microbik.ru
1


Тема урока: Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего строения птиц.

Цель: Ознакоми ть уч-ся с общей характеристикой класса Птицы. Сформировать понятие о строении скелета, и покровов тела птиц. Развивать интерес к особенностям строения птиц, связанных с полетом. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Таблицы, иллюстрации, чучело птицы, скелет голубя, птичьи
перья, запись голосов птиц, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока.

І Организационный этап.

І I.Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос.

1. Строение тела пресмыкающихся

(Голова, шея, туловище, хвост, конечности)

2. Покровы тела пресмыкающихся

( сухая кожа, покрыта чешуйками, щитками, пластинками)

3. Опорно-двигательная система

( скелет: череп, 5 отделов позвоночника, скелет конечностей, пояса конечностей, грудная клетка.)

4. С помощью чего происходит пищеварение

( бактерий симбионтов )

5. Что характерно для кровеносной системы?

( Замкнутая, 3-х камерное сердце, перегородка, кровь почти не смешивается)

6. Дыхательная система.

(Легкие, дыхательные пути)

7. Выделительная система

(почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака)

8. Органы чувств

( глаза, среднее и внутреннее ухо, орган равновесия, вкуса, осязания, теплочувствительные органы.)

9. Размножение

( половое, оплодотворение внутреннее, у некоторых яйцеживорождение.)

10. Развитие

( Прямое, происходит на суше.)

Уч. Все эти знания нам пригодятся при изучении новой темы.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1

УЧ. Птицы издавна интересовали человека. Вам, наверное, тоже интересно

  1. Как строение птиц связано с перемещением их в воздухе?

  2. Какие формы поведения присущи этим животным?

  3. Какие отряды объеденяет класс Птиц?

  4. Каково значение птиц в природе и жизни человека?

  5. Что характерно только для класса Птицы?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы на этом и последующих наших уроках.

Слайд 2

Тема нашего урока : «Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего строения птиц.» (Записывают в тетрадь)

Слайд 3

Цель нашего урока: познакомиться с внешним строением, строением пера, строением скелета птиц, а также определить особенности строения птиц, связанные с полетом.

IV. Изучение нового материала.

Сообщение учителя.

Слайд 4.

  • Класс Птицы объеденяет 8600 ныне живущих видов.

  • Все виды птиц разделяются на 40 отрядов

  • На территории нашей страны и стран СНГ встречается около 700 видов птиц из 18 отрядов. Это около 8,5 % видов мировой фауны.

Слайд 5

  • Класс Птицы делится на 2 подкласса - Первоптицы и Настоящие птицы.

  • В подклассе Настоящие птицы 3 надотряда : Пингвины, Бескилевые и Килегрудые.

Слайд 6.

  • Первоптицы - древние предки птиц. Это Архиоптерикс. Он лазал по деревьям, иногда перепрыгивал с ветки на ветку. У этих птиц были зубы.

• Птицы теплокровные, имеют постоянную температуру тела.
( Звучит запись голосов птиц)

Слайд 8

Рассказ учителя: Представьте себе мир без птиц... Рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых суетящихся воробьев, нашу Семеновку без любопытных сорок, Тамбовку без кукушек...

Мы привыкли к этим птицам и порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашей помощи, внимании и защите.

Слайд 9

Глядя на полет птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать воздушное пространство. Но, ни какой, даже самый идеальный летательный аппарат, не сравнится с летающей птицей. I Ч. Дарвин писал: Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц... И в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается орнитологом... А кто такой орнитолог?

Это человек который изучает жизнь и поведение птиц. А наука называется орнитология.

Сегодня, каждый из вас попробует стать немножечко орнитологом.

Я приглашаю к доске ребят, которые наблюдали за поведением птиц с фотоаппаратом в руках.

И так « В объективе птицы» (Доклад уч-ся)

Учит. Сейчас мы рассмотрим внешнее строение птиц.

Слайд 10

Тело разделено на те же отделы, что и у пресмыкающихся, но хвостовой отдел укорочен.

Голова. На ней расположены глаза с тремя веками ( верхняя, нижняя и мигательная перепонка), ноздри и слуховые отверстия. У птиц хорошо развит слух, они различают множество цветов и оттенков. Череп сросшийся и тонкий.

Шея - удлиненная, гибкая. Благодаря этому голова поворачивается на 180 гр. А у совы на 270.

Клюв. Состоит из верхней части - надклювье, и нижней - подклювье. Они покрыты роговыми чехлами. У некоторых видов (Голуби) на клюве есть восковица – небольшое возвышение над ноздрями, покрытое чувствительной кожицей и является органом осязания. У некоторых птиц эту функцию выполняют чувствительные щетинки. Органы чувств есть в коже, в тех местах, откуда растут перья.

