microbik.ru
  1 2 3
Тема урока ___________________________________________

Цели: 1) ________________________________________________

_________________________________________________

2) ________________________________________________

_________________________________________________

  1. Проверка домашнего задания: докажите истинность одной из заповедей Д.С. Лихачёва.

  2. Работа в парах с текстом «Любовь, уважение, знание» Д.С. Лихачёва: собрать текст из частей. Доказать структуру текста.



  1. Словарная работа

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Задание: по ходу урока найдите соответствия – соедините стрелками

(можете дописывать значения слов в таблицу)

Слово

Значение

Наследие


Невежественное отношение к культурным ценностям.

Наследство


.Восстановление памятников культуры.

Специалист по реставрации памятников культуры

Реставратор

Реставрация


Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох.

Варварство


Имущество, переходящее к другому лицу.

Вандализм


Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотизм


Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.


Память


Глубоко чтимый

Святой


Способность сохранять

План сочинения - рассуждения

План работы с текстом

Рабочие материалы


  1. Тема




О чём текст?





  1. Основная проблема.

Комментарий

проблемы.


Какой вопрос наиболее волнует автора?

К1. Формулировка проблемы исходного текста.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.





  1. Идея текста (авторская позиция)

  • Что хотел автор сказать читателю?

  • Над чем заставил задуматься?

К3. Отражение позиции автора исходного текста.





  1. Языковые средства

Как автору удалось помочь увидеть его позицию?





  1. Позиция автора сочинения

С позицией автора

я согласен

(не согласен)





  1. Аргументы




  1. Жизненный



  1. Литературный

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения

по проблеме.





  1. Вывод












  1. Анализ текста.

  1. Какая, на ваш взгляд, «заповедь» Д.С. Лихачёва нашла отражение в данном тексте?

  2. Какие мысли, чувства, переживания вызвала у вас эта статья?

  3. С чего, как вы думаете, можно начать анализ текста? На что сразу необходимо обратить внимание? (Объяснение роли заглавия).



  1. Почему с заглавия? Выберите ответ.



  1. Называет тему.

  1. Выражает идею.

  1. Представлена в виде формулировки основной проблемы.

  1. В нём отражён кульминационный момент.

  1. Отражена авторскую позиция по поставленной проблеме.

  1. По смыслу вступает в антонимические отношения с содержанием текста.

  1. Определяет логику повествования.

  1. Отражать основной конфликт.

Что содержится в названии данного текста?

Определим его тему: «О чём текст?»

Запишите в план.

  1. Какие клише будете использовать?

1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

3. Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

4. …- вот тема, к которой обращается автор текста.

5. Эта статья о …

6. Автор обращается к актуальной теме – теме…

7. Этот текст о…

8. Идея текста выражается в его названии…

  1. Какие вопросы рассматривает автор?


  • Справка

    Основная проблема – это та,

    • которая стала объектом раздумий автора;

    • над которой он в основном размышляет;

    • по которой отчётливо заявлена авторская позиция.


Какая проблема поднимается автором?

В каком предложении она заявлена? _______________

Попробуем сформулировать иначе:

Дмитрия Лихачёва волнует проблема (чего?)_______________________

______________________________________________________________ Запишите в таблицу.

  1. .Определите, какая это проблемы? Выберите и подчеркните:

нравственная

общественно - политическая

философская

психологическая

  1. Актуальна проблема сегодня?

Д. Лихачёв в статье называет причины актуальности этой проблемы. Найдите, зачитайте.

Запишите номер предложения.

  • _____________

  • _____________

  • _____________



  1. Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»?

В мировом масштабе – да: в год с лица земли исчезает примерно 5 памятников истории и архитектуры. В нашей стране эта проблема особенно остро встала в прошлом веке, когда Россию потрясали революция и войны, когда появился лозунг: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем – Мы наш, мы новый мир построим».


