужно выполнить задание.

(Слайд 4 кустарники)

На слайде - таблица, используя ключи, отгадайте представителей яруса кустарники и найдите, прочитайте в атласе об этих кустарниках.

( Самостоятельная работа).


1
КА

2
СК

3
НА

4
ШИ

5
Т

6
ЛЕ

7
РЕ

8
БЕ

9
ЛИ

10
К

11
ЩИ

12
РУ

Ключи:

1) 10–12–4–3
2) 1–9–3;
3) 8–7–2–6–5;
4); 6–11–3;

Ответы:

1) крушина.
2) калина;
3) бересклет;
4) лещина;

- Какой ярус расположен ниже кустарников?

- Ярус трав. ( Растения с мягким зеленым стеблем). Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.  Переходим ко второй части кроссворда. (Дети разгадывают загадки 9–12).

9. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

10. Растет в траве Аленка,

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника)

11. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

12. На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыш)

- Какое ключевое слово у вас получилось?

-  Растения леса.

(Слайд 5 3 ярус)

-   Перечитайте еще раз все слова в кроссворде и скажите, все ли верно? - Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав. Почему так назвали этот гриб? Чаще всего он растет рядом с осинами.

(Слайд № 6 Многообразие)

-  Какие еще грибы вы знаете?

( Слайд № 7- функции грибов).

– Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Почему? Но грибы таят в себе и опасность. Какую? (ядовитые). (Поговорим о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов).  Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

-  Да. Это почва. В почве – корни деревьев, кустарников и трав, которые тоже образуют ярусы. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку.

( Слайд № 8- значение лесной подстилки и микроорганизмов).

Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? Три - деревья, кустарники, травы. А основание составляет почва

( Слайд № 9 )

-  Влияет ли один ярус на другой? Каким образом? ( Деревья получают много света, другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев) – связи между ярусами (растения живут сообща?)

– Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? О животных. Связаны ли они с растениями?

(Слайд №10 животные)

-  Растения являются средой обитания, жилищем для животных, животные питаются растениями, отмершие растения и животные участвуют в образовании почв, с помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Давайте назовем представителей каждого класса царства животных, встречающихся в лесу: насекомые, пауки, пресмыкающиеся, птицы, звери. Представителей какого класса больше всего в нашем лесу?

Насекомых. ( Комары, бабочки, жуки- короеды, кузнечики, пчелы).

(Слайд №11 насекомые)

А кого мы чаще всего услышим?-  Птиц. (12 слайд)

-  Животные леса.

-  Ваше домашнее задание – подобрать слова к кроссворду 2, а их определения должны быть загадками, как в кроссворде 1. Загадки запишите в тетрадь.

- В лесу складывается равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? Это - экология, значит в лесу - экологическое равновесие. Что-то может его нарушить? Почему? Что делать? ....(варианты ответов об отношении к лесу).



- Давайте подведем итог. Что же такое лес? (версии)– дом, где все живут сообща. 

Лес - сообщество, в котором преобладают деревья. Как вы это понимаете? Что такое сообщество? Кто его создал? – природа. 

(Слайд правила в природе)

4. Рефлексия учебной деятельности.


Все ли из поставленных задач мы решили? (возврат к цели и задачам)

- Поставьте знак на ту ступеньку, который показывает степень вашего осмысления того материала, который изучали сегодня на уроке, и ваше внутреннее состояние.

5. Домашнее задание (на выбор)

1. Подготовка сообщения об интересных личных наблюдениях в пермском лесу.

2. Составление кроссворда о редких животных пермского леса.