microbik.ru
1 2 ... 29 30
Урок 1. Нумерация. Счет предметов. Разряды

(№ 1-9)

Цели урока:

1. Повторить образование трёхзначных чисел и их разрядный состав.

2. Развивать умения находить числа в натуральном ряду, используя понятия: предыдущие, последующие, числа, стоящие между дан­ными; сравнивать их.

3. Учить рассуждать и логически мыслить.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение темы урока

II. Устный счёт

1. Логическая задача.

Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое. Скажите, какого цвета платье у каждой из девочек?

Решение: Из условия задачи нам известно, что Катя не в жёлтом платье и не в белом, из чего следует, что она одета в платье синего цве­та. Мария одета не в белое платье, значит платье на ней желтого цвета, и, получается, что на Иванке платье белого цвета.

Наглядно на доске записать так:

Синее

-

+

-

Жёлтое

+

-

-

Белое

-

-

+




Мария

Катя

Иванка

Ответ: Мария — в жёлтом, Иванка - в белом, а Катя — в синем.

2. Найдите значение выражения (запись на доске):

3. Внимательно рассмотрите числовой ряд и определите, в чем проявляется сходство и в чём различие (запись на доске):

172 162 152 145 132 182

Различия:

А) 145 — число единиц выражено цифрой 5, а у остальных эта цифра 2. Б) Число десятков выражено различными цифрами (7, 6, 5, 4, 3, 8).

Сходства:

А) Все числа трёхзначные.

Б) Число сотен во всех числах выражается цифрой 1.

4. Замените числа 172, 162, 152 суммой разрядных слагаемых (работа выполняется в тетради по рядам).

5. Запишите самое маленькое и самое большое трёхзначное число. Ответ: 100, 999.

- Замените суммой разрядных слагаемых (устно).

— Что интересного заметили? Ответ: 999 = 900 + 90 + 9

100= 100 + 0 + 0 В числе 100 — 0 десятков, 0 единиц.

III. Работа над темой урока

1. Объяснение материала.

- Представьте, что вы в упаковочном цехе птицефабрики. Вам предлагают посчитать и упаковать яйца. Как это удобнее сделать? Почему?

Подсказка:

- Будете считать по одному?

- Будете считать десятками?

— Единицы при счете объединяют в десяток, 10 десятков — в сотню, а 10 сотен образуют тысячу.

(Целесообразно на уроке для объяснения этого материала исполь­зовать счеты.) Можно выполнить задания.

- Отложите на счетах 9 ед. Добавьте еще одну единицу. Сколько единиц стало? А сколько это десятков? Покажите на счетах.

10 единиц объединяются в 1 десяток. И один десяток мы отклады­ваем на второй линеечке, а все единицы обратно сдвигаем.

— Отложите на счетах 9 десятков. Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? А сколько это сотен? Кто догадался как это показать на счетах?

Верно, 1 сотню мы откладываем на третьей линеечке, а все десятки сдвигаем обратно.

Аналогичная работа проводится с образованием сотни.

10 единиц = 1 десяток;

10 десятков = 1 сотня;

10 сотен = 1 тысяча. Для закрепления можно предложить задания.

— Отложите на счетах число в котором 1 сот. 6 дес. 7 ед; 3 сот. 0 дес. 8 ед; 5 сот. 2 дес. 0 ед.

Прочитайте параграф стр. 4.

— Сколько единиц в одном десятке?

- Сколько единиц в одной сотне?

— Сколько единиц в десяти сотнях? Запишите эти числа в тетради.

2. № 1, стр. 4.

— Запишите это число в тетради.

3. № 2, стр. 4.

— Что значит предшествует числу и за числом следует? Как вы это понимаете?

Запишите числа, которые стоят между числами 497 и 501 (ученик выполняет на доске, остальные — в тетради).

4. № 3, стр. 4.

— Прочитайте названия разрядов.

- Какие числа записаны в таблице?

ГУ. Работа над задачей

1.Задача № 5, стр. 5.

- Как вы понимаете задачу? Составьте и решите задачи, обратные данной.

- Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или Нарисовать схему?

1)19-9 = 10 (ч)

Ответ: 10 девочек в классе.

19 ч 1)19-10 = 9(4.) Ответ: 9 мальчиков.

1)9+10= 19(ч.) Ответ: 19 человек. 2. Задача № 6, стр. 5(н).

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

— Что значит в 6 раз старше?

— Что значит на 4 года моложе?

- Сделайте чертеж к задаче.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

Работа по учебнику.

№ 4, 9, стр. 5 самостоятельно.

После выполнения можно организовать взаимопроверку.

