microbik.ru
1
Тема урока: Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии

Цель: Создать условия для объяснения причин своеобразия органического мира Австралии.

Задачи:

Обучающие:

- способствовать формированию представления о своеобразии органического мира Австралии и создать условия для выявления причины этого своеобразия;

- выявить закономерности размещения природных зон;

Развивающие:

- развитие универсальных учебных действий:

-умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
Воспитывающие:

- умение вести дискуссию, работать в коллективе с выполнением различных задач.
Тип урока: интегрированный - география и биология, с использованием Интернет ресурсов.
Форма учебной деятельности: групповая работа.
Оборудование: карты Австралии, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы, учебник «География материков и океанов» 7 класс Коринская В.А., учебник биологии «Животные» 7 класс Латюшина В.В. , атлас по географии для 7 класса.

Этапы урока:

I этап: Организационный момент.

II этап: Актуализация знаний.

III этап: Мотивационно – целевой.

IV этап: Процессуальный.

V этап: Подведение итогов. Рефлексия.

VI этап: Домашнее задание.
Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, контролировать и корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД: - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

-умение ориентироваться в различных источниках информации;

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

-владение навыками познавательной рефлексии.

Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать
Предметные результаты: знать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры; объяснять уникальность континента; знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни.

План изучения нового материала (на доске):

  1. Особенности строения эндемичных млекопитающих Австралии.

  2. Причины своеобразия органического мира.

  3. Характерные особенности природных зон Австралии (фото-экскурсия).



Ход урока.

В начале урока учащиеся рассаживаются по группам постоянного состава (по 4 человека).


Этап урока.

Деятельность учителя

слайд

Деятельность учащихся

I этап. Оргмомент.

Добрый день, ребята!


Я рада встрече с вами.

Проверка к готовности к уроку.





Проверяют готовность к уроку.

II этап. Актуализация.

Эпиграф к уроку (на доске)

«…Этот край – самый любопытный на всем земном шаре!

Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!..»

Жюль Верн

«Дети капитана Гранта»
- О каком материке идет речь?

Изучая материк, Австралия мы отметили уникальность этого материка.

- В чем уникальность этого континента?


№ 1


- речь идёт о материке Австралия


- Географическое положение, самый маленький, история освоения, самый низкий по средней высоте, самый сухой, страна – континент


III этап.

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

- Природу материков мы изучаем по определенному плану. Назовите, какой пункт плана нам предстоит сегодня изучить.

- Подумайте, как можно сформулировать тему урока. Ваши предложения.


- Для уточнения темы давайте обратимся к учебнику (с. 152), Как в учебнике определена тема урока?

- Как вы думаете, почему она называется именно так: своеобразие органического мира?

- Верно, наибольшее число видов растений (75%) и животных (более 95%) Австралии обитает только здесь и не встречаются больше нигде. Такие растения и животные называются эндемиками («местные»).
- Поэтому, как будет звучать цель сегодняшнего урока?
Сегодня мы будем работать по следующему плану (на доске).

Какие задачи урока?

- Особенности жизни и строения этих животных изучается на уроке биологии по теме «Многообразие млекопитающих» и на уроке географии «Природные зоны. Своеобразие органического мира», объясняется причина их эндемичности.

Урок наш сегодня необычный – интегрированный, который объединяет два предмета – географию и биологию.



№ 2
№3
№ 3 + анимация

№ 4



- Природные зоны


Формулируют тему урока:

- Природные зоны Австралии

- Природные зоны. Своеобразие органического мира.
- Записывают тему урока.

- так как органический мир материка уникален

- определить какие природные зоны сформировались в Австралии, и объяснить, почему, органический мир своеобразен.

- называют задачи урока по плану

Учащиеся знакомятся с планом, формулируют задачи урока.


IV этап. Процессуальный

Какая задача стоит на первом этапе? Что мы должны узнать?

К какому учебнику, по какому предмету мы обратимся?

- Откройте §31, с.158-160. Как называются пункты этого параграфа?
Работа в группах(по 4 человека)

Прочитайте данный текст, при чтении делайте следующие пометки на полях:

«V» - это знаю

«+» - новая информация

«!» - это интересно

«?» - информация требует пояснения

По результатам работы, учитель предлагает дискуссию:

- Что получилось? Что вы узнали нового? Сравним результаты разных групп.

Формулирование проблемы

- Какая проблема вытекает из этого текста?

Выдвижение гипотезы

- Какие у вас есть предположения (гипотезы) по этому поводу?

- Гипотез может быть несколько, какая из них верна?

(Если возникли затруднения: Давайте, обратимся к эпиграфу урока, здесь есть подсказка).
Направление поиска исследования

- Как нам открыть завесу тайны? К какому предмету нужно обратиться?

