microbik.ru
1 2 ... 4 5


Уроки 1 - 15
Урок 1. Наше творчество

Вводный урок
Первый урок посвящается чтению лучших сочинений, написанных детьми в прошедшем учебном году.

Учитель просит детей вспомнить, чем занимались они на уроках литературы в прошлом году, какие сочинения писали; говорит: «Вы учились быть настоящими читателями, которые умеют понимать автора, разгадывать его загадки. А чтобы лучше понимать автора, вы еще и сочиняли, то есть сами пытались быть авторами»; предлагает вспомнить лучшие сочинения прошлого года. Заранее выбранные сочинения читает учитель. Некоторые работы могут прочитать сами авторы (из числа детей, умеющих читать выразительно).
Примечание. В следующих классах вводные уроки посвящаются уже не просто чтению, а обсуждению «сочинений-секретов», написанных в самом конце предыдущего учебного года специально для того, чтобы прочитать и обсудить их на первом уроке нового учебного года.

Если учитель уже в конце второго класса провел «сочинение-секрет» (мы указали на такую возможность в разработках для предыдущего класса), то, естественно, на вводном уроке читаются именно эти работы.
Урок 2. Автор - художественный текст – читатель


ТЕКСТЫ К УРОКУ

А. Барто. «Лошадка». «Грузовик». «Бычок». «Машенька». «Мишка». «Вставай». «Лес». «Собака и кошка».

С. Маршак. «Тигренок». «Зебры». «Слон».

Переводы Самуила Маршака

Из английской народной поэзии. «В гостях у королевы».«Кузнец».

Из чешской народной поэзии. «Сенокос».

А. Блок «Зайчик».



У. На прошлом уроке вы вспоминали свои лучшие сочинения. А сегодня попробуйте вспомнить, какие секреты авторов вам уже удалось разгадать, что вы знаете об авторе и читателе, об их работе. Помните, у вас была специальная книга, в которую вы записывали ваши открытия, и в конце года все эти открытия «собрали» на один лист в одну общую схему. Теперь эта общая схема помещена в ваших «Тетрадях по литературному чтению» (см. Рис. 1). Попробуйте эту схему «прочитать».
План «вычитывания схемы»

1. Человечек-читатель. Он читает книгу, но не просто читает, он еще и оценивает, нравится ли ему герой, что и как сочинил автор... То есть этот человечек не просто «читатель», но еще и «критик». Когда ему что-то нравится, то это обозначается на рисунке белым шариком, когда нет - черным.

У читателя работа автора, созданные им герои и могут вызывать разное отношение, настроение: грустное, веселое, спокойное. У вас даже целый «Словарь настроений» был! Слов, обозначающих настроение, было так много, что на схеме и не покажешь; вы их писали на карточки и складывали в конверты. Список слов-настроений вы можете прочитать в ваших учебниках в разделе «Теория литературы».

А читатель-теоретик открывает секреты автора - изучает, как построено произведение

2. Книга и герой. Автор сочиняет книгу, читатели ее читают. В книге «живут» герои. Автор, читатель - человечки, потому что они живут или жили в реальной жизни, а герой «живет» в книге, поэтому мы его обозначили не фигуркой человечка, а буковкой (правда, у этой буковки есть глаза и рот). У героя также могут быть белый и черный шарики-оценки (мы их не стали рисовать, чтобы «не перегружать» схему), у него тоже бывает разное настроение, ему что-то нравится и не нравится, как автору и читателю. Герой «живет» в книге, он думает, чувствует, действует. И когда мы читаем книгу, то как бы «видим» с помощью воображения картину его жизни. Но «видеть картину жизни» - это не просто «видеть только глазами», мы можем слышать звуки, чувствовать запахи и даже понимать мысли и чувства героя. Можем угадывать то, что очень-очень трудно понять и почувствовать - мысли и чувства автора.