VIII. Итоги урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

№ 7, 8 (стр. 5).

Урок 2. Выражение и его значение. Порядок выполнения действий (N9 10-13)

Цели урока:

1. Повторить основные арифметические действия («+», «—», «•», «:»), порядок действий, установить связь между компонентами и ре­зультатами этих действий.

2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

3. Воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счёт

1. Логическая задача.

Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон заполненный наполо­вину весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон? Решение:

1) 34 — 18 = 16 (кг) - весит половина молока

2) 18- 16 = 2 (кг)

Ответ: 2 кг весит пустой бидон.

2. Повторение нумерации.

На доске:

859, 503, 390, 200,104,480

— Назовите сколько в каждом числе сотен, десятков и единиц.

— Сколько всего десятков в каждом числе?

- Запишите данные числа в порядке уменьшения.

- Найдите лишнее число. Докажите.

3. Совершенствование вычислительных навыков.

а) Сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить конфету за 25 рублей?

б) Сколько получится, если к 4 прибавить 6, прибавить 18 и вы­честь 9?

в) Если в одной коробке 8 конфет, сколько конфет будет в 5 таких коробках?

г) Сколько дней в 3-х неделях?

д) Сколько получится, если к 101 прибавить 202?

е) Сколько сдачи получит Маша со 100 рублей, если истратит 72 рубля?

ж) Сколько понадобится парт, чтобы рассадить парами 26 учеников? Ответы: 5, 19, 40, 21, 303, 28, 13.

III. Работа над темой урока

- Вычисляя, мы использовали арифметические действия. Назовите их.

- Какие знаки мы используем, делая записи в тетрадях?

- Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в наших тетрадях и учебниках появились такие необходимые и в то же время про­стые знаки «+» и «—»? оказывается, их история уходит в глубо­кую древность. Обычно виноторговец черточками отмечал, сколько мер вина он уже продал. Так, уменьшение количества стало обозначаться знаком «—», который позже назвали минусом. Приливая в бочку новые запасы, перечеркивал столько расход­ных черточек, сколько мер он восстановил. Так, возможно, поя­вился знак «+», обозначающий прибавление, увеличение.

Иногда исторические факты со временем искажаются и не всегда бывают достоверными, поэтому многие ученые считают, что происхо­ждение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся с другим мнением.

Раньше, когда знаки плюс и минус не были известны древним ма­тематикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 е1 2. Для краткости стали писать 11 2, а потом 1 + 2.

Начальная школа. 2004. № 6.

Математика - наука точная. Она требует, чтобы мы точно выпол­няли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выра­жениях особый. Давайте попробуем разобраться самостоятельно, а по­может вам учебник. Откройте стр. 103.

1. Работа по таблице «Порядок выполнения действий» (стр. 103).

- Как выполняются действия, если выражение содержит только «+» и «—» или только «•» и «:»?

- Как выполняются действия, если выражение содержит не только «+» и «—», но и «•» и «:»?

- Как выполняются действия, если выражение содержит одну или несколько пар скобок?

2). Если не только « + » или « — », но и « • » или « : », тогда « • » и «: », а потом « + » и « — ».

3). Если одна или несколько (), тогда (), а потом «•», «:»,« + » и « — ».

Сегодня будем работать над третьим правилом. Убедимся, важны ли в выражениях скобки. Решите два выражения.

54-20-12 = 22 54 - (20 - 12) = 46

(-)-1). 54-20 = 34 1). 20-12 = 8

2). 34-12 = 22 2). 54-8 = 46

— Какой можно сделать вывод?

2. Самостоятельное чтение параграфа на стр. 6.

— Что называют числовым выражением?

— Может ли числовое выражение содержать несколько действий?

— Что значит найти значение выражения?

3. Упражнение № 10 на стр. 6.

— Объясните порядок действий.

— Найдите значения выражений.

Учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель выборочно проверяет.

IV. Работа над задачей

№ 12, стр.6.

— Запишите решение задачи выражением.

— Какое действие вы выполняли первым в этом выражении? Почему?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

1. Работа по учебнику.

№11, стр.6, (первый столбик).

— Укажите в каждом выражении порядок действий. Самопроверка.

VII. Работа по тетрадям на печатной основе

1. Работа над вычислительными навыками. № 4, стр. 3 самостоятельно.

После выполнения задания можно организовать взаимопроверку.

2. Решение задачи. № 6, стр.4.

— Прочитайте задачу. Что значит в 4 раза больше?

— Что значит на 28 л больше? Запишите решение задачи.

