microbik.ru |
1 1.Орг. момент. 2.Актуализация знаний. У.-Определите о каком слове идет речь.Это слово имеет несколько значений. Учитель называет значения слова и показывает рисунки ,изображающие эти предметы. 1).внутренняя часть в теле зуба,часть волоса и даже ногтя; 2).в математике (показать изображение корня из числа); 3).подземная часть растений,которая удерживает их в почве и служит для питания; 4).в переносном смысле -источник,начало чего-нибудь; (источник зла) 5).в грамматике -часть слова,в которой заключено его вещественное значе- ние; У.-Какая часть слова называется корнем? У.-Общая часть однокоренных(родственных )слов. У.-Какие слова называются однокоренными? У.-Слова,у которых есть общая часть и одинаковый смысл. У.-Назовите тему нашего урока. У.-Корень.Однокоренные слова. На доске открываются карточки с названием темы урока. У.-Сегодня мы обобщаем все то,что узнали и чему научились ,изучая эти темы. 3.Нахождение однокоренных слов и определение у них корня. У.-Прочитайте предложение на доске.Как его можно назвать? У.-Пословица. У.-Спишите пословицу и найдите однокоренные слова.Выделите у них корень. Дети называют однокоренные слова,называют общую часть слов. У.-Чтобы доказать ,что слова однокоренные,надо определить их смысл. Дети рассуждают о значении каждого из этих слов. У.-Определив смысл каждого из этих слов,мы можем теперь объяснить смысл всей пословицы.Объясните,как вы понимаете смысл этой пословицы. У.-Наше умение думать,мыслить и наш опыт подскажут ,как решить любую за- дачу. 4.Как найти корень?Происхождение слов.Работа по учебнику. У.-Мы повторили ,как найти корень в однокоренных словах.А как определить корень в любом слове? У.-Надо подобрать однокоренные слова и выбрать то слово,которое более точ- но отражает смысл слова. У.-Найдите в учебнике упр.307.Прочитайте слова .Прочитайте задание.Что надо выполнить? -Подумайте,как появилось каждое слово.Спишите и определите корень каждо- го слова. В это время один ученик работает с другими словами на доске. Тельняшка,ошейник,подсвечник,наездник,земляника,озимые. Проверка начинается с ученика,отвечающего у доски.Ученик опирается в от- вете на свой опыт,свое представление.(Тельняшку носят на теле.Корень -тель- и т.д.) Отдельным ученикам(более сильным )дается задание найти слова из упраж- нения в словообразовательном словаре и узнать их корень. Упр.307.Ежевика,облепиха,черника,одуванчик,колокольчик. Дети объясняют смысл слов исходя из своего опыта.Выслушиваются несколь- ко мнений по каждому слову. У.-А теперь ребята,которые работали со словарями ,расскажут нам ,какие корни у этих слов указаны в словообразовательных словарях. Итог.У.-Если вам трудно определить корень в слове,куда нужно обратиться? У.-Нужно обратиться в словообразовательный словарь. 5.Гнездо родственных слов. У.-Как более точно определить корень слова? У.-Надо составить гнездо родственных слов. У.-А как правильно его составить? У.-Не употреблять формы одного и того же слова,подбирать разные части речи. У.-На доске гнездо родственных слов,которое составила я.Однокоренные ли это слова? корень корешок коренной (в корнях пропущена гласная о) однокоренные корневые искоренить корневой укоренить корневище корневая У.-Найдите общую часть этих слов.Что заметили? У.-Чердование в корне:-корен-,-кореш-,-корн-. У.-Определим смысл слов.Объясните,что обозначают эти слова. Корешок-маленький (короткий )корень. Корневище-длинный(глубоко в земле)корень. Корневой-находится на корне. Коренной-например зуб.Коренной вопрос-главный. Укоренить-посадить глубже. Искоренить-убрать,уничтожить «.Искоренить привычки» . У.-Еще раз назовите корень в этих словах. -Правильно ли я составила гнездо родственных слов. У.-Нет.Здесь встречаются формы одного итого же слова. У.-Назовите эти формы. Корневой,корневые,корневая. -Можем ли мы оставить одно из этих слов?Какое? У.-Корневой(нач.форма-муж.род.) У.-Как можно разгруппировать остальные слова? У.-По частям речи. У.-Сколько будет групп? У.-Три.Существительные,прилагательные,глаголы. У.-Запишите слова в три группы. Один ученик работает у доски. Проверяется работа ученика у доски.Ученик читает слова,доказывая части речи.Обращается внимание детей на то ,как выделен корень в словах,учел ли ученик чередование в корне.-Какую гласную вставили и почему?Каким правилом пользовались? Вывод.У.-Уточните еще раз,как же правильно составить гнездо однокоренных слов? У.-Не употреблять формы одного и того же слова,подбирать разные части речи.Одинаковое написание корня в родственных словах. 6.Составление гнезд однокоренных слов.Работа в парах. У.-Поупражняемся в составлении гнезд родственных слов.У вас на партах кар- точки с корнем ,к которому вы будете подбирать однокоренные слова. Посоветуйтесь друг с другом и составьте гнездо родственных слов-4-5слов. Корни:-земль-,-сил-,-берег-,-дождь-. При проверке один ученик из пары читает,а остальные дополняют ответ. 7.Творческая работа в парах. У.-Теперь творческое задание.Сотавьте небольшой рассказ,используя в каждом предложении однокоренные слова из гнезд,которые вы составили. -С чего нужно начать?Что нужно помнить? У.-Выбрать тему.В тексте должны быть начало,основная часть и конец. Дети составляют рассказы,записывают и читают друг другу в паре. Несколько рассказов зачитываются вслух. 8.Оценивание учеников. 9.Подведение итогов. У.-Вернемся к началу урока.Что мы знаем о корне слова? -Какие слова называют однокоренными? -Чем отличаются формы слова? -Как определить корень в слове?Правило о написании корня родственных слов. -Найди группу родственных слов. кора кормить корень кормушка корм кормление -Найди лишнее слово. смешной,смешать,смешить. -Вставь гласную:с.довый,с.дил,с.довник. |