Выбор источников информации

- Какие источники информации помогут нам?

Проверка гипотезы

- Давайте проведем исследование по карте атласа с.6.

Выводы по результатам исследования

Предлагается прослушать результаты исследования групп.

Подведение итогов

– к какому выводу вы пришли?
Работа с картой

- По какому источнику информации мы можем сейчас провести исследование?


- Какие природные зоны сформировались на этом материке?

- Какая природная зона занимает наибольшую площадь?

- Почему?
- Как размещаются природные зоны на материке?

- Как вы объясните нарушение широтной зональности?

- От каких еще факторов зависит формирование природных зон?



№ 4

№ 1

№ 4



Особенности строения эндемичных животных Австралии.

- учебнику биологии

- Подкласс яйцекладущие,или первозвери.

- Подкласс Настоящие звери, отряд сумчатые.

Учащиеся работают с текстом, на полях делают пометки карандашом, заполняют схему
Схема №1
Млекопитающие












- Учащиеся вступают в дискуссию.


- Почему первозвери и сумчатые сохранились только в Австралии? Проблему записывают в схему № 2

- Обсуждают в группах и предлагают разные гипотезы. Записывают в схему № 2


проблема



гипотезы


доказательства



выводы


Например – причина своеобразия органического мира кроется в возникновении этого материка.


- География объяснит причину своеобразия органического мира.
-(учебник по географии, атлас с.6)

- работают с атласом и заполняют схему № 2


- 1 группа представляет свои результаты, а последующие дополняют недостающие звенья.

- Австралия долгое время находилась в изоляции и …
- Выявить особенности размещения природных зон Австралии и составить их характеристику.
- обратимся к атласу с.29

- На этом материке сформировались саванны, тропические пустыни, переменно-влажные (в т.ч. муссонные) леса на восточном побережье и на юге жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

- Наибольшую площадь занимают пустыни и полупустыни.

- Потому что климат Австралии засушливый.

- Природные зоны размещаются не по закону широтной зональности.

- Это объясняется особенностями рельефа.
- от климата, близости океанов, океанических течений, географического положения.


V этап.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что вы узнали нового?

Что на уроке больше понравилось, что было самым трудным, что осталось непонятным?
Контрольно-оценочная деятельность.

Предлагается тест по данной теме знаний.

Тест

1.Установите соответствие:

Представители:

а) хищные

б) яйцекладущие

в) сумчатые

Подклассы и отряды млекопитающих

1. утконос

2. кенгуру

3. собака Динго

4. ехидна

5. коала
2.Выберите правильные рассуждения о однопроходных, или первозверях:

А) животные данного подкласса широко распространены на Земле

Б) на концах пальцев имеются прочные роговые образования - копыта

В) есть клоака

Г) клоака отсутствует

Д) млечные железа имеют соски

Е) млечные железы развиты слабо и не имеют сосков

Ж) плацента развита хорошо, детеныши рождаются способными сосать молоко

З) животные откладывают яйца, которые потом насиживают или вынашивают в особой кожистой сумке

И) в плечевом поясе сохранились вороньи кости

3.Своеобразие органического мира объясняется тем, что Австралия:

А) была частью Гондваны;

Б) раньше отделилась от других материков;

В) длительное время была связана с Африкой

Г) самый сухой материк.

4. К плацентарным животным относят:

А) сумчатых;

Б) первозверей;

В) грызунов

Г) приматов.

5. Какая природная зона занимает наибольшую площадь:

А) влажные леса;

Б) жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники;

В) саванны;

Г) пустыни и полупустыни.







- Узнали об уникальности органического мира Австралии. Убедились, что география и биология дополняют друг друга.





Выполняют тестовую работу 15 минут

Проверяют у друг друга, по шкале выставляют соответствующий балл.

VI этап. Заключительный этап.

Домашнее задание.

Пусть возникшие вопросы и будут вашим домашним заданием.

Подготовить сообщение на тему – Чем еще может удивить Австралия?




Исследовать причину распространения в Австралии нелетающих птиц, множество эндемичных растений.

Чем еще может удивить Австралия?


Приложение

Австралийская биогеографическая область


Своеобразна древняя биота этой области. Поражает своей древностью флора. В ней присутствуют древовидные папоротникообразные (300 видов), древние голосеменные (саговники), древние хвойные (араукария, дизельма). Флора отличается высокой степенью эндемизма: около 75 % видов — эндемики (эвкалипты, филлодиевые акации).

Фауна также характеризуется исключительно глубоким эндемизмом: это единственная область, в которой эндемизм достигает уровня подкласса. Подкласс Первозвери (клоачные — яйцекладущие млекопитающие), отряд однопроходных представлен утконосом, ехидной, проехидной.