VIII. Итоги урока

— Что называют числовым выражением? Назовите правила о по­рядке выполнения действий.

Домашнее задание

13, 11 (второй столбик), стр. 6.

Урок 3. Сложение и вычитание (№ 14-20)

Цели урока:

1. Повторить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий.

2. Развивать умение читать и записывать числа, используя таблицу разрядов.

3. Закреплять умение решать задачи и уравнения.

Ход урока I. Организационный момент

И. Устный счёт

1. Задача на развитие.

Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин тре­угольника ему понадобилось только 5 букв. Как это может быть?

Ответ: Боря начертил такие треугольники, которые имели общую вершину.

4. Индивидуальная работа:

Х+18 = 24 Х-18 = 24

58 + Х= 103 305-Х = 299

(При раздаче заданий следует учитывать уровень развития детей).

I. Работа над темой

1. Работа над компонентами сложения и вычитания. Как называются числа при сложении? Как они между собой взаимосвязаны? Как называются числа при вычитании? Как они между собой взаимосвязаны?

— Что неизвестно в каждом столбике? Как находим? (Неизвестна сумма. Чтобы найти сумму надо к первому слагаемому

прибавить второе слагаемое.

Неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое надо из суммы вычесть второе слагаемое.)

Аналогичная работа проводится с каждым столбиком в каждой таблице.

3.Работа над свойствами сложения и вычитания.

— Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правило. (Если к числу прибавить ноль, то получится это же число. Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.

Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)

— Какие свойства сложения вы еще знаете? (От перестановки сла­гаемых сумма не изменяется)

— Запишите его, используя буквы.

(а + с = с + а) 4. № 15, стр. 7.

— Чему равен х в каждом уравнении?

— Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был| равен нулю. А в последнем уравнении, чтобы значение разности не было равно нулю. Запишите решение этих уравнений.

— Что неизвестно в каждом уравнении? Как находили?

IV. Работа над задачей (№ 17, стр. 7)

— Прочитайте задачу. Объясните, что обозначают выражения.

Масса 1 пак. Кол-во пакетов Общая масса

Астры 5 г ? 250 г

Гвоздики 8 г ? 240 г

(Краткая запись для детей, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения.)

(250:5 Узнаем, сколько пакетов упаковали с семенами астр.

240:4 Узнаем', сколько пакетов упаковали с семенами гвоздик.

250:5+240:4 Узнаем, сколько всего пакетов упаковали с семенами цветов.)

- Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак минус.

(На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем с семена­ми гвоздик ?)

- Запишите решение задачи.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

1. Работа над вычислительными навыками. № 16, стр. 7 самостоятельно. Взаимопроверка.

2. Решение уравнений. № 19, стр. 7.

- Что неизвестно в каждом уравнении? Как найти?

VII. Работа но тетрадям на печатной основе

1. Работа над вычислительными навыками. № 5, стр. 3

- Что нужно помнить при записи примеров в столбик? (Единицы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни

под сотнями.)

Взаимопроверка.

2. Решение задачи. № 7, стр. 4.

3. Работа с таблицей. № 8, стр. 4.

VIII. Итоги урока

- Назовите компоненты при сложении, вычитании.

Домашнее задание

№ 18, 20, стр. 7.

Урок 4. Нахождение суммы нескольких слагаемых

(№21-25) Цели урока:

1. Познакомить с разными способами нахождения суммы несколь­ких слагаемых, повторить письменные приемы сложения и вы­читания трёхзначных чисел.

2. Развивать вычислительные навыки и умение решать уравнения.

3. Воспитывать аккуратность, умение доводить до конца начатую работу.

Ход урока I. Организационный момент

И. Устный счёт

1. Задача на развитие.

В спектакле участвовали 4 человека. В первом действии участвова­ли 3 человека, а во втором действии участвовали 2 человека. Как это

могло быть?

Ответ: Один человек играл в первом и во втором действиях.

2. Какие цифры надо переставить, чтобы получить верные равенства? 36-82 = 8

Ответы: 36-28 = 8

28+18=100 82+18=100

58 + 63 = 94 58 + 36 = 94

71-37 = 43 71-37 = 34

3. Индивидуальная работа с учётом индивидуальных детей. 1-йуровень- 2 • (27 + 3): 6 — 6 = 4

2-й уровень - 99 - 4 • (28 + 12): 5 + 24: 6 = 71

3-й уровень - 600 - (383 + 136: 8): 10 + 150 = 700 Работу 1-го и 2-го уровня проверяют учащиеся; 3-й уровень прове­ряет учитель. Три ученика объясняют, как нашли значение выражения.


следующая страница >>