Памятка

В тексте

  • исследуется

  • анализируется

  • поднимается

  • рассматривается

  • затрагивается

  • проанализирована

(КАКАЯ? – вечная, нравственная, экологическая, философская) проблема (ЧЕГО? – РОД. ПАДЕЖ)________________________

________________________________________________________



  1. Прокомментируйте проблему: выразите своё мнение по проблеме исходного текста (ниже или в таблице «План сочинения»)

Помните: в комментарии не должно быть:

___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Почему страшна эта идеология?

Согласны ли вы с мыслями, приведёнными ниже?

Каких сторон жизни это касается:

- нравственных;

- культурных;

- политических;

- _______________________

  • Разрушается связь поколений, культур, традиций и в связи с этим утрачивается ощущение целостности духовной жизни нескольких поколение людей.

  • Исчезает наглядная история страны.

  • Эта идеология воспитывает поколение Иванов, не помнящих родства.



  1. Как автор относится к подобной идеологии?

Что в тексте передаёт его негативную позицию?

В таблице указаны номера предложений, в тексте – подчеркните.

Художественное средство

Пример из текста


  1. Эпитет

3 предложение -


  1. Просторечные слова

7 предложение –


  1. Эмоционально – оценочная лексика

5, 17 предложение –

  1. Риторические вопросы

1, 8 предложение

  1. Восклицательные предложения

7, 13, 14 предложение

  1. Анафора

13, 14 предложение


  1. Лексические повторы

16 предложение -



  1. В чём автор видит причину варварского отношения к историческому наследию?

17 предложение.

  1. Что такое патриотизм? – запись в таблицу.

  2. Как, по мнению Д.С. Лихачёва, можно воспитать чувство патриотизма?


  • К воспитанию большого:

    • ___________________________

    • ___________________________

    • ___________________________

    • ___________________________

    • ___________________________

    • ____________________________

    От воспитания малого:

    • ___________________

    • ___________________

    • ___________________

    • ___________________



От кого зависит это воспитание?

______________________________


  • Авторская позиция

    • Автор считает, что …

    • Автор утверждает, что …

    • Автор убеждён, что …

    • Автору важно убедить читателя в том, что …

    • Бесспорно мнение автора о том, что …

    • Цель автора – заставить читателя обратить внимание на …

    • Задача автора убедить читателя в том, что …

    • Автор подводит нас, читателей, к мысли о том, что …

    • «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

    • … - вот основная идея (мысль) текста.

    • Позиция автора очевидна: …

    • … - вот итог авторских раздумий.
    Изложите авторскую позицию, используя языковые клише


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обобщение. Все ли цели урока достигнуты?

Домашнее задание:

1) написать сочинение (1-5 пункт плана);

1 группа – самостоятельно;

2 группанаписание по заготовке;

3 группа - дописать сочинение

(вставить недостающие части);

4 группа – сконструировать сочинение из «пазлов».

2) подготовиться к защите модели своего сочинения.

Индивидуально: 1) презентация о Д.С. Лихачёве;

2) наизусть стихотворение Нины Релиной

«Сохраните святые места».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Любовь, уважение, знание

  1. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? (2) Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. (3) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

(4) Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле, обнажить голову перед памятниками, что были воздвигнуты благодарными потомками.

(5) И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (6) Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату – грузину. (7)А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

(8)А архитектурный облик Ленинграда, в котором я родился и прожил большую часть жизни? (9)Он связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина… (10) По дороге с главного ленинградского аэродрома первым большим зданием, носившим печать выдающегося таланта Растрелли, был Путевой дворец. (11)Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (12)Прикоснись к нему рука реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду! (13)Снесли! (14) Снесли в конце шестидесятых годов! (15)И ничего нет на этом месте… (16)Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. (17)И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосполнима: они ведь всегда индивидуальны.

(18) «Запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. (19)Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.

(20)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (21)И ещё – с уважения к чужой культуре, земле, речи.

(22)Эти важнейшие человеческие качества – любовь, уважение, знание – поможет тебе открыть в своей душе история.

(По Д.С. Лихачёву)




К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

баллов










































Оцени свои знания!





<< предыдущая страница   следующая страница >>