microbik.ru
1
ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

У.-Определите о каком слове идет речь.Это слово имеет несколько значений.

Учитель называет значения слова и показывает рисунки ,изображающие

эти предметы.

1).внутренняя часть в теле зуба,часть волоса и даже ногтя;

2).в математике (показать изображение корня из числа);

3).подземная часть растений,которая удерживает их в почве и служит для

питания;

4).в переносном смысле -источник,начало чего-нибудь;

(источник зла)

5).в грамматике -часть слова,в которой заключено его вещественное значе-

ние;

У.-Какая часть слова называется корнем?

У.-Общая часть однокоренных(родственных )слов.

У.-Какие слова называются однокоренными?

У.-Слова,у которых есть общая часть и одинаковый смысл.

У.-Назовите тему нашего урока.

У.-Корень.Однокоренные слова.

На доске открываются карточки с названием темы урока.

У.-Сегодня мы обобщаем все то,что узнали и чему научились ,изучая эти темы.
3.Нахождение однокоренных слов и определение у них корня.

У.-Прочитайте предложение на доске.Как его можно назвать?

У.-Пословица.

У.-Спишите пословицу и найдите однокоренные слова.Выделите у них корень.

Дети называют однокоренные слова,называют общую часть слов.

У.-Чтобы доказать ,что слова однокоренные,надо определить их смысл.

Дети рассуждают о значении каждого из этих слов.

У.-Определив смысл каждого из этих слов,мы можем теперь объяснить смысл

всей пословицы.Объясните,как вы понимаете смысл этой пословицы.

У.-Наше умение думать,мыслить и наш опыт подскажут ,как решить любую за-

дачу.

4.Как найти корень?Происхождение слов.Работа по учебнику.

У.-Мы повторили ,как найти корень в однокоренных словах.А как определить

корень в любом слове?

У.-Надо подобрать однокоренные слова и выбрать то слово,которое более точ-

но отражает смысл слова.

У.-Найдите в учебнике упр.307.Прочитайте слова .Прочитайте задание.Что надо

выполнить?

-Подумайте,как появилось каждое слово.Спишите и определите корень каждо-

го слова.

В это время один ученик работает с другими словами на доске.

Тельняшка,ошейник,подсвечник,наездник,земляника,озимые.
Проверка начинается с ученика,отвечающего у доски.Ученик опирается в от-

вете на свой опыт,свое представление.(Тельняшку носят на теле.Корень

-тель- и т.д.)
Отдельным ученикам(более сильным )дается задание найти слова из упраж-

нения в словообразовательном словаре и узнать их корень.
Упр.307.Ежевика,облепиха,черника,одуванчик,колокольчик.
Дети объясняют смысл слов исходя из своего опыта.Выслушиваются несколь-

ко мнений по каждому слову.

У.-А теперь ребята,которые работали со словарями ,расскажут нам ,какие корни

у этих слов указаны в словообразовательных словарях.

Итог.У.-Если вам трудно определить корень в слове,куда нужно обратиться?

У.-Нужно обратиться в словообразовательный словарь.
5.Гнездо родственных слов.

У.-Как более точно определить корень слова?

У.-Надо составить гнездо родственных слов.

У.-А как правильно его составить?

У.-Не употреблять формы одного и того же слова,подбирать разные части речи.

У.-На доске гнездо родственных слов,которое составила я.Однокоренные ли

это слова?

корень корешок коренной (в корнях пропущена гласная о)

однокоренные корневые искоренить

корневой укоренить

корневище корневая

У.-Найдите общую часть этих слов.Что заметили?

У.-Чердование в корне:-корен-,-кореш-,-корн-.

У.-Определим смысл слов.Объясните,что обозначают эти слова.

Корешок-маленький (короткий )корень.

Корневище-длинный(глубоко в земле)корень.

Корневой-находится на корне.

Коренной-например зуб.Коренной вопрос-главный.

Укоренить-посадить глубже.

Искоренить-убрать,уничтожить «.Искоренить привычки» .

У.-Еще раз назовите корень в этих словах.

-Правильно ли я составила гнездо родственных слов.

У.-Нет.Здесь встречаются формы одного итого же слова.

У.-Назовите эти формы.

Корневой,корневые,корневая.

-Можем ли мы оставить одно из этих слов?Какое?

У.-Корневой(нач.форма-муж.род.)

У.-Как можно разгруппировать остальные слова?

У.-По частям речи.

У.-Сколько будет групп?

У.-Три.Существительные,прилагательные,глаголы.

У.-Запишите слова в три группы.

Один ученик работает у доски.
Проверяется работа ученика у доски.Ученик читает слова,доказывая части речи.Обращается внимание детей на то ,как выделен корень в словах,учел

ли ученик чередование в корне.-Какую гласную вставили и почему?Каким правилом пользовались?

Вывод.У.-Уточните еще раз,как же правильно составить гнездо однокоренных

слов?

У.-Не употреблять формы одного и того же слова,подбирать разные

части речи.Одинаковое написание корня в родственных словах.
6.Составление гнезд однокоренных слов.Работа в парах.

У.-Поупражняемся в составлении гнезд родственных слов.У вас на партах кар-

точки с корнем ,к которому вы будете подбирать однокоренные слова.

Посоветуйтесь друг с другом и составьте гнездо родственных слов-4-5слов.

Корни:-земль-,-сил-,-берег-,-дождь-.

При проверке один ученик из пары читает,а остальные дополняют ответ.
7.Творческая работа в парах.

У.-Теперь творческое задание.Сотавьте небольшой рассказ,используя в каждом

предложении однокоренные слова из гнезд,которые вы составили.

-С чего нужно начать?Что нужно помнить?

У.-Выбрать тему.В тексте должны быть начало,основная часть и конец.

Дети составляют рассказы,записывают и читают друг другу в паре.

Несколько рассказов зачитываются вслух.

8.Оценивание учеников.

9.Подведение итогов.

У.-Вернемся к началу урока.Что мы знаем о корне слова?

-Какие слова называют однокоренными?

-Чем отличаются формы слова?

-Как определить корень в слове?Правило о написании корня родственных

слов.

-Найди группу родственных слов. кора кормить

корень кормушка

корм кормление

-Найди лишнее слово. смешной,смешать,смешить.

-Вставь гласную:с.довый,с.дил,с.довник.