microbik.ru
  1 2 3
Тема урока ___________________________________________

Цели: 1) ________________________________________________

_________________________________________________

2) ________________________________________________

_________________________________________________

Критерий 4 проверяет умение выпускника высказать собственное мнение.

Выражение аргументированного собственного мнения, т.е. отношение к позиции автора текста, - сложная задача.

Необходимо использовать клише.
Какие оценочные слова помогут вам выразить свою позицию вместо

«я согласен с позицией автора»?


    • С удовольствием прочитал…

    • Нельзя остаться равнодушным…

    • К сожалению…

    • К немалому удивлению, узнал, что…

    • Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

    • Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

    • Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

    • Интересно то, как автор …
    Оценочные слова помогают передать впечатление от прочитанного.


  • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции

не вызывает сомнение

  • Автор убедительно доказывает, что…

  • Убеждённость автора передаётся и нам, читателям…

  • Полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты…





  • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая…

  • Точка зрения автора интересна, но …

  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях

  • Точка зрения автора несколько категорична…

  • По – моему, автор не совсем прав…

  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с …

  • Вызывает сомнение тезис о том, что …

  • Откровенно говоря, я…

Почему?

1-й аргумент Потому что

(так как)…

2-й аргумент

Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует корректно поспорить.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.


  • Аргументация – это

    это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

    • довод «за» или «против»;

    • совокупность таких доводов;

    • истинные суждения;

    • процесс доказывания;

    • обоснование истинности какого – либо суждения;

    • процедура приведения аргументов в пользу какого – либо положения.


.


Аргумент - это

доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.


От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?,

а аргументы отвечают: «Потому что…».

Требования

Типы аргументов

Логические:

  • факты;

  • выводы науки;

  • статистика;

  • законы природы;

  • положение юридических законов, документов;

  • данные экспериментов;

  • свидетельства очевидцев



Иллюстративные

  • примеры (события);

  • литературные примеры;

  • предположения.

Ссылки на авторитет

  • мнение известного, уважаемого человека;

  • мнение специалиста;

  • обращение к опыту;

  • мнение очевидцев;

  • общественное мнение.



Аргументами также являются:

  • ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы;

  • имена исторических деятелей;

  • название событий;

  • цитаты;

  • даты;

  • различные факты (место, обстоятельства, участники событий);

  • собственные наблюдения и выводы;

  • положения официальных документов;

  • различные официальные законы;

  • законы природы;

  • народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы;

  • статистические данные;

  • научные данные;

  • примеры из жизни окружающих.

Типы аргументов (обобщение)

Какие аргументы можно привести в сочинение по данному тексту Д.С. Лихачёва?

Заполните опорную схему


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литературные Из жизненного опыта

Литературные аргументы

Задание:
подбери аргументы из книги И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Какой литературный герой проповедовал идею разрушения прошлого?

______________________________________________________________


СПРАВКА

«Словарь русского языка» С.И. Ожегов

«Нигилизм – полное отрицание всего.

«Нигилист – человек, относящийся ко всему резко отрицательно»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»:

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным».

«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

Что отрицает Базаров?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: является жизнь и деятельность Д.С. Лихачёва подтверждением позиции автора текста?

Каким представляется сам автор?

Что вы знаете о нём?

Просмотр презентации, подготовленной учеником.

http://im7-tub.yandex.net/i?id=16444311&tov=7

http://im2-tub.yandex.net/i?id=61599288&tov=2http://im8-tub.yandex.net/i?id=97332136&tov=8


http://im7-tub.yandex.net/i?id=133953395&tov=7

Задание:
подбери аргументы для доказательства
истинности одной из заповедей гуманизма
Д.С. Лихачёва из книги

С.П. Мамонтова

«Основы культурологии»


  1. Не прибегать к убийству и не начинать войну.

  2. Не считать свой народ врагом других народов.

  3. Не красть и не присваивать себе плодов труда ближнего своего.

  4. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать её во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

  5. Уважать идеи и чувства других людей.

  6. Уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие.

  7. Бережно относиться к Природе, как к своей матери и помощнице.

  8. Стремиться к тому, чтобы твой труд и твои дела были плодом свободного человека, а не раба.

  9. Преклоняться перед жизнью во всех её проявлениях и стремиться осуществить всё воображаемое.

  10. Быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными. Не создавать себе кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным.



Задание:
подбери аргументы из книги http://im4-tub.yandex.net/i?id=165369605&tov=4

Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»

Прочитайте одно из писем и подчеркните ключевые слова.


Письмо

Цитата

Письмо сорок первое

«ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ»




Письмо сорок третье

ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО




Письмо сорок шестое

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ





Амурская поэтесса картинка 1 из 1

Нина Релина «Сохраните святые места»

Жительница города Благовещенска, Нина Валериановна – член союза журналистов СССР, Почётный гражданин города Благовещенска. Автор гимна Благовещенску. Участница Великой Отечественной войны.

Задание:
- Какие чувства испытали, слушая стихотворение?

- Выделите ключевые слова, подтверждающие мысли Д.С. Лихачёва.

Есть у народа такая примета:

В море бросают люди монеты,

Чтоб не забыть, возвратиться сюда,

Если и даже проходят года.

