microbik.ru
1
Тема урока: Животное – живое существо.

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока: Раскрыть понятие: животное – живое существо; познакомить с особенностями живого организма; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к природе; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Задачи урока:

Предметные умения:

Узнавать и называть животных на рисунках учебника.

Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять само­проверку.

Приводить, примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Классифицировать животных по изученным признакам.

Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.

Формировать представление об охране животных

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать красоту мира природы; делиться своими впечатлениями от восприятия картин.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира;

определять своими словами самое главное;

контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Оборудование: Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир», бланки для тестов и игры, картинки животных для самооценки, разрезные цветы - ромашки

Ход урока:

I этап.Мотивация учащихся. Слайд 1

Ребята, улыбнитесь, поделитесь улыбкою своею и от всей души пожелайте добра и удачи друг другу.

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором в слух:

«Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится ( по парам и в конце все вместе)

Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю - у вас все получится!

II этап Актуализация: СЛАЙД 2

Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились? Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх красную карточку, если нет – то ФИОЛЕТОВУЮ.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых шесть ног. (Да)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

ж)СОВА ОТКЛАДЫВАЕТ ЯЙЦА?( да)

з) Обезьяны кормят детёнышей молоком?( да)

д)Жаба и лягушка – земноводные?( да)

е) Медведь – всеядный? ( да)

ΙIIэтап Постановка проблемы ( слайд 3- 13)

- НА экране картинки с изображением животных.

Разделите картинки на группы. По какому признаку вы разделили животных?( к каждой группе картинок прикрепляется карточка с опорным словом)

звери насекомые птицы пресмыкающие

А теперь попробуем определить тему нашего урока. Никак не получается, давайте обратимся к страницам учебника, он ведь у нас самый умный и всегда приходит к нам на помощь, просмотрите с. 85 – 86( ответы детей)

( появляется табличка животные)

Верно. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы кто такие животные, как живут разные животные? Что умеют делать?

Каждая пара поставит перед собой цели к которым будет стремиться на уроке. ( обсудите и назовите ваши цели).

IV этап: « Открытие» нового знания. слайд 14

1.- Попробуйте объяснить значение слова «существо»?

( дети дают ответы………..)

Учитель или кто – то из детей обобщает: Слово «существо» - произошло от слова существует, т.е. живёт.

Что значит живёт?( дышит, питается, производит потомство, передвигается).

У. Сообщает тему урока: “Животное – живое существо”.

Обратится к странице 85 -86.( рассмотреть иллюстрации)

Дети рассказывают по учебнику.

( на экране в ходе ответов детей выстраивается опорная схема). ( слайд 15)

дышит питается

животное

передвигается даёт потомство

ФИЗМИНУТКА: слайд 16

4.Знакомство с тем , может ли человек жить без живой природы. Учебник с.87 СЛАЙД 17

Представьте себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц.

Что осталось? Голая Земля, камни, песок, ветер….

Разве смог бы человек жить на голой Земле?( нет)

Что даёт человеку живая природа? Давайте обратимся к картинкам.

Ответы детей…….( глядя на иллюстрацию с.87)

Вывод: В природе нет ничего лишнего, природе нужны все!. Человек зависит от природы( она его кормит, греет, даёт возможность отдыхать, питаемся хлебом, фруктами, овощами, лес нас обогревает и цветы украшают нашу жизнь). Молодцы!

5.Природе нужны все!( с.88) читаем, рассуждаем

В нашей стране существует Закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природу, помогать ей, постоянно заботиться о ней.

СЛАЙД 18

Животное – живое существо

И им забота наша так важна

Чтобы могли летать, дышать, детей растить.

И мирно на планете нашей жить!

6. СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ(2) ( ЕГОР, АЛЕКСАНДРА)

7.Расширение представлений детей о многообразии мира ЖИВОТНЫХ.

Как вы думаете, много ли видов животных на земле? (Да)

- Действительно, мир животных разнообразен.

На Земле обитает 5млн. видов животных: насекомых – более 1млн. видов. Насекомые – первые живые существа, которые научились летать. Они живут на суше и в воде, во льдах и в пустынях.

