microbik.ru
1
ЦЕЛИ УРОКА:

  1. дать понятие о невербальных

средствах общения и

их роли в нашей жизни

2. показать с помощью различных ситуаций,

что невербальные средства общения позволяют

точнее передать содержание высказывания.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

На доске записаны термины: ЖЕСТЫ, МИМИКА,

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Эпиграф: «Каждое движение души имеет

своё естественное выражение в голосе, жесте,

мимике» (Цицерон)

ПЛАКАТЫ с изображением различных жестов, мимики

На партах карточки с ситуативными заданиями


ХОД УРОКА
1.ОРГ МОМЕНТ

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ученица показывает сценку: Девочка достаёт платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладёт на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясёт пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его , берёт платье , плача , уходит.
Учитель: ребята, что вы поняли из этой сценки? А как вы об этом догадались, ведь девочка не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать , не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.

Тема нашего необычного урока : «Невербальные средства общения». Какое слово вам непонятно?

Даётся представление о невербальных средствах общения.

А что такое жесты и мимика?

Словарные слова на доске:

МИМИКА- движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Жесты –движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Жесты и мимика тесно связаны со словом, но они предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.
Учитель: многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями.
Учащиеся: 1) когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя , например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

2) при встречи тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да ещё высовывают язык. Это означает:» Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.

3) а вот эскимосы приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Учитель: рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, можете найти материал в книге Матвеевой В. «В мире вежливости»
Учитель : А где мы ещё встречаемся с языком жестов и мимики?

( в споте, строительстве, морском деле, существует азбука глухонемых, а в школе , на уроках – подсказки)

А сейчас попробуем решить несколько ситуативных задач: с помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций.

(работа в парах или группах)


  1. «На улице». Прохожий спрашивает вас. Как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).

  2. 2. Идя в школу, вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья и какую вы , чтобы отказаться?

( жест –приглашение и жест-отказ)

  1. «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик (жест-указание, жест-воспоминание)

  2. Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

  3. Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете маме или папе, что получили «5».С помощью какого жеста?

  4. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (жест-отказ). А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

  5. «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там , на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?(жест –указание на место).

  6. «На рыбалке» рыба только начинает клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы его предупредите, чтобы он не шумел?


ВЫВОД: значит , в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть такой в Москве, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.



Мир жестов и мимики очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что за жесты они обозначают?

Высунуть язык – жест- дразнилка

Стукнуть по лбу –жест-воспоминание

Грозить кулаком – жест-угроза

Поднять брови – жест-удивление

Перед вами ряд лиц с очень разной мимикой. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.

Если такого нет, нарисуйте своё.

( Дети рисуют 3-4 мин)
Учитель: давайте посмотрим, у кого какое настроение?

А сейчас мы поговорим.. А о чём? Вам подскажет стихотворение

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

_ С добрым утром! Как дела?-

Сорок лапок подала.

И пока он лапки жал, тут и вечер набежал.

( Э.Гольдман)

ИТАК, речь пойдёт о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А.Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и всё о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, протянуть руку «лодочкой» -человек смущён, долго жать руку – дружеский интерес к тебе.

Но запомните: Чем человек вежливее, тем сдержаннее у него жест приветствия.

Сейчас мы инсценируем несколько встреч и прощаний. Я описываю ситуацию, вы её разыгрываете, используя жесты и мимику.


  1. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствую друг друга.

  2. мальчик встретился со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

  3. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?


А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?

Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина : «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала. Мы бы её никогда не видели. Улыбка предназначена другим людям. Чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Подведём итоги нашего необычного разговора: наша мимика и наши жесты наша речь. Поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. И если сегодняшний урок вас чему-нибудь научил, я очень рада. А на прощание мне хочется подарить вам стихотворение С.Я.Маршака «Пожелание друзьям». ( Учитель читает стихотворение Маршака).




ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧИТЕЛЬ ЧЕХЛОВА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА





МОУ НОВОПРЕОБРАЖЕНСКАЯ СОШ 2008 год
Сочинение- отзыв

(домашнее задание)
У нас прошёл открытый урок на тему: «Невербальные средства общения».

Его провела Чехлова Тамара Алексеевна. До этого я был знаком с этими средствами общения, но не подозревал, что они так называются.

Мы узнали , что можем общаться жестами и мимикой выражать свои чувства, действия и самое главное видеть выражение лица подруги, друга. На уроке мы рисовали лица с разной мимикой, пытались разговаривать с помощью разных жестов, Тамара Алексеевна рассказала нам , как здоровались люди в старые времена и разных племён.

Благодаря этому уроку и Тамаре Алексеевне я узнал много интересного и нового о способах общения и об этикете приветствий.
Вальтер Андрей, ученик 7 класса
Как я познакомилась с невербальными средствами общения.
С невербальными средствами общения я познакомилась на открытом уроке русского языка, который провела в нашем классе Тамара Алексеевна. На этом уроке мы узнали, как можно с помощью мимики и жестов передать свои чувства и настроение. Мы рисовали лица с такой мимикой, которая отражала наше настроение в этот момент. Было очень интересно. Пробовали свои силы в пантомиме: нужно было показать несколько ситуаций только с помощью жестов и мимики: «на рыбалке», «на уроке» и др.

Ещё мы узнали, как можно здороваться жестами. Мне очень понравился открытый урок русского языка.
Ученица 7 класса Шипицына Кристина

Перед уроком я уже знала что-то о жестах и мимике, но то что я узнала со слов Тамары Алексеевны и иллюстраций, которые она показывала нам, ещё больше меня заинтересовало и я записала книги, где можно ещё подробнее узнать о таких средствах общения. Мне понравилось рисовать лица с выражением разного настроения, я показывала пантомиму, а ребята отгадывали , что же я такое показываю им. Всем понравилось. Я очень благодарна Тамаре Алексеевне за эту встречу на уроке жестов и мимики.
Ученица 7 класса Баркова Надя