 

В день юбилейный, девятого мая,

Памятник воинам мы открывали.

Маршем прошли ветераны, солдаты,

Дети из школ, молодые курсанты.

 

К стеле ложились цветы и гирлянды

От генералов и от лейтенантов,

От матерей и от жен поседевших,

Тех, кто остался навечно в невестах…

 

Встал возле стелы седой ветеран.

Долго стоял. След полученных ран

На пиджаке полосами означен:

Три полосы – три ранения, значит.

 

Глазом окинул солдат постамент

И положил десять разных монет.

Десять друзей он в боях потерял.

«Чтобы вернуться сюда», - прошептал.

 

Два мальчугана увидели это

И положили рядом монеты.

Мама давала сынам на пирожное,

Но без него в этот день тоже можно.

 

Девушки, видно студентки, прошли,

В маленьких сумочках что-то нашли,

Бережно в Вечный огонь положили,

В память о тех, что жизни сложили.

Люди все шли. Их ряды не редели,

На постаменте монеты звенели.
 

Было все это не очень давно.

Памятный случай запомнился. Но…

Ныне в газетах пестрят сообщенья

О надругательствах и о глумленьях

Над обелисками воинам павшим.

Не миновала и нас эта «чаша»:

Чья-то рука беспощадной была,

Медные буквы с гранита рвала.

Уж добрались до Кремлевской стены –

Славы и памяти нашей страны.

  Люди! Неужто кусочек металла,

Вырванный с корнем из пьедестала,

Сделает вас счастливей, богаче?

С кем ваши души? И мертвые плачут.

Плачут от боли за вас, за живых,

Как вы забыли, как предали их.

 

Может, сегодня не верим в приметы.

И не нужны к обелискам монеты.

Все ж сохраняйте святые места,

Чтоб не погибла в сердцах доброта!

1999г.

По ходу анализа стихотворения выстраивается цепочка опорных слов.

- Стихотворение называется «Сохраните святые места». Постараемся объяснить выбор слова СВЯТЫЕ. Для этого обратимся к справке толкового словаря:

СВЯТОЙ – (высок.) Глубоко чтимый, такой, в котором заключено самое дорогое и заветное.

- Что в стихотворении называется святым? (памятники)

- Как вы думаете, каким было настроение автора, когда она создавала это стихотворение?

Возмущение, боль, обида.

- Чем это вызвано?

Актом вандализма. Запишите в словарь в рабочую тетрадь слово ВАНДАЛИЗМ.

- В каких словах мы слышим обвинительный голос автора?

«С кем ваши души»

- К чему призывает автор?

Всё ж сохраняйте святые места,

Чтоб не погибла доброта.

СВЯТОЙ – ДУША – ДОБРОТА

- Можем ли мы сказать, что слова, которые взял Д.С. Лихачёв в название своей статьи, одного ряда:

ЛЮБОВЬ – УВАЖЕНИЕ – ЗНАНИЕ

Почему?

Памятка

Способы цитирования

  1. Прямая речь

Н. Релина пишет в своём стихотворении:

…………………………… (без кавычек, если более 1 строчки).

  1. Косвенная речь: сложноподчинённое предложение

Н. Релина пишет о том, чтобы …………………..
Аргументы из жизненного опыта


1. Задание: прослушайте сообщения учащихся о примерах вандализма (материал опубликован в газете «Советское Приамурье сегодня», «Амурская правда», «Культура»).

«Советское Приамурье сегодня»

Дата

Аргумент










«Амурская правда»

Дата

Аргумент









ИНТЕРНЕТ

Дата

Аргумент









Как можно ввести аргументы
в изложение собственной позиции?


С помощью слов и словосочетаний:

  • обратимся к (факту, воспоминаниям, научным данным, …)

  • достаточно привести такой пример…

  • это можно доказать …

  • подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…

  • вспомним о …

  • стоит обратиться к …

  • приведу ещё один пример …

  • подобная ситуация…

  • это понятно…

  • ещё одна история…

С помощью вводных слов и словосочетаний:

  • во-первых, во-вторых;

  • например;

  • допустим;

  • предположим;

С помощью придаточной части сложноподчинённого предложения (причины), используя союзы:

  • так как;

  • потому что;

  • поскольку.


Работа над заключением сочинения

Используй клише

  1. … считаются в нашей действительности ….. А текст Д.С. Лихачёва призывает нас задуматься над …

  2. Поэтому, я полагаю, что осмысление проблемы, поднятой автором, поможет избежать многих ошибок и пробудить уважение и почтение к мудрости веков.




  • Словосочетания и вводные слова

    • Подводя итог сказанному,

    • Вот отчего

    • Обобщая сказанное,

    • Поэтому

    • Следовательно,

    • Значит,

    • Таким образом,

    • Итак,
    Используйте клише


Оцени свои знания!

- Мне всё было понятно.

- Мне все было понятно, но были вопросы.

- Я многое не понял (не поняла).

- Я ничего не понял (не поняла).

Домашнее задание:

По выбору учащихся

  1. Написать сочинение – рассуждение.

  2. Защитить свой вариант сочинения (Критерии сочинения).


<< предыдущая страница