Звери или млекопитающие живут на суше, в воде и даже в воздухе.

Птицы поначалу напоминали скорее летающих ящериц.

Рыбы жили и живут как в морях, так и в пресных водоемах.

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса, безбрежные моря, реки и озёра, высокие горы, широкие степи. Как удивительны и уникальны растения и животные, населяющие нашу планету. Вслушайтесь в эти строки.

Природа– предстаёт перед нами волнующей, думающей, чувствующей. Всегда ли мы относимся к ней с уважением, пониманием, бережливостью?

Я сегодня вам хочу рассказать о Красной книге. Слайд19

Что такое Красная книга? Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения. Ведь много птиц, животных истребили сами люди. Но потом люди поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось учёные составили Красную книгу. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).

Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).

Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).

Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

Перелесните на с.88 – 89 и запомните этих животных.

V этап: Первичное закрепление.

Давайте проверим полученные знания данного урока:

Какие группы животных вы знаете? А что значит животное - живое существо? Как живут, что умеют делать? Приведите примеры.

VI этап: Самостоятельная работа с проверкой в классе.

— Сейчас мы будем работать в паре. Какие правила надо соблюдать при такой работе?

А)Игра «Кто лишний?» карточки на каждую парту

— У вас на партах лежат листочки с написанными животными. Рассмотрите их.

— Я предлагаю вам, работая в паре, обсудить и зачеркнуть в каждой строчке лишнее животное.

— Назовите лишнее животное в 1ом ряду. Докажите выбор.

Чайка, мышь, верблюд, бегемот, рысь

— Назовите лишнее животное во 2ом ряду. Докажите выбор.

Белый медведь, серый журавль, соловей, чиж, синица

— Назовите лишнее животное в 3ем ряду. Докажите выбор.

Муравей, майский жук, жужелица, бабочка – крапивница, лягушка

— Назовите лишнее животное в 4ом ряду. Докажите выбор.

Змея, жаба, уж, кузнечик, муравей.

— Что помогло вам найти лишнее животное?

!? — Можно ли сказать, что животные каждой группы имеют свои общие признаки? Попробуйте это доказать.

Б). Кто как передвигается» (на бланках).

  1. Выбери и запиши животное, которое лазает: акула, рысь, корова, обезьяна.

  2. Выбери и запиши животное, которое летает: дятел, хомяк, акула, лев, бабочка.

  3. Выбери и запиши животное, которое бегает, ходит: бабочка, лиса, тигр, окунь.

  4. Выбери и запиши животное, которое ползает: змея, акула, медведь, червяк, утёнок.

  5. Выбери и запиши животное, которое прыгает: щука, кенгуру, воробей, лягушка.

  6. Выбери и запиши животное, которое плавает: жираф, кошка, кит, ворона, карась.

  7. Творческая работа: СОЧИНЯЛКИ(придумай название и расскажи что ты сочинил.

Если всё в природе связано друг с другом, значит ничего лишнего нет. Так как же мы должны относится ко всему, что нас окружает— Я предлагаю послушать стихотворение :

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мед и кто делает яд!

Если человек хорошо относится к окружающей среде, то какими чертами характера должен обладать человек?

Составить цветок.

Вот такой красивой должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться к тому, чтобы эти качества расцвели у вас у каждого в душе.

VII.  Итог урока. Рефлексия:

- Что сегодня узнал о животных?

- Чему удивился?

- Что повторил? Что вспомнил?

Какую задачу ставили в начале урока? Добились цели, результата?

VI. Самооценка

- Найдите своё место на дереве « радости», где вы себя видите на этом уроке?

( Дети выходят к доске, показывают и отвечают:

- Я нахожусь вверху, потому, что я молодец, отвечал всё правильно, активно работал.

- Я нахожусь вверху, потому, что очень хорошо подготовил рассказ. И урок мне очень понравился.

- А я на середине дерева, потому что я, отвечая правильно, поднимался вверх. Но отвечая на другой вопрос, ошибался и спускался ниже и т.д.)