Очень разнообразна другая древняя группа млекопитающих из подкласса Сумчатые, отряда сумчатые. Австралию часто называют "страной сумчатых", потому что здесь обнаружено около 50 родов (160 видов) сумчатых: коала, 55 видов (17 родов) кенгуру, сумчатые белки, сумчатые кроты, сумчатые волки, сумчатый тушканчик, сумчатые крысы, сумчатые муравьеды.

В фауне птиц — эндемизм на уровне семейств: казуары, эму, сорные куры, птицы-лиры, райские птицы, киви-киви. В этой области сохранился представитель вымершего отряда рептилий — клювоголовых (гаттерия).

В восточных реках Австралии сохранилась двоякодышащая рыба рогозуб (неоцератод) - форма, родственная формам из триасового периода.

Своеобразие австралийской биоты сложилось, в соответствии сданными геологии и палеонтологии, вследствие фрагментации Гондваны в начале мезозоя. Австралия долгое время входила в состав Восточной Гондваны. О древних гондванских связях говорят такие факты:

  • Растения семейства цикадовые имеются в Австралии и Ю. Африке.

  • Растения с-ва рестионацевые, помимо Австралии, широко представлены в Капском царстве, Индо-Малайской, Мадагаскарской областях, в Неотропике.

  • Растения с-ва протеацевые встречаются еще в капской и неотропической флоре.

  • Росянки Дрозера многочисленны только в неотропической, австралийской и капской флоре.

  • Дождевые черви Мегасколидес обнаружены в Австралии, Индии, Мадагаскаре.

  • Первичнотрахейные (онихофоры) обнаружены в Ю. Африке, Ю. Австралии, Ю. Америке, Новой Зеландии.

  • Двоякодышащие рыбы из отряда рогозубообразных обитают в Ю. Америке, Ю. Африке и на востоке Австралии.

  • Рыбы галаксиды обитают в Ю. Америке, на юге Африки. на юге Австралии.

  • 9. Бесхвостые амфибии свистуны найдены в Неотропике, на юге Африки и Австралии.

В триасе Австралия вместе с Антарктидой отделилась от Африки. Связь Австралии с Ю. Америкой сохранялась через Антарктиду. Именно поэтому южный бук (нотофагус) растет в Новой Зеландии, в Восточной Австралии, на субантарктических о-вах, в Патагонских Андах. Араукария представлена двумя видами на юге Америки, тремя — на субантарктических о-вах, двумя — в Австралии. Связь Австралии с Ю. Америкой подтверждается также наличием сходных жаб в Австралии (пустынные жабы) ивЮ. Америке (парадоксальные жабы).

Отсутствие плацентарных млекопитающих и многообразие сумчатых млекопитающих объясняется тем, что отделение Австралии от Гондваны произошло после того, как яйцекладущие и сумчатые попали в Австралию. Высшие млекопитающие или еще не развились, или не расселились на этот участок суши. Сумчатые в полной изоляции развивались в течение многих миллионов лет и проделали параллельный плацентарным путь эволюции. Дрейфом материков объясняется также тот факт, что пролив, разделяющий острова Бали и Ломбок (в Индонезии), имеющий ширину 36 км, разделяет флору и фауну, различающуюся сильнее, чем флора и фауна Англии и Японии. Только в миоцене-плиоцене Австралия достигла тропиков и ее биота оказалась рядом с биотой ИндоМалайской области.

Тест

1.Установите соответствие:

Представители Подклассы и отряды млекопитающих

1. утконос а) хищные

2. кенгуру б) яйцекладущие

3. собака Динго в) сумчатые

4. ехидна

5. коала
2.Выберите правильные рассуждения о однопроходных, или первозверях:

А) животные данного подкласса широко распространены на Земле

Б) на концах пальцев имеются прочные роговые образования - копыта

В) есть клоака

Г) клоака отсутствует

Д) млечные железа имеют соски

Е) млечные железы развиты слабо и не имеют сосков

Ж) плацента развита хорошо, детеныши рождаются способными сосать молоко

З) животные откладывают яйца, которые потом насиживают или вынашивают в особой кожистой сумке

И) в плечевом поясе сохранились вороньи кости

3.Своеобразие органического мира объясняется тем, что Австралия:

А) была частью Гондваны;

Б) раньше отделилась от других материков;

В) длительное время была связана с Африкой

Г) самый сухой материк.

4. К плацентарным животным относят:

А) сумчатых;

Б) первозверей;

В) грызунов

Г) приматов.

5. Какая природная зона занимает наибольшую площадь:

А) влажные леса;

Б) жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники;

В) саванны;

Г) пустыни и полупустыни.