3. Человечек-автор. Вот он-то и есть самый главный. Он же все для нас придумал, все, что хотел, нам рассказал и показал, все загадки нам загадал. И наша главная задача как читателей - понять точку зрения автора, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, о чем он рассказал, - отсюда знак «глазик». А над «глазиком» - вопрос. Читатель всю жизнь читает и отгадывает загадки автора.

4. Способы построения текста.

1 - диалог, разговор героев - ГГ.

2 - РГ (рассказчик-герой) рассказывает о себе или о себе и других героях; РГ может обозначаться словом «я», «мы», «ты», «вы».

3 - РП (рассказчик-повествователь) о себе ничего никогда не рассказывает, он как бы прячется, рассказывает только про других, но все всегда про всех знает; он находится за пределами картины жизни этих других, но может всюду проникать, поэтому его герои – «они», и эти «они» заключены еще в одну рамочку, чтобы показать, что они отделены от РП; вот такой он рассказчик-невидимка.

4 – Рассказчик с «плавающей точкой зрения» (Р с п.т.з.) - очень «хитрый» рассказчик (как правило, это рассказчик-повествователь). Это такой рассказчик, который все рассказывает сам, своими устами, а вот точка зрения у него необычная: это может быть не только его точка зрения, она может «переплывать» от рассказчика к герою. Это очень сложный случай. Так у вас было и в тексте Алексея Николаевича Толстого про Желтухина. Рассказ там ведется «устами» рассказчика-повествователя, а вот точка зрения «переплывает»: то окружающее видится глазами скворца Желтухина, а то и кота Василия Васильевича. Правда, нельзя забывать, что РП всегда все знает про своих героев, даже про то, что они думают и чувствуют, так что точка зрения РП может «сливаться» с точкой зрения его героя .Такие слова вы подчеркивали двумя цветами: «цветом рассказчика» и «цветом героя».

5. Главные загадки - это основные вопросы для читателя. Читая текст, он отгадывает: «Чьими устами ведется рассказ? Чьими глазами видится мир?» А еще он всегда должен помнить, что между автором и его рассказчиком или героем нельзя ставить знак равенства. Почему? Прежде всего потому, что автор - реальный человек, он придумал своего рассказчика, своего героя. Даже если, сочиняя, автор «списывал» героя с самого себя, специально делал его похожим на себя, то все равно у самого автора есть что-то такое, чего нет у героя, и наоборот. А вот точки зрения автора и его героя могут сближаться. В этом кроется главная «хитрость»: читатель всегда должен быть начеку - не приписывает ли он автору точку зрения героя?

У. Вот вы и вспомнили главные открытия прошлого года.

А теперь попробуйте применить свои знания на практике. Откройте Задание 1 в своих тетрадях. Почитайте тексты и определите, каким способом построен каждый текст: ГГ (№1); РГ (№2); РП (№3); Р с п.т.з. (№4).

Далее дети последовательно работают с каждым текстом: сначала самостоятельно определяют: способ построения текста и в тетрадях рядом с этим текстом ставят соответствующий номер, затем всем классом ищут в тексте доказательства. В случаях «с плавающей точкой зрения» (особенно в спорных местах) следует помнить об особенностях РП и возможности «двуцветного» слова (говоря словами М.М. Бахтина – «двуголосое слово»).

Способы построения текстов:

Агния Львовна Барто

«Лошадка». 2 - РГ («я»).

«Грузовик». 2 - РГ («мы»).

«Бычок». 3 - РП («бычок» - он).

«Машенька». 4 - у Р «плавает» точка зрения (строфа 3 - устами рассказчика, а глазами Машеньки).

«Мишка». 2 - РГ («не брошу», значит «я не брошу»).

«Вставай». 2 - РГ («твое одеяло», Р обращается к кому-то).

«Лес». 2 - РГ (обращение РГ – «ты», а в конце и «я»).

«Собака и кошка». 2 - РГ ( так как есть обращение РГ – «вы»).

Самуил Яковлевич Маршак

«Тигренок». 2 - РГ («я»).

«Зебры». 2 – РГ (обращение РГ – «вам»).