Вопрос. Как вы думаете: Какую функцию выполняет клюв?

Слайд 11.

( Собирают зерна, чистят перья, строят гнезда, выкармливают птенцов)

О строении клювов разных видов птиц нам расскажут ребята из группы орнитологов-художников.

( Рассказ о строении клювов)

УЧ. Что представляют собой конечности птиц? Передняя пара - крылья. Приспособлены к полету. На них сохранились только 3 пальца, покрытые кожей. Задние конечности (ноги или лапы) помогают птице передвигаться по земле и удерживаться на ветках. Птицы двуногие животные.

Слайд 12

(Рассказ о строении ног у разных видов птиц)

УЧИТ. Переходим к покровам тела птиц.

Слайд 13.

У пресмыкающихся какая кожа? ( Сухая) Тело птиц покрыто тоже сухой кожей, в ней почти нет желез. Есть единственная железа - копчиковая . Она расположена в основании хвоста. Ее жиром смазываются перья. Сверху все

тело покрыто перьями. Есть несколько видов перьев.





Контурныеее

Виды пера

Кроющие Маховые Рулевые


Слайд 14.

Перо состоит из рогового стержня и опахала. Часть стержня, что находится в коже называется - очин. Опахала образованы тонкими нитями - бородками. Они бывают первого и второго порядка.

Контурное перо состоит и из бородок 1и 2 порядка. На бородках ест крючочки. Они удерживают бородки вместе. Это придает плотность опахалу и упругость.

У пуховых перьев стержень тонкий м гибкий, бородки только первого порядка.

Пух - не имеет стержня, нет крючочков.

Давайте подумаем: Где и какие перья находятся?

Маховые - на крыльях

Рулевые - на хвосте

Кроющие - по всему телу

Пуховые - под кроющими

Пух - покрывает кожу.

Птицы линяют и тем самым перья у них регулярно меняются.

Сейчас я предлагаю вам сравнить скелет пресмыкающихся и скелет птицы.

Слайд15

Определите что в скелете птицы появилось нового?

( вилка, киль, цевка - сросшиеся кости конечности, укорочен хвостовой отдел)

Слайд 16

Весь организм птицы приспособлен к полету:

  1. Кости черепа очень тонкие и сросшиеся.

  2. Кости туловища полые, заполненные воздухом (пневматические).

  1. Кости стопы - сросшиеся и образуют цевку, которая придает ноге крепость и стойкость.

  2. Имеется киль, к которому прикреплены грудные мышцы. Они поднимают крыло.

  3. Неподвижно соединены отделы позвоночника. Это придает телу компактность и жесткость во время полета.

6. Нет челюстей и зубов.
VІ. Закрепление.

И так, вы познакомились с внешним строением птиц.

Работа над тестами

Задания с выбором одного правильного ответа:

1. Обозначьте особенность, характерную для птиц:

А - наличие зубов; Б – наличие клыков,

В - зубы отсутствуют и функционально заменяются

роговым клювом.

2. Обозначьте особенность, характерную для кожи птиц: А - сухая;

Б - имеются многоклеточные железы, В – кожа жирная.

3. Обозначьте особенность перьевого покрова птиц:

А -регулярно заменяется; Б -покров не заменяется. В – имеется только пух.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

4. Обозначьте особенности, характерные для птиц:

А – передние конечности переросли в крылья.

Б -тело покрыто перьями

В -непостоянная температура тела.

Г – неподвижная шея.

Д – пневмотические кости.

5. Обозначьте приспособление скелета птиц к полету.

А -кости пневматические,

Б -полное срастание всех костей черепа,

В -все позвонки срослись неподвижно.

Г -сложный крестец, образованный в результате слияния

поясничных, крестцовых и части хвостовых позвонков.

Д -перепонки на конечностях

Э -на грудине высокий продольный киль

Е -длинный, гибкий хвост.

6. Рулевые перья расположены на :

А -туловище Б-голове

В -хвосте.

7. Маховые перья расположена на:

А-хвосте Б - крыле В -голове.

Слайд 16

Работа в группах по два человека

Слайд 17.

  1. Игра « Чей клюв лучше?

Слайд 18

  1. « Чьи это ноги?»

Слайд 19

3. «Песенный калейдоскоп.»

VІ. Итог урока.

Мы плодотворно потрудились и сейчас подведем итог нашего

урока.

Продолжите предложение: Я сегодня узнал что ...

Слайд 20

Д/3 § 42 страница 220

Выполнить задание на стр.225

Повторить тему «Внутреннее строение пресмыкающихся. »