microbik.ru
1
Тема урока: Конституция.

Цель: Продолжить формирование представления учащихся о демократичности основного закона страны и его значимости.

Задачи

Образовательная: Закрепить понятие «конституция», ввести понятие «правовой статус» и рассмотреть основные права и обязанности, познакомить учащихся со структурой Конституции и ее особенностями, коснуться истории создания Конституции в нашей стране.

Развивающая: Способствовать развитию умения работать с документами, умения работы в группе, выступать и слушать товарища, выделять главное, обобщать и делать сравнительный анализ, конспектировать.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, формированию гражданского самосознания, уважения к закону.

Оборудование: мультимедиа, Конституция РФ, конституция 1918г., конституция 1936г., конституция 1977г., учебники, рабочие тетради, таблицы-заготовки для групп, сводная таблица на доске, карточки- обозначения для каждого стола.

План урока:

1.Термины «Конституция», «правовой статус».

2. История вопроса.

3. Изменение правового статуса человека в нашей стране.

Ход урока.

Организационный момент.

- Тема сегодняшнего урока – «Конституция». Из курса «Обществознание» вы уже имеете общее представление об этом законе. Поэтому сегодня мы закрепим понятие «Конституция», познакомимся с понятием «Правовой статус», рассмотрим структуру конституции и выясним ее особенность.

Вспомните из курса обществознания, что такое Конституция?

Учащиеся вспоминают, что это основной закон государства. Определение записать в тетрадь.

- Что закрепляет конституция? На доске изобразить схему:

Конституция

Права обязанности

Правовой статус

- сформулируй те определение сами

Правовой статус- это совокупность прав и обязанностей человека, закрепленных законом. Определение записать в тетрадь.

- Идея конституции – не новое явление, в некоторых странах она существует уже несколько столетий. В современной Великобритании существует Конституция, которую составляют акты с 13 века до наших дней. В США Конституция впервые появилась в 1787 г. С некоторыми изменениями она существует до сих пор. Давайте совершим небольшой экскурс в историю нашей страны, послушаем сообщение Попова Гриши и Суворовой Кристины.

Ребята очень кратко рассказывают о конституциях, существовавших в СССР и России, сопровождая презентацией на мультимедиа.

- Как вы заметили, в нашей стране сменилось несколько конституций. Как вы думаете, почему? (менялись политические условия).

- Значит ли это, что менялся и правовой статус человека?

- Давайте проанализируем эти конституции и проследим, как менялся правовой статус человека в нашей стране и каким он является сейчас. К тому же, это нам пригодится в дальнейшем изучении истории.

Далее идет работа в группах. 4 группы, каждая получает Конституцию какого-либо года, таблицу заготовку, в которой нужно отметить основные права и обязанности по документу. На работу дается 12 минут.

Таблица – заготовка ( размер А-4)

Основные права и обязанности

статьи

содержание

Личные (право на жизнь, на защиту от насилия)








Политические (свобода совести, мысли, слова).








Гражданские (избирательное право)








Социально-экономические (на труд, отдых, образование, чистую экологию)







Культурные (на свою национальную культуру, язык)







Обязанности








По окончании работы ребята сравнивают правовой статус личности в различное время пользуясь таблицей, учитель записывает номера статей в общую таблицу на доске.

Вопросы для сравнения

Конституция

1918г.

Конституция

1936г.

Конституция

1977г.

Конституция

1993г.

Личные права













Политические













Гражданские













Социально-экономические













обязанности













По окончании выступлений, ребятам предлагается сделать вывод о том, как изменился правовой статус личности?

Исходя из всего вышесказанного, дайте характеристику современной конституции . Сделайте вывод – в какой конституции интересы личности превыше государственных?

Можно ли говорить о том, что у нас в стране начало складываться гражданское общество?

Д/з: §11, найти в Конституции и выписать в тетрадь обязанности государства по отношению к гражданам.

Выставить оценки

Самоанализ урока:
Тема данного урока «Конституция», это третий урок в разделе «Человек и его права» поэтому Конституция рассматривается здесь, прежде всего с позиции права т.е. рассматривается правовой статус личности. Далее учащиеся будут обращаться к конституции, так как начнем изучение отдельных отраслей.

Особенностью класса, в котором проводился урок, является то, что большинство из них очень активны на уроках, особенно хорошо делают выводы, не боятся высказывать и доказывать свою точку зрения, по уровню знаний это средний класс. (пять отличников, 11 хорошистов, 8 троечников).

На данном уроке установлены межпредметные связи с историей и это очень важно, эта тема предопределяет изучение истории России в ХХ веке.

Особенность урока: На уроке используется мультимедиа (самостоятельная работа учащихся по подготовке презентации «Конституции в России»). Основная часть урока проходила в форме групповой работы, группы были сформированы заранее, были выбраны руководители групп из наиболее сильных учащихся, которые во время урока должны были организовывать работу своей группы.

Цели и задачи.

Оборудование урока.

Структура урока: урок можно разделить на четыре этапа. 1. Работа с понятиями; 2. Индивидуальное сообщение учащихся в форме презентации; 3. Работа в группах с источниками; 4. Контроль знаний в виде постановки проблемных вопросов. Все этапы между собой логически взаимосвязаны.

В основном на уроке использовался частично-поисковый метод, что, на мой взгляд, максимально активизировало познавательную деятельность учащихся. Также использовались методы: объяснительно-иллюстративный; наглядный; метод сравнительного анализа; метод проблемного изложения.

Приемы: письменно-графический, словесный.

Основной акцент урока ставится на правовой статус личности, путем сравнительного анализа учащиеся отслеживают, как изменялся правовой статус человека в СССР и каким он является сегодня. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что современная конституция наиболее демократичная, а значит, интересы личности ставятся выше интересов государства. Это побуждает ценить и уважать современный закон.

Контроль знаний осуществлялся на предпоследнем и последнем этапах урока: Учащиеся представили результаты своей работы в группе; ответили на проблемные вопросы, сделали выводы по сравнительному анализу.

В качестве домашней работы было дано следующее задание – параграф 11 читать, выписать из конституции обязанности государства по отношению к гражданам в виде конспекта.

Оценки получили все, 8 пятерок, остальные -4. По времени уложились в 40 минут.