microbik.ru
1
ВСТУПЛЕНИЕ.
Содержание темы «Царство растений» позволяет познакомить учащихся

- с многообразием растений различных отделов,

- выявить приспособленность растений к различным средам обитания, различным природным условиям жизни,

-раскрыть роль растений в природе и значение их в народном хозяйстве,

-продолжить работу по формированию у школьников

бережного отношения к природе, понимания необходимости охраны растений,

- развивать умения распознавать растения разных отделов,

- проводить наблюдения за их жизнью,

- приобщить учащихся к исследовательской работе по изучению и оценке состояния окружающей среды.


Урок «Голосеменные растения» позволяет использовать результаты предварительной работы учащихся по биоиндикации загрязнения воздуха.

Исследования нужно проводить небольшими группами (3-5 человек), применяя «щадящий режим» в отношении природных объектов, максимально сохраняя используемую территорию.

Учащимся предлагается исследовать влияние атмосферного загрязнения на морфологические признаки органов сосны обыкновенной (состояние хвои в разных участках микрорайона).

Рекомендуемые места проведения работы: обочины асфальтированных дорог, лесопосадка вдоль железной дороги, ближайший лес.
Ход работы.

  1. Определить участки проведения работы.

  2. Определить состояние хвои сосны обыкновенной.

А) выявить степень повреждения хвои.

С ветвей 5 – 10 деревьев ( выбрать молодые 10-15летние растения высотой от 1 до 1,5 м) отбирают побеги одинаковой длины. С них собирают всю хвою и визуально анализируют ее состояние.Степень повреждения хвои определяют по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов, повреждения насекомыми, усыхание).

Б) Результаты учетов занести в таблицу


Состояние хвои

Участок №…

Участок №…

Количество

хвоинок

% хвоинок

От общего

количества

Количество

хвоинок

%хвоинок

От общего

количества

Обследовано хвоинок

Повреждения хвоинок:

- 1-го класса

- 2-го класса

- 3-го класса

Усыхание хвои:

- 1-го класса

- 2-го класса

- 3-го класса




100%




100%


В) Сделать вывод о состоянии хвои в разных участках и степени загрязнения воздуха.
Данные результаты учащиеся 6 класса сообщают на уроке в виде презентации.

Тема урока «Голосеменные растения».
Цели урока:

Обучающая: углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных растений, понять, какие прогрессивные изменения произошли в ходе их эволюции, почему они так широко распространены в биосфере, изучить многообразие и значение голосеменных;

Развивающая: развивать творческое воображение, умение работать по модульной технологии, самостоятельно анализировать факты и делать выводы, соблюдать последовательность действий при выполнении лабораторной работы;

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, радоваться за успехи своих товарищей, бережное отношение к природе и ее богатствам.
Оборудование: таблицы «Отдел голосеменные растения», коллекции «Хвойные породы деревьев», набор шишек и хвоинок, рисунки, учебник, дополнительная литература, сообщения учащихся о голосеменных и их роли, презентация по биоиндикации.
Ход урока.

Номер элемента

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного материала












УЭ-0

Интегрирующая цель: закрепить знания об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных, понять, какие прогрессивные изменения в ходе эволюции помогли им широко распространиться в биосфере, получить представление о многообразии голосеменных и проследить их роль в природе и жизни человека, научиться проводить исследование о загрязнении воздуха с помощью биоиндикации.

Внимательно прочитайте цель урока.


УЭ-1

УЭ-2

УЭ -3.


УЭ -4


УЭ -5


УЭ-6

Д.З.

Цель: познакомиться с общими сведениями о голосеменных, их классификацией и жизненными формами.
Ответьте на вопросы:

  1. Что послужило причиной широкого распространения голосеменных растений на суше?

  2. Почему появление семени является важным этапом в эволюции растений?


Подумайте, от каких растений могли произойти голосеменные растения? Закончите классификацию голосеменных растений.

Отдел голосеменные растения

класс





класс




класс




(ответ: класс Саговниковые, класс Хвойные, класс Гнетовые)

Выберите из данного списка голосеменных растений представителей хвойных:

  1. Можжевельник. 2. Ель. 3. Сосна.

4. Пихта.5. Кипарис. 6. Кедр.7.Туя.
Обсудите результаты работы

Оцените свою работу по УЭ-1

Цель: изучить особенности строения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной, ее размножение.

Сядьте ровно, закройте глаза и представьте себе, что вы видите сосну, растущую в лесу или одиноко стоящую в поле. Вспомните, какая у нее корневая система, стебель, крона, иголки, шишки.

Отличаются ли сосны, растущие в лесу или в поле, внешним видом?


Откройте глаза и опишите строение сосны по плану:

  1. Жизненная форма.

  2. Продолжительность жизни.

  3. Особенности стебля.

  4. Особенности листьев.

  5. Наличие смолистых веществ.


Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных»,используя инструкцию учебника.


Рассказ о размножение сосны.

Дайте определения следующим понятиям:

Мужские шишки –

Женские шишки –

Осудите результаты работы

Оцените свою работу по УЭ-2

Цель: углубить знания о многообразии голосеменных
Сообщение учащихся о различных видах голосеменных растений.

Составьте кроссворд (не более 5 вопросов) по теме «Многообразие голосеменных».

Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по УЭ -3.


Цель: проследить роль голосеменных в биосфере и их практическое значение.
Прослушайте отчет групп учащихся – исследователей о состоянии воздуха в разных точках нашего микрорайона.
Ответьте на вопросы:

Что такое биоиндикация?

Почему именно хвойные растения используют в качестве биоиндикаторов состояния воздуха?

Какие загрязняющие компоненты воздуха наиболее губительно действуют на хвойные?

Какие из изученных признаков сосны чувствительны к загрязнению воздуха?
Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по УЭ -4.
Цель: закрепить знания по изученному материалу.

Ответьте на вопросы учебника с. 79 -80.
Подведение итогов урока.

Еще раз прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке.

43- 39 баллов – оценка 5

38 – 30 – оценка 4

29 – 16 оценка 3
Если за работу на уроке вы получили «5», то освобождаетесь от Д.З.

Если испытали трудности или часто ошибались, поработайте с учебником п. 16.


Работайте индивидуально с текстом, с. 74, ответы фиксируйте в тетради.

Задание оценивается в 2 балла.
Работайте индивидуально с текстом учебника, таблицу фиксируйте в тетради. Задание оценивается в 4 балла.

Работайте в парах, используйте текст и рисунки, с. 74-78.

Задание оценивается в 3 балла.

Вместе с классом

Максимальная оценка – 9 баллов.

Работайте индивидуально, результаты фиксируйте в тетради. Задание оценивается в 5 баллов.


Работайте

в парах – с гербарием и коллекциями, текстом учебника, с. 79

Задание оценивается в 3 балла.
Выслушайте рассказ учителя, рассмотрите рисунок и прочитайте текст с. 76.(2 балла)

С классом

Максимальная оценка – 10 баллов.

Выслушайте сообщение товарищей.

Оценка – 5 баллов.

Работайте

с классом.

Максимальная оценка – 5б. + 5Б. за сообщение.

Демонстрация презентации по теме «Биоиндикация о состоянии воздуха»

Работайте в группах. Задание оценивается в 4 б. + 5б. презентация.


С классом.

Максимальная оценка – 10 б.

Работайте с классом.

Оценка – 4б.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка

« _____________»







ц