«Слон». 3 - РП («слон» – «он»)

Переводы Самуила Маршака

Из английской народной поэзии.

«В гостях у королевы» 1 – ГГ(диалог героев, нет слов Р).

«Кузнец». 1 – ГГ (диалог героев, нет слов Р).

Из чешской народной поэзии.

«Сенокос». 3 - РП (про себя не говорит, рассказывает про героев).

Александр Александрович Блок

«Зайчик». 4 - РП, но точка зрения «переплывает» к герою-зайчику («тешили белые цветочки», «нечего украсть», «Страшно в лапы к волку...», «только б потеплее», «только бы посуше», «очень неприятно по воде ступать».)


Маленькому зайчику

На сырой ложбинке1

Прежде глазки тешили2

Белые цветочки…
Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На желтые листочки.
Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…
Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится3

Неба не видать…
Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.


Урок 3 .И.Бунин «Детство». А.Фет «Сосны»

Акцентное вычитывание лирических текстов


ТЕКСТЫ К УРОКУ

Иван Бунин «Детство»

Афанасий Фет «Сосны»




А.Фет «Сосны». И.Бунин «Детство».

У. Прочитайте в учебниках стихотворения «Сосны» Афанасия Афанасьевича Фета и «Детство» Ивана Алексеевича Бунина. Определите, кто в них рассказчики.

Д. (после прочтения). В обоих стихотворениях - РГ.

У. Докажите текстом.

Д. У Бунина: «И весело мне было поутру», «мне только десять лет»; у Фета: «Я видеть не могу надменных этих сосен», «И трезвый вид мне их несносен».

У. А разница есть?

Д. У Бунина рассказчик - мальчик, ему только десять лет. А у Фета, наверное, взрослый.

У. Нарисуем наши открытия. (Рисует два квадратика, внутри каждого пишет - РГ, под одним квадратиком - Фет, под другим - Бунин.) А как вы думаете, почему вам предлагается обсуждать эти два стихотворения вместе? Кто догадается?

Д. Потому что они похожи, оба - про сосны.

У. Да, оба рассказчика описывают сходную картину жизни. (Рисует над квадратиками ломаную замкнутую линию - знак «картина жизни», внутри пишет «сосны» и проводит к ней стрелки от обоих квадратиков.) Во всем ли эти стихотворения похожи?

Д. Рассказчики по-разному относятся к соснам. Рассказчику Бунина сосны нравятся: «Кора груба, морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся прогрета!» А рассказчику Фета сосны не нравятся: «Я видеть не могу надменных этих сосен», «И трезвый вид мне их несносен».

У. Вот как интересно: из окружающей жизни выбрано одно и то же - сосны, а отношение к ним совершенно разное. Давайте разберемся: почему у рассказчиков такое разное отношение к соснам? Какие настроения вызывают у них эти деревья?

И.Бунин «Детство»

Строфа 1
Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим, смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!
РГ нравится бродить в бору летним днем: «Чем жарче день, тем сладостней в бору / Дышать сухим, смолистым ароматом, / И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам!» Бор вызывает у рассказчика сладостное, солнечное, веселое настроение. (Учитель выписывает слова-настроения на доску, говорит о необходимости пополнить «словарь настроений».)

Строфа 2
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
РГ нравится, что повсюду «блес», «яркий свет», «песок - как шелк», приятный на ощупь. «Прильну к сосне корявой» - РГ приятно прильнуть (слово такое ласковое, нежное), и хотя сосна «корявая» (рядом с нежным «прильну» это слово кажется грубым), но все равно она ему приятна. «А ствол - гигант, тяжелый, величавый» - рассказчика восхищают размеры и величие сосен. Настроение у него радостное, ласковое, восхищенное. Он любуется соснами, его чувства - возвышенные (запись слов-настроений на доске).

Строфа 3

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.
«Кора груба, морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся прогрета!» Рассказчика не отталкивает грубость, морщинистость ствола (как и «корявость»), для него главное - почувствовать тепло прогретого солнцем дерева. «И, кажется, что пахнет не сосна, / А зной и сухость солнечного света». Все это вызывает у него теплое, светлое, солнечное настроение (запись слов-настроений на доске).

