microbik.ru
1
Методическую разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской области

Бушигина Ирина Борисовна ( стаж работы 10 лет)
Литература 9 класс

Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.

  1. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».

  2. Проблематика повести «Собачье сердце». Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».



1 УРОК

Тема урока:

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».

Цели урока:

  1. Познакомить девятиклассников с творчеством М.А. Булгакова, дать информацию о его писательской судьбе.

  2. Произвести обзор содержания повести «Собачье сердце».

  3. Обучить аналитическому пересказу, развивать монологическую речь.

Оборудование:

  1. портрет писателя;

  2. презентация «М.А.Булгаков»;

  3. учебник;

  4. текст художественного произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце».

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе.

  3. Целеполагание.

  4. Рассказ учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова и показ презентации.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных».

Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»).

В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. О том, кто был главным его врагом, он выразился в письме В. В. Вересаеву: «… И вдруг меня осенило! Я вспомнил фамилии! Это – А. Турбин, Кальсонер, Рокк и Хлудов (из «Бега»). Вот они, мои враги! Недаром во время бессонниц приходят они ко мне и говорят со мной:

«Ты нас породил, а мы тебе все пути преградим. Лежи, фантаст, с загражденными устами.»

«Тогда выходит, что мой главный враг – я сам»… А не цензура, не бюрократы, не Сталин… С последним у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца).

Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но… Однажды он сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет».

Почему же Вождь не ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят, писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз!

Л.Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор… Передо мной стоял человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!»

Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.


  1. Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Биография писателя» и «Художественный мир писателя». Я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

  1. Назовите известные вам произведения Булгакова.

  2. Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

( Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)


  1. Знакомство с повестью.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора. Перед нами «московская» повесть М.А.Булгакова, очень характерна для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика.

От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков? (мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.)

Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.

Две острые мысли, развёрнутые в повести, пережили своё время и заставляют до сих пор читать эту вещь неотрывно, не только в силу уважения репутации автора. /по ходу объяснения учебного материала учитель работает по составлению схемы/

Первая из них связана со странным «лабораторным существом», которого никак уж не решишься назвать человеком Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Вторая – фигура профессора Преображенского, тщетно борющегося за сохранение привычного образа жизни в большой пречистенской квартире. Пытается отгородиться от «улицы», оставить «чистой» свою науку. Но себе же на погибель он создаёт чудовище, способное изгадить и погубить всё вокруг себя.

Близорукость взгляда учёного и непредсказуемость опытов и теории, когда дело касается человеческой психики, - вероятно, в современном мире эта тема не менее, а более насущна, чем 85 лет, когда создавалось произведение.

Повесть состоит из 8 глав и эпилога. История превращения собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь».
7. Чтение текста 1главы в учебнике.

От чьего лица ведётся повествование в данном отрывке?( внутренний монолог пса Шарика о своей нелёгкой доле.)

Почему псу нелегко передвигаться по улицам Москвы?( он болен /ошпарен кипятком/, голоден.)

Проиллюстрируйте свой ответ текстом. Какое настроение сообщает читателю пейзаж?

(чтение текста по учебнику. Вывод: мрачное настроение.)


  1. Заключение.

Что вы запомнили о жизни Михаила Афанасьевича Булгакова?

Какие тяжелые испытания выпали на долю этого человека?

Назовите особенности его творчества, которые мы сегодня обсуждали?

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

  1. Домашнее задание.

  1. Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».

  2. Подготовить рассказ о превращении пса Шарика в Шарикова.

  3. Подготовить сообщение об истории создания повести (индивидуальное задание)