Вывод. Сосны в жаркий солнечный день вызывают у рассказчика сладостное, веселое, теплое, солнечное, яркое настроение. Он любуется соснами, восхищается их величием, могуществом. Его радует теплота прогретого солнцем дерева, ему не мешают корявые ветви, грубая, морщинистая кора, они не портят светлого настроения РГ.

Это стихотворение написал взрослый поэт, но он старается видеть мир, картину жизни «глазами мальчика», с точки зрения ребенка. Но не только ребенка: сквозь точку зрения ребенка просвечивает и настроение взрослого, для которого оживают воспоминания беззаботного и привольного детства (стихотворение так и называется), и поэтому ему немного грустно.

А.Фет «Сосны»
Средь кленов девственных и плачущих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен;

Они смущают рой живых и сладких грез,

И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне4

Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают

И, неизменные, ликующей весне

Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой

И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья,-

Они останутся холодною красой

Пугать иные поколенья.

Строфа 1: «Средь кленов девственных и плачущих берез / Я видеть не могу надменных этих сосен». Рассказчик сравнивает березы, клены и сосны. Березы, опустившие тонкие веточки – «плачущие»; и молоденькие («девственные») клены приятны рассказчику. На их фоне сосны выглядят для него «надменными», они как бы сверху вниз смотрят на молодые лиственные деревья. «Они смущают рой живых и сладких грез». Клены и березы навевают РГ «живые» и «сладкие» мечты («грезы»), а «надменные» сосны эти мечты разгоняют («смущают»). «И трезвый вид мне их несносен» - сосны кажутся рассказчику «трезвыми», потому что они неподвижны, «надменны». Они вызывают неприязненное отношение («видеть не могу»), смущают грезы.

Строфа 2: «В кругу воскреснувших соседей лишь оне / Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают...» - весной, когда природа просыпается от зимнего сна («воскресает»), лиственные деревья одеваются листвой, которая трепещет, «шепчет», «вздыхает» от ветерка, а сосновые иголки этого «не знают». Здесь РГ опять сравнивает лиственные деревья с соснами и объясняет, почему же ему не нравятся сосны: они «не знают трепета, не шепчут, не вздыхают», т.е. они бесчувственные, мертвые. «И, неизменные, ликующей весне / Пору зимы напоминают». Весна радует РГ, весна для него – «ликующая», она одевает деревья в зеленый наряд, а вот сосны своей неизменностью напоминают суровое время зимы; ясно, что рассказчику зима неприятна.

Строфа 3: «Когда уронит лес последний лист сухой…» Здесь РГ переходит к описанию картины поздней осени, когда опадают последние листья. «И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья». Листья опали, некому трепетать, шептаться и вздыхать. Лес замолкает и ждет новой весны, новых листьев, нового пробуждения («возрождения», «воскресения»). Здесь у РГ появляется чувство грусти. Он не рад, когда приходит осень («уронит», «последний лист», «смолкнув»). Она вызывает у него чувство сожаления. И что же? РГ опять сравнивает, теперь уже осенней порой, лиственные деревья и сосны: «Они останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Рассказчику не нравится, что и осенью сосны опять ничего не почувствуют. По его мнению, сосны снова будут «пугать иные поколенья» – то есть появятся весной новые листья, будут трепетать, шептаться, вызывать в РГ «рой живых и сладких грез», а сосны останутся холодными, пугающими. Все это вызывает у РГ неуютное, пугливое, отталкивающее настроение (записать на доску).

Вывод. РГ на протяжении всего стихотворения противопоставляет лиственные деревья (клены и березы) соснам. Лиственные деревья вызывают у него трепетное настроение, живые и сладкие грезы, а сосны и весной, и осенью - надменные, несносные, неизменные - вызывают у него неприязнь, ощущение холода, их мертвая краса его не радует, а пугает.

Сравнение стихотворений


следующая страница >>